19:44 / 14.08.2017Черкесские активисты потребовали принять закон о коренных народностях на Кубани

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Адыги-шапсуги официально не имеют статуса коренного малочисленного народа в Краснодарском крае, что привело к преследованию черкесских активистов за молебен у священного дерева, заявил правозащитник Валерий Хатажуков. Властям Кубани нужно перестать игнорировать требования активистов, добивающихся принятия закона о коренных народностях, заявил Руслан Гвашев.

Как писал "Кавказский узел", 2 августа Краснодарский краевой суд отменил административный штраф, наложенный на черкесского активиста Руслана Гвашева и направил дело на новое рассмотрение в Лазаревский районный суд Сочи.

2 июня Лазаревский райсуд Сочи признал бывшего председателя Совета старейшин черкесов-шапсугов Руслана Гвашева виновным в организации несогласованной акции в День памяти адыгов - молебна возле Тюльпанового дерева, и оштрафовал его на 10 тысяч рублей. Гвашев обжаловал это решение в краевом суде.

"Права шапсугов из-за отсутствия закона никак не защищены"

Делегация Кабардино-Балкарии посетила в Сочи черкесского активиста Руслана Гвашева, оштрафованного за молебен у священного дерева в День памяти адыгов. Об этом сегодня корреспонденту "Кавказского узла" рассказал руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.

"Представители всех республик, в которых живут черкесы, в эти дни приезжают к нашему старейшине – Руслану Гвашеву, чтобы сказать слова поддержки. Это не его лично притесняют, а весь наш народ", - заявил Хатажуков.

При этом он напомнил, что шапсуги внесены в реестр коренных народов России. Однако в Краснодарском крае не принят закон о коренных малочисленных народах и никакого особого статуса адыги Причерноморья не имеют, заявил правозащитник.

"Над этим будем работать. В реестр коренных народов России внесены 50 народностей, в том числе шапсуги. Во всех регионах, где живут такие малые народности – законы о коренных народах выполняются, они приняты на региональных уровнях", - отметил Хатажуков.

По его мнению, если бы депутаты Законодательного собрания края "приняли такой закон, то инцидента с Гвашевым не было".  "Права шапсугов из-за отсутствия регионального закона никак не защищены", - отметил Хатажуков.

Правозащитник добавил, что надеется на то, что власти Кубани "одумаются и позволят в следующем году адыгам без всяких согласований собраться у священного дерева, чтобы помянуть своих предков".

"Мы не хотим политизировать ошибки местных чиновников"

В свою очередь сам Руслан Гвашев заметил, что "его преследование вызвало большой резонанс в адыгском мире".

"Правозащитники сегодня приехали из Кабардино-Балкарии, чтобы разобраться в ситуации, вмешаться в нее, для того, чтобы разгон молебнов не стал нормой", - заявил Гвашев.

По его словам, в ближайшее время он планирует встретиться с делегациями из Карачаево-Черкесии и Адыгеи. "Мы не хотим политизировать ошибки местных чиновников, мы нашим братьям хотим все объяснить и успокоить регион. Резонанс большой, все адыги хотят знать детали и поддержать меня морально, сейчас все черкесы обо мне говорят, в Израиле, в Иордании, в других странах, в которых живут адыги", - заявил Гвашев.

При этом он обратил внимание, что в странах, где сегодня живут черкесы, они имеют возможность "беспрепятственно соблюдать свои традиции, говорить на родном языке, и их за это не наказывают".

Гвашев также указал на то, что "практика игнорирования прав адыгов на Черноморском побережье началась с олимпийским строительством". Представители России не объяснили членам МОК, что в Краснодарском крае существует коренной народ, который даже не упомянули во время открытия и закрытия Олимпийских игр, заявил Гвашев.

Ряд активистов черкесских организаций в апреле 2010 года заявляли об игнорировании черкесского компонента при подготовке к Олимпиаде. В то же время Международная черкесская ассоциация неоднократно заявляла о необходимости включения черкесского компонента в культурную программу Олимпийских игр в Сочи. 8 февраля 2014 года ряд кавказских активистов выразили возмущение церемонией открытия XXII зимних Олимпийских игр, которая состоялась накануне на стадионе "Фишт", отмечается в размещенном на "Кавказском узле" в разделе "Справочник" материале "Черкесский вопрос в Сочи: Столица Олимпиады или земля геноцида?".

"Власти такими шагами дестабилизируют общество"

При этом Гвашев подчеркнул, что как председатель Совета старейшин адыгов Причерноморья он обращался в 2011 году к руководству края с просьбой принять региональный закон о коренных народностях.  

"Но мы до сих пор никакого статуса не имеем. Мы отказались от создания национального территориального образования, которое хотели создать в 1992 году. Записались как малая народность, но край нас официально так и не признал", - утверждает Гвашев.

Он отметил, что шапсуги могли бы претендовать на бюджетное финансирование программ по развитию культуры и языка. "Но у нас в краевом законе написано, что край является исконным местом проживания русского народа, местом формирования кубанского казачества и нет ни слова об адыгах", - заключил Гвашев.

По его информации, сейчас на Черноморском побережье проживают 10 тысяч этнических шапсугов, еще столько же живут в трех аулах Адыгеи. 

Член Общественной палаты Кабардино-Балкарии, профессор Мурат Хоконов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказал о том, что "ситуацию с Русланом Гвашевым он намерен вынести на обсуждение в Общественную палату республики". При этом Хоконов отметил, что местные власти "политизировали молебен".

"Местная власть политизирует вещь, которую нельзя политизировать. Потому что такими шагами дестабилизируется общество", - заявил Хоконов и отметил, что "черкесы являются этносом, который никогда не оставляет в беде своих соотечественников".

"Нужно обязательно сделать так, чтобы местные власти как-то считались с коренным населением", - сказал Хоконов.

Бывший председатель Совета старейшин черкесов-шапсугов Руслан Гвашев активно борется за признание черкесов коренным народом, а также внесение их в устав Краснодарского края. За это он был номинирован на проводимый "Кавказским узлом" конкурс "Герой Кавказа-2013". По итогам первого этапа конкурса "Герой Кавказа-2013. Краснодарский край" Руслан Гвашев занял первое место в десятке равных. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Руслана Гвашева.

 

"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на специальной тематической странице "Преследование активистов".  В разделе "Справочник" Кавказским узлом" опубликованы материалы "Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов" и "Кавказская война", а также справка о народе "Адыги". Материалы о положении черкесов в России и за рубежом "Кавказский узел" публикует на странице "Черкесский вопрос".

Автор:Анна Грицевич
15.08.2017 в 05:53Игорь Сажин
Мы с вами о разном... От пьянки погибают в том числе и коренные народы севера и их спасение связано с возвращением к традиционному укладу, они не могут встроится в современный мир. Ужас перед современным миром рождает поиск отца этноса, т.е. авторитаризм и тоталитаризм, где опять же возникает нужда в безответственном возвращении через алкоголь в детство.
15.08.2017 в 05:53Игорь Сажин
Мы с вами о разном... От пьянки погибают в том числе и коренные народы севера и их спасение связано с возвращением к традиционному укладу, они не могут встроится в современный мир. Ужас перед современным миром рождает поиск отца этноса, т.е. авторитаризм и тоталитаризм, где опять же возникает нужда в безответственном возвращении через алкоголь в детство.
15.08.2017 в 10:54641160@mail.ru

Я не хочу обидеть многоуважаемого правозащитника, который пытается раздуть из данной сложившейся ситуации слона и выставить Гвашева жертвой. Но мне насколько стало известно, что руководство общины по Лазаревскому району целенаправлено не подали необходимые уведомления в органы власти хотя их неоднократно об этом предупреждали. Законы РФ равны перед всеми гражданами РФ, если нарушен порядок проведения публичного мероприятия, в том числе и проведение религиозного обряда на открытой территории, то организаторы и участники данных мероприятий привлекаются к административной ответственности. Факты есть, и отрицать их бессмысленно. В Туапсе община не поленилась и согласовала все мероприятия в рамках действующего законодательства. В  результате все мероприятия прошли на высоком уровне. Данная проблема возникла исключительно из-за проблем, которые в первую очередь связанны с ленью руководства Лазаревской общины организовывать все правильно. А сейчас получается нуджно найти крайних. Мне как молодому поколению представляющему данный народ стыдно за такие действия, напоминает спекуляцию.  Давайте просто все делать так, как того требует закон, независимо от национальности.

14.08.2017 в 20:08Игорь Сажин

Идея-то хорошая..., но есть НО, подобные проблемы с коренными малочисленными народами не только в Краснодарском крае, но и в других регионах. Там много проблем. Шепсуги - это часть большого этноса, он коренной, но малочисленной является только его небольшая часть и порытка предьявить часть этноса - это уловка. Но проблемы реальные у коренных жителей. У нас на севере есть территория заселенная анклавом русских старобрядцев живущих замкнуто 400 лет, они тоже хотят получить статус коренного малочисленного народа, потому что без этого статуса они исчезнут в своей самобытности. 

17.08.2017 в 13:45Antey

А с писаками комментариев в стиле "все и вся - говно" - даже совещаться ни о чем не хочется.

17.08.2017 в 11:36Сташ_А_Р

с писаками комментариев сих устроить нужо совещание я думаю ! сильны они в вопросе и могут выручить страдующие народы россии добрым словом ди и только!

16.08.2017 в 09:58Antey

Согласен, предъявить часть этноса в качестве «малого народа» - уловка.

Гвашев как-то очень уж увлечен тем, что «все говорят о Гвашеве», с наслаждением перечисляя предполагаемых «всех»:  «сейчас все черкесы обо мне говорят, в Израиле, в Иордании, в других странах, в которых живут адыги", - заявил Гвашев с истинно черкесской скромностью (в его личном понимании таковой). И это при том что во время переписи шапсуги назвались не черкесами как все, а шапсугами – причем открыто объясняя это тем, что хотят статус и привилегии «малого народа»! то есть, когда выгодно со всеми, Гвашев черкес, а когда выгодно что-то потребовать – шапсуг.

Собственно, из-за вот этой самой двойственности признание шапсугов малым народом до сих пор и не состоялось – то ли они малый народ шапсуги (меньше 50тыс. человек, что соответствует определению «малого»), то ли они большой народ черкесы. Проще говоря – они этнос или часть этноса?! Это по-братски понятно, а вот юристы ругаются…

Закон о малых народах есть, и он федеральный – значит, действует по всей стране одинаково. Правда, есть там главный нюанс: малый народ считается таковым, когда живет по традиционному укладу, и живет своими традиционными промыслами. Где у наших шапсугов промыслы? Где коневодство? Где златошвеи и кузнецы, мастера чеканки и ардженов? Ансамбли народных песен и танцев финансируются государством. Остальные где? Кого снабжать? Экскурсоводов-джиперов? Им и так нормально. Самогонщиков паленого вина, что ли?

И с Олимпиадой опять странное что-то творится – так мы ее бойкотируем, или нас на нее предательски не позвали? Определиться бы наконец.

14.08.2017 в 22:01Vatan

Проблем с этносами нет,их нет вообще,есть скрепы,духовность,малороссия и прочие причендалы.Например,еду по улице в Анапе,вижу мороженное продают,ем пока бронхи не замерзают.Остновился,купил 5-6 штук,сел на под тенью на скамейку,рядом мужик мучается.Хочет встать,не получается,ругается феерический,я ему мороженное типа похмелись,отмахнулся и продолжил попытки.Метрах 10 от нас два чернявых парня громко беседуют,чуть дальше два полиса смотрят то на меня,то на них.Те двое сели по машинам и уехали,полисы это упустили,подошли ко мне-документ просят,сходил к машине за ними,в это время очередная попытка встать закончилась скольжением руки со камейки и прямо мордой об асфальт,мат перемат,проверили документы,спросили цель поездки,разобрались.В это время мужик стоит на карачках,полисы уходят к своей тачке,я ругаюсь -ведь визг и лай типа русские своих не брсают.Жалко человека,кровь по лицу размазал,одежду запачкал,отвезти домой спрашиваю.Лучше говорит купи чекушку,сам дойду,в машине всегда спиртное.Вручил как награду за муки,он если честно поблагодарил,сказал,что все остальные сволочи и итарасы.Посадил его на скамейку обратно и уехал.