00:42 / 09.11.2017Потомки Хаджи-Мурата рассказали о планах по захоронению его черепа

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Все проблемы, связанные с возвращением черепа Хаджи-Мурата из Кунсткамеры, планируется решить до конца 2017 года, заявили прямые потомки наиба Шамиля и члены инициативной группы. Череп будет захоронен вместе с другими останками Хаджи-Мурата в его могиле, которая находится в Азербайджане, отметили они.

Как сообщал "Кавказский узел", в России снова возникла дискуссия о захоронении тела Владимира Ленина, инициированная телеведущей Ксенией Собчак. При этом 2 ноября глава Чечни призвал захоронить не только тело Владимира Ленина, но и череп наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.

Участник освободительной борьбы кавказских горцев Хаджи-Мурат родился в дагестанском селе Хунзах. Он был наибом имама Шамиля во время Кавказской войны, но в 1851 году между Шамилем и его наибом произошел разрыв. 23 ноября (5 декабря) 1851 года Хаджи-Мурат бежал в Чечню и перешел на сторону царского правительства, которое предполагало воспользоваться популярностью Хаджи-Мурата среди горцев для привлечения их на свою сторону. Однако в апреле 1852 года Хаджи-Мурат, из-за недоверия к русским, бежал в горы и 23 апреля (5 мая) 1852 года был убит во время перестрелки близ г. Нухи (ныне - город Шеки в Азербайджане).  Последнему периоду жизни и смерти наиба Шамиля посвящена повесть Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат", отмечается в биографии Хаджи-Мурата, размещенной в разделе "Персоналии" на "Кавказском узле".

В Хунзахе останки Хаджи-Мурата захоронены не будут

Пресс-конференция, посвященная проблеме возвращения черепа Хаджи-Мурата, прошла 8 ноября в Махачкале. Участниками пресс-конференции стали члены инициативного общественного комитета "Наследие Льва Толстого и Дагестан", которые добиваются возвращения черепа Хаджи-Мурата из Кунсткамеры, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

По словам бизнесмена, координатора комитета Джамалудина Омарова, общественная организация "занимается вопросом возвращения черепа с 2010 года".

"Вопрос возвращения черепа Хаджи-Мурата меня волновал с детства. Этим занимались многие, но ни у кого не получалось. В 2010 году координатор Фонда имени имама Шамиля Магомед Эльдаров предложил обратиться к потомкам писателя Льва Толстого за помощью в воссоединении останков Хаджи-Мурата. Но оказалось, что потомки писателя этим уже занимались, и поэтому мы решили работать вместе. Мы вышли на прямого потомка по мужской линии наиба Шамиля, Магомедарипа Гаджимурадова", - сообщил Омаров.

В 2012 году Хунзахский районный суд признал Гаджимурадова прямым потомком  Хаджи-Мурата. В свою очередь Гаджимурадов доверил потомкам Льва Толстого решение вопроса по возвращению черепа Хаджи-Мурата, отметил Омаров.

Как рассказал Омаров, члены комитета обращались за помощью в Духовное управление мусульман, к муфтию Дагестана. "Мы обсуждали вопрос о перезахоронении останков Хаджи-Мурата. Пытались понять, можно ли перезахоронить останки в Хунзахе. Но нам сказали, что делать этого не стоит", - сказал Омаров.

Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Череп хранился в Военно-медицинской академии. Затем в 1959 году он был передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеру). Во время Кавказской войны российские военные "в благородных "естественнонаучных" целях препарировали черепа и отправляли в Кунсткамеру для науки и "воспитания юношества", ранее заявил в интервью "Кавказскому узлу" сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Бобровников. "Недаром голова прославленного Толстым Хаджи-Мурата до сих пор лежит в ее запасниках в С.-Петербурге", - рассказал Владимир Бобровников.

Потомки хотят захоронить череп в могиле Хаджи-Мурата

Все потомки Хаджи-Мурата "мечтали о воссоединении его останков", заметил в ходе пресс-конференции прямой потомок Хаджи-Мурата Магомедарип Гаджимурадов.

"Мой дед Бадави каждый год ездил на лошади через перевал на зиярат своего отца, он установил там надгробную плиту. Все предки мечтали о захоронении черепа Хаджи-Мурата. Но у них не получалось. Эта мечта передавалась из поколения в поколение. Я начал этим заниматься с 1992 года. И я сейчас хотел бы, чтобы эта мечта сбылась, прежде чем я покину этот мир", - сказал Гаджимурадов.

При этом, по его утверждению, "в настоящее время дело подходит к завершению, несмотря на все трудности".

В ходе пресс-конференции было отмечено, что потомки наиба Шамиля хотят захоронить череп Хаджи-Мурата вместе с останками в могиле, находящейся в Азербайджане.

Екатерина Толстая поддержала требование о захоронении черепа

В 2012 году советник президента страны по вопросам культуры Владимир Толстой приезжал в Дагестан на открытие памятника Льву Толстому. Тогда ему была передана просьба о "воссоединении останков Хаджи-Мурата", также рассказал в ходе пресс-конференции Джамалудин Омаров.

Джамалудин Омаров отметил, что "в том же году Толстой провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и заручился его поддержкой". "Президент Азербайджана пообещал оказать помощь", - заявил Джамалудин Омаров.

По распоряжению президента России Владимира Путина была создана специальная межведомственная комиссия, сказал Омаров, отметив, что "в комиссии были некоторые силы, которые были категорически против воссоединения останков Хаджи-Мурата". Однако врио замминистра культуры Дагестана Магомедрасул Магомедов "смог отстоять идею воссоединения останков Хаджи-Мурата", заметил Омаров.

В повести Льва Толстого "Хаджи-Мурат" одна из героинь заявила, что голова Хаджи-Мурата должна быть предана земле, отмечается в материале, размещенном на сайте федеральной лезгинской национально-культурной автономии. "Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского "Хаджи-Мурата", которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: "Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право", - напомнил автор материала.

С участниками пресс-конференции по телефону на связь вышла директор Музея-усадьбы Льва Толстого, Екатерина Толстая. Она сообщила, что с 2006 года "поддерживает инициативу общественности Дагестана о воссоединении останков Хаджи-Мурата".

"Мы считаем это очень важным делом. Останки человека должны быть преданы земле вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности", - заявила Екатерина Толстая.

Черепу присвоен статус "объекта федеральной собственности"

С критикой сотрудников Кунсткамеры выступил в ходе пресс-конференции член Общественной палаты Дагестана, член президиума Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов. По его мнению, "те люди, которые отвечают за сохранность черепов в музее, занимаются далекими от науки вещами".

"Хотел бы обратиться к работникам, чем они там занимаются, в Кунсткамере? Ведь вся эта история вокруг черепа Хаджи-Мурата - это просто трагикомедия", - заявил Халидов.

По его словам, череп Хаджи-Мурата "исключен из списка государственной части музейного фонда России и учетной документации Кунсткамеры".

"Министерство культуры России не возражает против его захоронения. Однако череп передан на ответственное хранение в Российскую академию наук со статусом "объект федеральной собственности" (Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), является структурой РАН. - Прим. "Кавказского узла"). При этом законодательство России не содержит нормы, позволяющие использовать в качестве музейных экспонатов останки человека. К сожалению, череп все еще хранится в Кунсткамере", - отметил Халидов.

"Мы хотим вернуть череп, а не пиариться"

Участники пресс-конференции также заявили о том, что "по вопросу о возвращении черепа Хаджи-Мурата осталось сделать последние шаги". "Мы благодарны всем, кто помогал решить проблемы, связанные с возвращением черепа. Но на этом этапе в дополнительной помощи нет необходимости", - отметили участники пресс-конференции.

По их мнению, данный вопрос не удавалось решить в предыдущее время, так как "многие хотели не помочь, а попиариться на проблеме". "У нас одна цель – предать земле череп и воссоединить останки Хаджи-Мурата, а не извлекать выгоду и проводить пиар-кампанию", - сказал Джамалудин Омаров.

Участники пресс-конференции констатировали, что "решение вопроса о воссоединении останков наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата находится на стадии завершения" и что "осталось согласовать технические моменты, которые планируется решить в декабре этого года".

Череп Хаджи-Мурата необходимо вернуть потомкам для захоронения, считает старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа в Музее антропологии и этнографии РАН, кандидат исторических наук Макка Албогачиева.

"Азербайджанской общественности необходимо скооперироваться с российской, и в частности с дагестанской, и наконец решить вопрос о захоронении останков Хаджи-Мурата в одном месте. Чтобы, наконец, произошло воссоединении останков всех частей тела", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Макка Албогачиева.

Тело Хаджи-Мурата покоится в селе Тангыт Гахского района Азербайджана. По словам историка Меджида Мехрани, группа ученых во главе с известным азербайджанским археологом Мамедали Гусейновым еще в 1957-1958 годах доказала, что в могиле захоронено тело Хаджи-Мурата. В частности, было доказано, что в могиле захоронен человек без головы. В 80-х годах прошлого века ученые вновь вернулись к изучению этого вопроса, обследовали останки в захоронении и еще раз подтвердили, что могила принадлежит Хаджи-Мурату, сообщается в материале издания "Спутник-Азербайджан" от 8 ноября.

В материале издания утверждается, что "к могиле кавказского героя никто не приходит" и что "дорога, ведущая к могиле известного героя, находится в плачевном состоянии".

Автор:Расул Магомедов
09.11.2017 в 10:52Игорь Сажин

Помоему останками человека дожны распоряжаться родственники, это их дело и их духовные правила определяют отношение к телу умершего, если он сам не отдавал по этому поводу особых распоряжений. Мы как люди начались только тогда, когда стали заботится о трупах наших родственников. Животные не хоронят своих предков, люди не просто хоронят своих предков, люди из этого создали довольно глубокомысленную идеалогию, которая определяет человека как человека. Бросающий живого родственника порицается, но бросающих умершего родственника порицается еще больше. И дело не гигиене, а в том, что мы люди именно в том, что хороним.