15:40 / 20.11.2017Правозащитники насчитали 159 политзаключенных в Азербайджане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Азербайджанский Центр защиты политзаключенных обновил список политзаключенных, добавив 14 новых осужденных и исключив 20 вышедших на свободу.

Как сообщал "Кавказский узел", Центр защиты политических заключенных (ЦЗПЗ) был учрежден 27 января на базе рабочей группы, ранее созданной директором Института мира и демократии Лейлой Юнус, общественным альянсом "Азербайджан без политзаключенных" и Центром мониторинга политзаключенных.

По оценкам правозащитников, на момент создания организации число политзеков в Азербайджане составляло 167 человек. По данным на 6 июня, в списке было 165 человек.

За период, прошедший с июня, с момента публикации последнего списка политзаключенных, были арестованы активист движения "Мусульманское единство" Ахсан Нурузаде, региональный корреспондент газеты "Азадлыг" Зия Асадли и журналист-фрилансер Махбуб Зульфугарлы, заявил сегодня на заседании Центра политзаключенных один из координаторов этой структуры, глава общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.

"Во всех трех случаях очевидные политические мотивы. Нурузаде ранее трижды подвергали административным арестам и предупреждали, что он будет отправлен на длительное тюремное заключение, если не прекратит деятельность в защиту прав арестованных, в частности лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Асадли и Зульфугарлы поплатились за критику чиновников", - пояснил Гюльалыев.

По его словам, кроме того, список был дополнен 11 арестованными и осужденными в связи с акциями протеста 12 и 13 января 2016 года в городе Сиязани. "К сожалению, мы не успели провести мониторинг судебных процессов. Но впоследствии мы изучили материалы дела, провели опросы адвокатов и пришли к выводу, что конкретно арестованные по этим делам выражали мирный протест", - сказал Гюльалыев.

Вместе с тем, по его словам, за прошедший период на свободу вышли 20 человек. Шестнадцать из них - осужденные на сроки от 2 до 3 лет по обвинению в незаконном хранении оружия жители поселка Нардаран.

"В сентябре они вышли по УДО. Еще четверо верующих были освобождены по истечению срока наказания", - пояснил Гюльалыев, подчеркнув, что на сегодняшний день число политзаключенных составляет 159 человек.

"Девятнадцать из них - арестованные за реализацию свободы выражения – журналисты, блогеры, литераторы", - заявил Гюльалыев.

Все 159 человек, включенных в список, подпадают под критерии понятия "политзаключенный", установленные ПАСЕ, заявил другой координатор ЦЗПЗ, глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.

Согласно принятой 3 октября 2012 года ПАСЕ резолюции определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.

По словам Гасанова, более половины политзаключенных составляют верующие, осужденные по разным делам.

"В последнее десятилетие было несколько волн репрессий против верующих. Это и дело "группы Саида Дадашбейли", и арест лидеров Исламской партии, и преследование участников акций протеста против ношения хиджабаов и, наконец, общее "Нардаранское дело", фигурантами которого стали глава движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и его соратники. И, конечно же, стабильно в списках политзаключенных десяток и более журналистов и блогеров. В последние годы возрос удельный вес активистов молодежных организаций. Сегодня в тюрьмах томятся активисты движения Nida Байрам Мамедов, Гияс Ибрагимов, Эльгиз Гахраманов, Илькин Рустамзаде", - заявил Гасанов.

Напомним, что ранее ПАСЕ раскритиковала ситуацию с правами человека в Азербайджане. При этом представители официального Баку заявили, что принятые ПАСЕ резолюции не отражают действительность и стали результатом деятельности "антиазербайджанского лобби".

"Искусственное нагнетание напряженности, внесение в доклад далеких от истины фактов, превращает его в несерьезный документ. Азербайджан как независимое государство не может работать с таким документом", - заявил глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, которые освещаются "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид
20.11.2017 в 23:21Григорий Оборин

Ага, Ходорковского тоже называли политзаключенным, а за ним столько трупов было. В Азербайджане тоже пытаются расшатать обстановку, по заказу Запада, только фиг, не получится ничего!