00:10 / 23.11.2017Тактика силовиков поставила под угрозу возвращение женщин и детей из Сирии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Своим преследованием вернувшихся жительниц Дагестана силовики действуют на руку вербовщикам боевиков и мешают возвращению женщин и детей из Сирии, заявили опрошенные “Кавказским узлом” эксперты. По их словам, вернувшимся женщинам следует фиксировать и дублировать свою явку с повинной.

Как писал "Кавказский узел", 13 ноября из Сирии в Грозный был доставлен 41 человек - женщины и дети, в том числе из Чечни и Дагестана. Власти Чечни используют возвращение женщин и детей из Сирии и Ирака в пропагандистских целях, считают жители Чечни.

Дагестанские силовики отобрали документ о явке с повинной у Халимат Алхотовой, доставленной из Сирии в Россию 13 ноября. При этом у родителей возвращающихся в Дагестан девушек силовики вымогают деньги, сообщила 18 ноября "Новая газета". По данным издания, в оперативных материалах МВД Чечни также есть информация о явке с повинной Муслимат Курбановой и Загидат Абакаровой, арестованных после возвращения из Сирии. Однако в материалах дагестанской полиции об их явке с повинной также не говорится ни слова.

Абакарова и Курбанова находятся с детьми в СИЗО

Загидат Абакарова и Муслимат Курбанова содержатся в СИЗО №1 в Махачкале, сообщили родственники арестованных. 24 октября в их отношении была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, напомнили они. “Их арестовали на два месяца”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Аматула Курбанова, мать Муслимат Курбановой.

Как пояснили родственники Абакаровой и Курбановой, у них один адвокат, которого они наняли представлять интересы задержанных. “На первом судебном заседании присутствовал адвокат по назначению. А сейчас у них один общий адвокат, которого мы наняли”, - пояснила Курбанова.

Вместе с Абакаровой и Курбановой в СИЗО находятся их дети, пояснил корреспонденту “Кавказского узла” один из родственников Абакаровой. “У Абакаровой семимесячный ребенок, а у Курбановой трехмесячный. Оба находятся с матерями в СИЗО”, - сказал родственник задержанной.

По словам Патимат Абакаровой, матери Загидат Абакаровой, за время содержания в СИЗО “она виделась с Загидат два раза, аналогичное количество свиданий было и у матери Муслимат Курбановой”. Со слов родственников, во время свиданий они не получили никаких жалоб от арестованных.

МВД республики отказалось давать какие-либо комментарии по делам Абакаровой и Курбановой, сославшись на интересы следствия. “Мы не даем информации по этому поводу в интересах следствия”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” представитель ведомства.

Задержанным нужно обратиться с жалобами в СКР и МВД

Если у прилетевших из Сирии женщин была изъята явка с повинной, а правоохранители вымогали взятку, то им нужно обратиться с жалобой в республиканское управление СКР, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист правозащитной организации Transparency International Дмитрий Утукин. Также женщинам следует направить жалобу в службу собственной безопасности МВД, отметил юрист.

Важно зафиксировать факт подачи явки с повинной, в свою очередь заметил руководитель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин. "Это нужно делать официально. Не просто на встрече с правоохранителями, а, к примеру, отправив заявление по почте заказным путем, или передав полиции в отделении, получив официальный талон-уведомление. То есть необходимо подстраховаться”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Игорь Каляпин.

“Если явка написана на встрече с сотрудником полиции, то сразу после освобождения заявитель во избежание негативных последствий должен прийти в полицию и отдать точно такую же явку - опять же, получив соответствующий талон-уведомление", - рассказал Каляпин.

В ситуации с возможным вымогательством денег у вернувшихся из Сирии женщин “есть не только коррупционная составляющая, но и подрыв интересов страны”, также подчеркнул правозащитник.

"Есть люди, которые на фоне возвращения людей домой занимаются банальной уголовщиной, вымогательством. Причем вопреки своей государственной службы, предавая интересы страны. Возвращение людей в Россию - очень важная вещь для государства. Никакие агитационные материалы, ролики и прочие усилия пропаганды не дадут того эффекта, как рассказы вернувшихся женщин, которые сами уехали в Сирию и сами вернулись. Они могут рассказать, как они жили там и по какой причине надо возвращаться. Сарафанное радио, безусловно, эффективнее, чем самые дорогие попытки пропаганды", - рассказал Каляпин. “Вымогатели - это предатели, негодяи, которые решили погреть руки на возвращенцах", - заметил Каляпин.

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающем наказание, ранее рассказал “Кавказскому узлу” управляющий партнер бюро «Плиев и партнеры», адвокат Муса Плиев. “К статьям 208 (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) и 205.5 (Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации) есть примечание, что человек, впервые привлекаемый к ответственности, при наличии явки освобождается от наказания, если за ним нет совершенных за это время иных преступлений", - подчеркнул Плиев.

Обещанию силовиков оформить явку с повинной верить не стоит

Правозащитник обратил внимание, что “ситуация с возвращенцами из Сирии отслеживается не только журналистами, правозащитниками и родственниками вернувшихся женщин”.

“За ситуацией следят и те, кто находится в Сирии, или по пути в Сирию, или по пути из Сирии. Они задаются вопросом, а можно ли уезжать? Или оставаться со своими мужьями-боевиками до победного конца? Россия проводит политику лишения международного терроризма социальной базы, и вымогатели денег у вернувшихся женщин  государству мешают. Здесь вопрос воли: разобраться с вымогателями необходимо самым жестким образом", - рассказал Каляпин.

В свою очередь полковник запаса ФСБ России, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков заметил, что “само по себе обещание спецслужб оформить явку с повинной ничего не стоит”.

“Это банальная “разводка”, к которой прибегают недобросовестные, бесчестные сотрудники правоохранительных органов. Это аморально поведение сотрудников, которые таким образом делают отчетность, ставят "палочки". Это недопустимо и нетерпимо", - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Гудков.

4 сентября суд объявил боевиком жителя Кабардино-Балкарии Ислама Гугова, который добровольно вернулся из Сирии и написал явку с повинной. Мужчина был приговорен к трем годам колонии. При этом после задержания заявление о явке с повинной было у него изъято и в деле не фигурировало, сообщил Правозащитный центр "Мемориал".

Силовики не заинтересованы в возвращении россиян из Сирии и Ирака

Политолог Дмитрий Орешкин обратил внимание, что силовики не заинтересованы в возвращении уроженцев Северного Кавказа, побывавших на контролировавшейся ИГ* территории Сирии и Ирака. Он напомнил, что после ВОВ “люди добровольно возвращались из фашистского плена, а на Родине их подвергали фильтрации и считали изменниками”.

“Руководители силовых структур, как на Северном Кавказе, так и в Москве, совершенно не заинтересованы в том, чтобы люди, находившиеся рядом с боевиками, приезжали в Чечню, Дагестан и вообще Россию. Лучше бы, как считают силовики, этим людям в Сирии и сгинуть. Дескать, возвращаются женщины с детьми, которые воспитывались в определенной среде, и вдруг им в голову придет отомстить? С точки зрения силовиков, правильнее не создавать дополнительных трудностей", - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Орешкин.

Вместе с тем политолог констатировал, что “деваться возвращенцам некуда”. “Встает вопрос - а кому эти люди в России нужны? Использовать их в пропагандистских целях не получится. Для этого достаточно одного сюжета, в котором расскажут о том, как девушка вернулась в Чечню, как ей Кадыров подарил диван или двух баранов. Этого достаточно, а десятки возвращенцев зачем? Это дополнительные проблемы для региональных управлений ФСБ и МВД", - заметил Орешкин.

Чеченские женщины, привезенные 13 ноября из Сирии, заявили о том, что получили возможность вернуться в Россию после согласия на уголовное преследование. Привезенные в Грозный женщины были опрошены правоохранителями, после чего были отпущены, утверждают власти Чечни. “Кавказский узел” не располагает подтверждением информации о том, что эти женщины действительно были освобождены, не подвергнуты преследованию и не ограничены в правах.

 

С новостями о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа можно ознакомиться на специальных тематических страницах "Кавказского узла" "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". Кроме того, в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.

* - "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.

Автор:
23.11.2017 в 10:15Piri REIS

Лицемерие -  удел  власти в раше. Одной рукой грозят кулаком, другой воруют в свой карман.Когда обещают мирный переговоры -готовьтесь к пленению. Когда гарантируют свободу -пишите завещание.  И это хроническое правило.Закон не самодостаточен, он вторичен по отношению к праву. А это значит, что легитимен лишь тот закон, который основывается на праве. Закон, основанный не на праве, - это не закон, это произвол, возведенный в закон.