ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Активист Гияс Ибрагимов и его отец уведомили суд, что не считают себя виновными в оскорблении судей. Судья объявил следствие завершенным, отказав адвокату подсудимых в допросе ключевых свидетелей. Процесс над Ибрагимовыми призван устрашить недовольных азербайджанскими судами, заявил глава Института правовых инициатив Башир Сулейманлы.
Как сообщал "Кавказский узел", 25 октября 2016 года Гияс Ибрагимов получил 10 лет тюрьмы по обвинению в незаконном обороте наркотиков. По аналогичному обвинению получил такой же срок активист Байрам Мамедов. Оба сочли это местью за граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву "Qul bayramınız mübarək!" (Поздравляем с праздником рабов!) и "F...k the system!" (Долой систему!). Апелляция на приговор Ибрагимову была отклонена, а активисту и его отцу были предъявлены новые обвинения - в неуважении к суду.
Судья счел необязательной явку ключевых свидетелей
Дело о неуважении Ибрагимовых к суду слушает Ясамальский районный суд Баку. Назначенное на 29 ноября заседание по этому делу не состоялось, так как не был доставлен в суд Гияс Ибрагимов, и было перенесено на 6 декабря.
Жалобу на Гияса Ибрагимова и его отца Гасана Ибрагимова подали судьи Бакинского апелляционного суда Вугар Мамедов, Афлатун Гасымов и Амир Байрамов. Они утверждают, что обвиняемые оскорбили их. Все трое судей при этом проходят по делу в статусе свидетелей, а не потерпевших.
В начале заседания 6 декабря судья Ясамальского районного суда Гусейн Сафаров сообщил, что судьи БАС Мамедов, Гасымов и Байрамов уведомили телеграммами о своей неявке на процесс "по уважительной причине", передает корреспондент "Кавказского узла".
Адвокат Ибрагимовых Эльчин Садыгов возразил против рассмотрения дела без этих судей, указав, что показания всех трех судей следствию "идентичны вплоть до запятых и точек", а между показаниями и видеозаписью, сделанной в зале суда, есть нестыковки
"К примеру, судьи утверждают, что Гасан Ибрагимов обозвал их "сыновьями мерзавца". Но из кадров следует, что такого выражения там не звучало", - сказал Садыгов и вновь ходатайствовал о вызове в суд судей. Однако судья Гусейнов оставил ходатайство без удовлетворения.
Обвиняемые: мы выразили протест, а не оскорбили судей
Далее выступили обвиняемые Гияс и Гасан Ибрагимовы. Гасан Ибрагимов сказал, что устал от несправедливости, с которой столкнулись его сын и вся семья.
"Весь мир знает, что моего сына арестовали по клеветническому обвинению. Я морально и психологически устал от этой несправедливости, с которой столкнулись мой сын, наша семья. Я уже точно не помню, что говорил в тот день в апелляционном суде. Ибо в тот момент мой протест против несправедливости судьи был сродни крику отчаяния человека, которому предательски в спину вонзили кинжал. Где же справедливость-правда, когда находящуюся в квартире беспомощную женщину выталкивают и в дом подбрасывают килограмм наркотиков (имеется в виду обыск у Ибрагимовых после задержания Гияса Ибрагимова. – Прим. "Кавказского узла")? И я тогда сказал судьям, что пусть и с их детьми случится такое, чтобы они поняли какие чувства мы испытываем. Ведь и мы люди, и мы граждане Азербайджана. Я просто в суде выразил протест против бесправия, несправедливости", - изложил свою позицию Гасан Ибрагимов.
Он напомнил и слова своего сына в апелляционном суде. "Гияс сказал, что год его содержат в тюрьме по вымышленному, как сказка, обвинению, и теперь он сам хочет рассказать сказку. Судья тут же отключил ему микрофон и не позволил ему выступить. А Гияс вырвал микрофон и сказал: "Если мне не даете говорить, то зачем здесь нужен микрофон?", - сказал суду Гасан Ибрагимов.
Гияс Ибрагимов, в свою очередь, сказал, что не проявлял неуважения к суду. Напротив, с его точки зрения, судья Мамедов нарушил его права, лишив его возможности выступить.
"Я вообще считаю неуместным оскорблять судей, выполняющих заказ. Я просто в знак протеста против лишения меня слова вырвал микрофон. Если и было правонарушение, то его совершил судья, не дав мне возможности выступить в суде. Видимо, судья не хотел услышать правду", - сказал Гияс Ибрагимов.
Как вещдок на заседании был исследован микрофон, который, как утверждает следствие, сломал Гияс Ибрагимов в апелляционном суде. Обвиняемый и адвокат Садыгов заявили, что это не тот микрофон, или же его постфактум поломали на две части.
После этого судья Сафаров сообщил о намерении завершить судебное следствие. Прокурор не возразил, а адвокат Садыгов вновь попросил допросить свидетелей-судей. Однако судья вновь отказал адвокату в удовлетворении его просьбы и объявил о завершении судебного следствия.
Гособвинитель попросил время для выступления, и судья назначил следующее заседание на 12 декабря.
Сулейманлы: процесс призван сломать Ибрагимова и устрашить несогласных
Адвокат Эльчин Садыгов считает, что судебное следствие по делу Ибрагимовых не было справедливым.
"На основе показаний судей БАС Гиясу и Гасану Ибрагимовым собираются назначить наказание, а этих судей даже тут не заслушивают. Если они жалобщики, то должны быть признаны потерпевшими, а не свидетелями. В каком бы качестве они ни были, защита должна была иметь возможность задать им вопросы. Инцидент в БАС используется для отягощения участи Гияса, да еще наказания его отца. Тут нет события и состава преступления. Дело сфабриковано намеренно. Не случайно показания всех свидетелей-судей написаны словно под копирку – чувствуется работа по сценарию", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" итог заседания адвокат Эльчин Садыгов.
Отец и сын Ибрагимовы обвиняются по пункту 2 статьи 289 (неуважение к суду). "Пункт два предусматривает ответственность за оскорбление непосредственно судей. За это полагается либо штраф в размере 1000-1500 манатов (600-1200 долларов), либо исправительные работы до 2 лет, либо лишение свободы до шести месяцев. Если Гиясу назначат реальный срок, то он будет добавлен к 10-летнему лишению свободы, которое он уже отбывает", - пояснил адвокат Садыгов.
Глава Института правовых инициатив Башир Сулейманлы также считает, что данное уголовное дело преследует цель отяготить наказание Гияса Ибрагимова.
"Гияс Ибрагимов даже за решеткой продолжает демонстрировать твердость воли, не ломается. И потому, видимо, было решено ужесточить ему наказание. С другой стороны, это дело инициировали, чтобы устроить показательный процесс для недовольных работой судов. В последнее время в судах часто обвиняемые и их родственники эмоционально реагируют на незаконные действия судей", - отметил Сулейманлы в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
Представители стороны обвинения оказались недоступными для комментариев по делу Ибрагимовых, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Кавказский узел" публикует материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа на странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Когда не допрашивают ключевых свидетелей - это чистое нарушение 6 статьи Европейской конвенции. Правда Европейский суд будет долго рассматривать дело, но в очередной раз пнет Азербайджан за превращение национального суда в клоунаду.