ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Исчезновение 17-летней Фатимы незадолго до выборов президента возмутило пользователей соцсетей, оппозиция озвучила версию о давлении властей. Сама девушка позднее отвергла сведения о задержании силовиками.
Как писал "Кавказский узел", 31 марта в Баку состоялся совместный митинг оппозиционных Национального совета демократических сил, партии Народного фронта и партии "Мусават". Участники митинга призвали к бойкоту внеочередных выборов главы Азербайджана.
2 апреля партия Народного фронта Азербайджана сообщила об исчезновении 17-летней активистки после митинга, состоявшегося 31 марта. Информация об исчезновении девушки была распространена и в социальных сетях в Интернете.
На митинге оппозиции в Баку сама Фатима рассказала корреспонденту "Кавказского узла" о давлении силовиков. "Я расклеила несколько плакатов у станции метро "Гянджлик". (26 марта) меня вызвали в четвертое отделение полиции Бинагадинского района. Целых пять часов со мной вели разговоры о необходимости "тесно сплотиться вокруг Ильхама Алиева". После этого меня отпустили. Но такие вещи меня не заставят отказаться от своих убеждений", - сообщила тогда девушка.
"Информация об исчезновении человека всегда вызывает тревогу. В данном случае мы активно занялись этим вопросом еще по двум причинам. Эта девушка в конце марта уже вызывалась в полицию из-за расклеивания листовок в рамках компании "Расскажем о диктаторе", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев.
По его словам, после того вызова в полицию девушка в социальных сетях активно призывала к участию в митинге 31 марта, и активистов насторожило, что исчезла она как раз после митинга.
"У нас усиливались подозрения в том, что девушка может быть задержана в связи "утечками" в желтые сайты о якобы ее задержании в "злачном месте с другом". 5 апреля ближе к вечеру мы, группа активистов, объявили о начале кампании (за освобождение девушки). И поздним вечером в Facebook появилось видеообращение Фатимы, в котором она говорила, что жила у подруги из-за проблем со здоровьем и отключила телефон, и сейчас она уже дома. Но девушка была эмоциональной, почти плакала", - рассказал Огтай Гюльалыев.
"Я лишь однажды позвонила матери и попросила ее распространить информацию, чтобы обо мне не беспокоились", - сказала активистка в том видеообращении, которое просмотрел и перевел с азербайджанского на русский язык корреспондент "Кавказского узла". Девушка сказала, что считает необоснованными распространенные о ней в социальных сетях различные сообщения. "Обо мне все можно написать и в чем угодно обвинить. Но утверждениям о моей распущенности, что якобы где-то меня задержали, не верьте. Я нигде не была задержана. Я дома, все в порядке. Извините, что побеспокоила вас", - заявила Фатима. При этом девушка казалась заплаканной. В настоящее время видеообращение на ее странице удалено.
По словам Гюльалыева, 6 апреля ему удалось побывать дома у Фатимы. "Я не могу передать содержание беседы с ней в целях ее безопасности. Могу сказать, что ей действительно нет еще 18 лет. У меня сложилось впечатление, что она действительно поборник свободы. Она увлекается театром, ходит в театральный кружок, мечтает стать актрисой. 7 апреля она распространила еще одно видео, в котором [на азербайджанском языке] декламирует стихотворение, в котором звучат слова против разграбления богатств страны. И на этом видео она очень эмоциональна", - сказал Гюльалыев.
По его словам, сама девушка и ее мать избегают контактов с прессой. "Воздерживаюсь от однозначных оценок, поскольку она сама в публичном заявлении не подтвердила факт похищения или задержания. Могу только сказать, что ранее на 30 суток административного ареста после расклеивания плакатов с лозунгом: "The Dictator of Azerbaijan" в Азербайджане был помещен активист Самир Ашуров. Также на 30 суток были арестованы брат одного из инициаторов кампании "Расскажем о диктаторе" Турала Садыглы Эльгиз Садыглы, двое племянников еще одного инициатора кампании Ордухана Темирхана, шурин третьего автора кампании Мухаммеда Мирзали", - рассказал Огтай Гюльалыев.
Участник кампании с требованием освобождения активистки, директор информационного агентства Turan Мехман Алиев рассказал о том, как была организована акция. "Была информация об исчезновении девушки. Мы с группой активистов выступили с заявлением и призвали правоохранительные органы и власти прояснить ее судьбу. Спустя несколько часов появилось ее видеообращение в Интернете о том, что ее не задерживали. До этой истории мне о ней ничего не было известно, и потому сложно комментировать эту историю. Я сам с ней не говорил", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мехман Алиев.
Того, что исчезновение 17-летней активистки могло быть связано с политической деятельностью, не исключает блогер "Кавказского узла" Кямал Али.
"Ей 17 лет, до инфаркта далеко, о каком здоровье она может говорить, если активно участвует в митингах? Но если ее все-таки увезли в полицию и держали там пять дней, выпустив под клятву молчать, тогда пойму. Свобода важнее, девушке не место в полиции, и если она вышла под такое обещание - пусть будет так. Даже если она навсегда покинет политику - снова пусть будет так. Если каждый хотя бы год своей жизни будет так же активен в борьбе за демократию в Азербайджане, мы скоро станем Швейцарией на Кавказе, так что к девушке, вышедшей из полицейского застенка, претензий быть не должно. В конце концов, она обязательно когда-нибудь скажет правду. […] За то время, что Фатима активно действовала в демократической оппозиции, она заработала себе достаточно уважения, чтобы простить пятидневную отсидку у подруги. Если эта версия верная", - написал он 6 апреля в своем блоге "Ветер с Апшерона".
ИСБР озвучил вопросы к версии об исчезновении
В деле 17-летней активистки много неясного, прокомментировала член Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Татьяна Крючкина.
"Фатима рассказывала в социальных сетях, что в конце марта ее задерживали после расклеивания плакатов на улице. Было странным, что, по словам самой же девушки, ее забрали не из дома, не с улицы, а с работы матери, куда она ее сама вызвала. Также странно, что ее отпустили, не наказав. Обычно за такие вещи как минимум везут в суд и, по меньшей мере, штрафуют. Странным было и ее исчезновение. Примечательно, что ее мать после ее исчезновения 31 марта не говорила, что ее дочь задержали. Она говорила, что вместе с полицией ищет свою дочь", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Крючкина.
По ее словам, Фатима ранее не была широко известна.
"Впервые о ней стало известно в социальных сетях, когда осенью прошлого года ее не пустили на митинг, потому что она не была совершеннолетней. Ей и сейчас не исполнилось 18, но на последние митинги ее почему-то пускали. Ладно, скажем, она выглядит старше, и полиция не могла бы разобрать ее возраст, но для правоохранителей она должна была быть "узнаваемой" с учетом распространения ее видео, в котором она говорила, что ее не пускают на митинг из-за возраста", - рассказала Татьяна Крючкина.
Она отметила, что на митинги Фатима приходила как журналист.
"По крайней мере, она ходила с профессиональной камерой и штативом, правда, непонятно было, на какое СМИ она работает. Наш институт не может защищать ее как жертву реализации свободы выражения, поскольку она сама не заявляет о задержании или похищении", - сказала Татьяна Крючкина.
Девушка заявила о планах участия в политических акциях
Сама Фатима и ее мать оказались недоступны для комментариев, но в своих сообщениях в Facebook девушка заявляет о своем намерении продолжать политическую борьбу, передает корреспондент "Кавказского узла", который перевел слова активистки с азербайджанского на русский язык.
6 апреля в 00.21 на своей странице в Facebook девушка оставила следующий пост: "Вижу, стараются создать определенные подозрения в отношении меня. Я говорю коротко и конкретно: ничего не поменялось. Продолжу борьбу. Буду на площадях".
В тот же день в 18.28 она написала: "Я сознательно включилась в борьбу. С апреля прошлого года я участвовала во всех митингах оппозиции, потому что правда в этом. Ничего не изменилось. Как я боролась до сих пор, так и продолжу! Я не предатель! P S. Я отпускаю на совесть каждого, кто верит в мою искренность или нет. По крайней мере, я знаю, что мне верят те, кто годами самоотверженно идет по этому пути, этого мне достаточно!"
В пресс-службе МВД Азербайджана 4 апреля корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что не располагают информацией о преступлении против активистки, добавив при этом, что если есть заявление об исчезновении, то будет проведено расследование. В последующие дни в МВД отказывались от комментариев.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" освещаются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" опубликовал статью "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".