23:42 / 08.05.2018Журналисты поставили под сомнение версию о террористах в Невинномысске

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Убитые при операции в Невинномысске предполагаемые боевики опознаны как местные жители Султан Хицунов и Мехти Имаммов. Активизации вооруженного подполья на Ставрополье нет, но силовики стремятся создать видимость борьбы с терроризмом, не пытаясь при этом оставить подозреваемых живыми, заявили опрошенные "Кавказским узлом" журналисты.

Как писал "Кавказский узел", 4 мая ФСБ сообщила о двоих убитых при перестрелке в Невинномысске, назвав их лидерами религиозно-экстремистской ячейки. По версии силовиков, убитые планировали теракты. Позднее ФСБ опубликовала видеозапись с места операции.

По подсчетам "Кавказского узла", спецоперация в Невинномысске стала второй на Ставрополье с начала 2018 года.

Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России обнародовал данные о спецоперации в Невинномысске утром 4 мая. Операция проводилась в одном из частных домов поселка Рабочий в Кочубеевском районе, основанием для нее стала оперативная информация о нахождении в доме двоих человек. Предполагаемым боевикам предложили сдаться, но они отказались и вступили в перестрелку, в ходе которой были убиты. Никто из местных жителей, по информации силовиков, не пострадал, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Здание, в котором проходила спецоперация, является заброшенным, сообщил местный житель. "Это какая-то старая халупа, где давно никто не живет. Никогда и не думали, что туда кто-то может зайти - обваливается крыша, пол гнилой, неприятное место", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла"

По словам мужчины, он сам утром 4 мая проснулся от громких хлопков, похожих на взрывы. "Честно говоря, было страшновато. Никогда не думал, что в нашем спокойном поселке могут проходить настоящие боевые действия", - сказал местный житель.

Информацию о том, что операция проходила в заброшенном доме, подтвердили и в ЦОС ФСБ. Силовики также обнародовали имена и данные предполагаемых боевиков - согласно версии ФСБ, это 31-летний Султан Хицунов и 28-летний Мехти Имаммов, жители Невинномысска. Уголовное дело пока не возбуждено, при этом ФСБ настаивает на квалификации по части 2 статьи 205 УК РФ (террористический акт).

По словам жителя поселка, Султан Хицунов - местный мясник, он поставлял в район халяльное мясо. "Не замечали за ним каких-то сепаратистских наклонностей", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". 

Знакомый с Хицуновым правозащитник Руслан Камбиев уверен, что убитый мужчина не имел отношения к экстремистам, он "был всего лишь предпринимателем", сообщило 7 мая издание "Голос Ислама". По информации издания, Хицунов пропал более чем за сутки до спецоперации, в ночь на 3 мая, а Имаммов - рано утром 3 мая, при этом убитый Хицунов "был переодет в чужую одежду".

В Ставропольском крае не наблюдается активизации вооруженного подполья, считает политолог и журналист Антон Чаблин. По его мнению, силовики создают видимость борьбы с терроризмом в преддверии Чемпионата мира по футболу, заявляя о ликвидации боевиков.

"Считаю, что подобные сообщения идут перед Чемпионатом мира по футболу, чтобы показать видимость работы [спецслужб]" - сказал Чаблин корреспонденту "Кавказского узла".

Чемпионат мира по футболу 2018 года пройдет в России с 14 июня по 15 июля. Матчи турнира примут три города Юга России - Ростов-на-Дону, Сочи и Волгоград, а также Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск и Екатеринбург.

Убитые в Невинномысске вряд ли представляли реальную угрозу и занимали важные должности в иерархии боевиков, убежден он. "Это отчет, говорить о реальной угрозе нельзя", - подытожил Чаблин.

Силовики должны раскрыть и другие детали дела, в частности происхождение найденного при убитых оружия, считает руководитель ставропольского Союза журналистов России Василий Балдицын.

Балдицын не исключил, что убитые могли иметь отношение к подполью, однако вместе с тем обратил внимание на практику действий силовиков на Ставрополье. Ни один из недавних инцидентов в крае, в частности перестрелка в Нефтекумске или апрельская спецоперация, не закончился задержанием предполагаемых боевиков - в каждом случае они были убиты, хотя "существует масса способов взять их живыми", указал журналист.

1 мая мужчина в Нефтекумске ранил двоих полицейских ножом и был застрелен. Ответственность за нападение взяла на себя запрещенная в России судом террористическая организация "Исламское государство". 21 апреля силовики рапортовали об убийстве на Ставрополье боевика, который, по их данным, готовил теракты в зданиях регионального правительства и краевого управления ФСБ.

"Эта модель стала нормой в Дагестане, что вызывает некоторое недоумение, а порой и возмущение. Боевиков убивают обычно для того, чтобы не раскручивать цепи, которые могут привести "не туда". Получается, что в России присутствует в таком варианте смертная казнь", - сказал Балдицын корреспонденту "Кавказского узла".

Число вооруженных инцидентов на Ставрополье, по данным "Кавказского узла", в 2017 году выросло до трех, тогда как в 2016 году было зафиксировано два вооруженных инцидента. Кроме того, в 2017 году боевики впервые с 2010 года активизировались в столице края, говорится в материале "Кавказского узла" "Чечня обошла Дагестан в рейтинге нестабильных регионов Северного Кавказа".

Автор:Олег Краснов