10:29 / 27.06.2018Каноков поддержал критику закона о родных языках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Непродуманным шагом назвал законопроект о добровольном изучении в школах национальных языков сенатор от Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Пользователи соцсетей, ранее упрекнувшие депутатов из СКФО в трусости за отказ защищать родные языки, поддержали позицию сенатора.

Как писал "Кавказский узел", 19 июня Госдума приняла в первом чтении поправки к федеральному закону "Об образовании", согласно которым изучение государственных языков республик России "осуществляется на добровольной основе". Законопроект поддержали 373 депутата. При этом 19 депутатов, представляющих республики СКФО, проголосовали за законопроект, а еще семь не приняли участия в голосовании. Это стало поводом для критики в адрес депутатов со стороны пользователей соцсетей.

Сообщение о критике идеи добровольного изучения родных языков со стороны сенатора поступило на смс-сервис "Кавказского узла" сегодня. "26 июня Арсен Каноков на своей странице в "Фейсбуке" критически отозвался о добровольности изучения родных языков", - написал автор сообщения.

Существующая практика, согласно которой в Кабардино-Балкарии титульные языки наряду с русским являются государственными и для представителей титульных национальностей обязательны для изучения, - "логичный и разумный" порядок вещей, написал минувшей ночью на своей странице в Facebook Арсен Каноков.

"Хотелось бы обратиться к своим коллегам из Госдумы: предпринимая такой серьезный шаг в масштабах нашей многонациональной страны, наверное, нужно тщательно проанализировать ситуацию на местах. Я не в полной мере в курсе того, что происходит в других республиках. Но точно знаю, в КБР, где кабардинцев около 57%, балкарцев – 12%, а русских – 22%, национальные языки обязательны для изучения только для представителей титульных наций. И обучение по всем предметам школьной программы ведется только на русском языке", - написал бывший глава Кабардино-Балкарии.

Арсен Каноков был главой Кабардино-Балкарии с 2005 по 2013 год, а 24 декабря 2013 года был наделен полномочиями члена Совета Федерации, говорится в биографической справке в разделе "Персоналии" "Кавказского узла".

"Во многом благодаря великому и могучему [русскому языку] я получил хорошее образование, живу в столице и занимаюсь тем, что мне нравится. Но родной язык помог вылепить мой характер, ощутить себя частью моего народа. Нет языка - нет народа. Для меня язык - это моя самоидентичность. Без него я не смогу ощущать себя шитхалинцем, кабардинцем, адыгом. Без него невозможно передать всю глубину, мудрость и многогранность нашего кодекса - Адыгэ хабзэ на русском языке, а в нем вся наша жизнь, адыгский вектор мышления", - написал Арсен Каноков.

По его словам, существующая система обучения языкам "всегда была предметом зависти" соотечественников, живущих за рубежом. "Ни в одной стране, за исключением разве что Иордании, нет таких условий, например, для адыгов, как в России. Так зачем же их ухудшать? Поэтому попытку сделать "необязательным" изучение национальных государственных языков считаю не до конца продуманным шагом, способным пошатнуть доверие к органам государственной власти", - сообщил сенатор.

27 мая в Нальчике участники "круглого стола" заявили о несостоятельности языковой политики в Кабардино-Балкарии и пожаловались на отсутствие внимания властей к проблеме обучения кабардинскому и балкарскому языкам.

Пользователи Facebook согласились с Каноковым

По состоянию на 10.23 мск, под записью Канокова опубликовано 16 комментариев, авторы которых поддержали позицию сенатора.

"С огромным удовлетворением прочитала Ваш пост. Спасибо Вам большое за это. Я родилась в кабардинском селе Каменномостское. Лучшие сказки, включая русские, греческие и иные услышала от своих бабушек и родителей прежде всего на кабардинском языке. Мне ничего не помешало стать поэтом, сценаристом, пишущим равно на кабардинском, русском и английском языках, а также защитить докторскую на русском языке", - написала пользователь под ником Люба Балагова.

"Абсолютно солидарен с Вами! Считаю, что культура от поколения к поколению передается именно с языком нации. Считаю, что труды старших, установивших самостоятельный адыгский алфавит и адыгскую грамматику надо ценить и развивать", - прокомментировал запись Канокова Мурат Тамазов.

"Арсен Баширович, я был уверен, что вы и не промолчите, и нужные слова найдете, правильные. Вас будут поддерживать все здравомыслящие люди в этом вопросе до конца, до решения этой надуманной проблемы", - написал Темирлан Жилов.

"Арсен Баширович, полностью солидарна с Вами и с Вашими аргументами. Знание родного языка обогащает знание других языков. Я, например, в школе учила и свой кабардинский, и русский языки. Прекрасно пишу и издаю свои книги и на русском, и на кабардинском языках. Горжусь своим родным языком. Считаю, что именно мой родной язык помог мне стать полноценной личностью", - обратилась к сенатору Фоза Ошнокова в комментарии под его записью.

Ранее, 30 апреля, 30 деятелей науки и культуры Кабардино-Балкарии выступили против федерального законопроекта о добровольном изучении национальных языков и обратились к федеральным властям с заявлением об угрозе исчезновения кабардинского и балкарского языков. Доктор филологических наук Мадина Хакуашева и правозащитник Валерий Хатажуков заявили, что факультативное изучение национальных языков приведет к исчезновению народов Кабардино-Балкарии и самой республики.

Автор:Кавказский Узел
27.06.2018 в 13:04суровый
Оговорка по Фрейду.
27.06.2018 в 11:49shura08.74@mail.ru
 Плох тот народ который нужно из под палки заставлять учить свой родной язык!
27.06.2018 в 12:31суровый
😂Поддержал критику Каноков,а не Коков.
27.06.2018 в 13:20Абоминог
У тебя есть право изучай на здоровье
27.06.2018 в 15:10Шмель
Возможности всем бог даёт, только одни их видят и пользуются, а другие просто не видят. 
27.06.2018 в 12:25Абоминог
Кокич популист лучше бы критиковал повышения пенсоного возраста
27.06.2018 в 13:26hamidbi2010
У нас такой "застойный клад" который сэкономил бы бюджет ...!!! 

Это бесполезные (вредоносные!) чиновники, халявщики-льготники...

А тут крайних нашли!!! Собственных граждан-дойных коров, которых и кормить не надо!!!... Лучше отмените, сразу, пенсию. ... !!!!  

27.06.2018 в 18:31ator12
в кбр 3 основных народа ему надо знать 3 языка в дагестане по моему 42 народа это ж полиглот нужен который сразу миллионщиком становится Зато в чечне то 1 язык нужен других там съели ДОН
27.06.2018 в 16:55258
Протестуйте против превращения нашего народа в часть арабии и африки вот это конец нашему этносу
27.06.2018 в 18:01суровый
Это да.Но в России все коренные жители национальных республик,да и не только,составляют меньший процент к количеству населения страны,чем в франкоговорящем Квебеке.
27.06.2018 в 16:40258
Они чтл хотчт под дклом автомата заставить.уймитесь уже других проблем нет.
27.06.2018 в 16:52258
В хабзэ есть многл хорошего т нужно оттуда боать то что не протиа 21 веке
27.06.2018 в 16:58babayega
комменты от казахов там закачаешси
27.06.2018 в 16:54babayega
https://youtu.be/XRwyGNbpA_c

27.06.2018 в 17:03babayega
ну и наши там выдают  тож

удивлен что ку не как не отреагировало на выступление сати казановой 

https://youtu.be/DVDroHNrv7c?t=3m20s

27.06.2018 в 14:23111:1
https://coub.com/view/1a49kp
27.06.2018 в 16:41258
Каконокьуэ исламизация арабизация тя не колышет
27.06.2018 в 16:43258
А тебе хамид кто запрнщаета вот пртбплт и вукраине русс язык запрещают по полит мотивам кьуэш врать не надо
27.06.2018 в 12:39Абоминог
Без разницы все они популисты а что тогда канок в москве делает если он так озабочен пусть приезжает и занимается просветительством а не штаны на заседаниях протирает
27.06.2018 в 15:54ator12
нафиг все эти нац языки чего вы с этими языками добились стоите с протянутой рукой и деньги из москвы клянчите.Займитесь науками а тупые  сказки психические танцы еманутое хабза и голые понты оставьте в прошлом они тянут назад в пещеру.Нет у евреев, славян и американцев ваших нервных танцев и нет тупых обычаев а результаты есть а у вас нет вы голодранцы терпилы они вас в пыль превратят
27.06.2018 в 19:01258
Этот закон не направлен против нац.языков эти крикуны отлично понимают сие татары хотят заставить учить татар всех независимо от нац принадлежности татар не татар всех это смешно комплексы
27.06.2018 в 19:05258
Я только одно скажу что только хабза спасла каб от полного арабизма могу назвать один не делай зла если хочешь добра архаичные и устаревшие забыть а те что не противоречат 21 веку помнить ув к старшим женщинам там есть что взять это тебе не догуна догуна 🤔
27.06.2018 в 12:56Шмель
Эвона как! Значит есть всё таки титульные нации в республиках! А тут же недавно все кричали на прошлой неделе что мы одна страна, одна конституция и один центр. 

А этот гражданин говорит что у них своя конституция. 

Это что? Двойные стандарты? 

27.06.2018 в 13:31hamidbi2010
Право есть, да нет возможности... - жить по человечески, у всех!

К чему такое право приводит - объясняй дурочкам. (Если сам не такой...) 

И не забывай - во дворе 21-век.

27.06.2018 в 16:57258
Арабы с помощью ислама уничтожили всю самобытную культтуру всех соседних народов тоже самое случится и с нами если не остановить арабизацию.
27.06.2018 в 17:49Игорь Сажин
Нам надо взять пример с Канады, где уживаются два языка английский и французский, при этом французский - это язык меньшинства (27% всего населения). Франкофоны Канады сделали все что бы французский не был сожран английским. Для этого пришлось применть некоторые принудительные технологии, а так же технологии стимулирующие. Ну например на общефедеральном уровне Канады, двуязычее поощряется и оплачивается. Почему мы в России не сделать тоже самое в национальных регионах. Где чиновник, работающий на территории национального региона, получал бы неплохую надбавку за знание двух языков местного и федерального. А то ведь складывается довольно глупая ситуация, когда полицейский не хочет разговаривать со стариком, который пришел в дежурную часть и говорит на русском, при этом все время переходит на местный язык. Полицейскому плевать, что он служит на территории национального региона и надо как-то уважительнее быть к культуре и языку местного народа. Полицейский орет на старика, мол говори по русский. Еще один фактор сильно поднявший французский язык в Канаде, это создание франкоязычного университета, где молодые франкофоны могли бы получить высшее образование и дальше построить свою карьеру с учетом хорошего знания французского и английского языков. Почему бы всем университетам в национальных регионах России не постараться построить такую же систему национальных университетов. Сегодня большая часть детей национальных окраин вынуждены прекращать образование на родном языке, потому что на родном языке не возможно закончить школу, но еще более тяжело, на родном языке дальше не возможно продолжить образование, нет университетов с ведением предметов на балкарском языке, нет университетов с ведением предметов на татарском языке, нет университетов с ведением предметов на калмыкском языке. У нас увы, нет такой культуры. А зря. 
27.06.2018 в 18:28ator12
перечисли 10 пунктов этого самого хорошего хябзя
27.06.2018 в 23:59Игорь Сажин
Большая часть понимают, что за потерей языка будет утеряна и государственность, которую большевики вручили многим из этих народов после 1917 года. Да, некоторые не видят в этом ценности, но некоторые народы понимают, что даже государственность внутри России, при всей его номинальности - это важно, для всей геополитической ситуации мира. 
27.06.2018 в 19:08суровый
Националисты воду мутят,да всякие левозащитники.жалко что народ ведется,хотя честно признаться большая его часть это прекрасно понимает.
27.06.2018 в 16:50258
Хамид приведи один пример научной литер или мировой класс на нац языках нам никто не запрещ ящык учить я знпю на быт уровне и ьольше мне не нужно я не собираюсь своим летям головы забивать.может один учебн назовешь на адыгэбзэ физика химия геометрия астрономия вас крикунов не язык волнует вам воду мутить нужно по любому случаю.террор карабасы устроили под предлогом им на корточки садиться не лавали 5 раз .всегда найдете повод для воплей.
27.06.2018 в 18:08суровый
И дело совсем не языке,даже в благополучной по вашему мнению Канаде,что у них так хорошо уживаются два языка,сепаристские настроения выражены ярче,чем во многих "неблагополучных"странах.Сепаратисты добиваются совсем другого,а языковая"проблема"это всего лишь один из многих инструментов в достижении цели.
27.06.2018 в 18:43суровый
Тут во многом татары виноваты в принятии  этого закона,слишком яро там шел рост национального самосознания и сохранения языка на  самом высоком республиканском уровне.Что не только татары должны его обязательно изучать,потом что поеподавание должно идти на татарском,далее алфавит поменять на латиницу,но чащу терпения переплнило заявление сделать татарский вторым государственным,обязательным к изучению  всем.
28.06.2018 в 14:28256
хамидыжь , тебя исламизация волнует или нет все таки?ты так и не ответил?
27.06.2018 в 21:01Абоминог
Ты был в канаде?а я был хотел там засухарится на пмж типа беженец.Никто из англтчан не знает француского это не обязательно а в французкой провинци учат англ чтобы не потеряться жизнь застааляет.многие вобще оттуда не выежают так что не надо ляля
27.06.2018 в 19:18ator12
вот и я об этом а именно это всё относится и ко многим другим народам тоже и ничем не отличается зачем это называть отдельно словом хабза это элементарная вежливость а то что было на самом деле этого никто не помнит но некоторые вещи были просто мерзкими наравне с арабистанским развратом 
27.06.2018 в 16:59крот
Конечно, Арсен Баширович! Совершенно Вы правы и мы поддерживаем Ваши переживания за родную Кабардино - Балкарию, за будущее родной республики и это правильно... Но Ваши переживания выборочные, когда к вам обращаются Ваши соотечественники(цы) Вы,как то равнодушно относитесь к их обращениям,ведь люди обращаются не от того,что делать нечего,а есть проблемы в родной Кабардино-Балкарии. Люди объявляют голодовку,проводят протесты у них забирают незаконно имущество, а всех все устраивает. Хотелось бы,чтобы лучшие представителя своего народа больше уделяли внимание проблемам своих народов и своим должностным обязанностям.

Вот пример: Ответ Аппарата Совета Федерации федерального собрания Российской Федерации. 

Управление организационного обеспечения от 12 марта 2018 года № 5.8.5/9804п-2

Сообщаем, что Ваше обращение поступившее в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации,в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального Закона от 2 мая 2006 года №59 -ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено в Прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики за № 5.8.5/9804п-1 для ответа Вам, по существу вопроса и передано членам Совета Федерации Ульбашеву Мухарбию Магомедовичу и Канокову Арсену Башировичу за № 9804п.

Заместитель начальника управления ---И.В. Шаповалова.

На сегодняшний день ответа нет. Может Арсен Баширович невкурсе???А если в курсе просим дать ответ.

Также было раннее обращение за № 22104п от 04.10.2017г. осталось без ответа.

27.06.2018 в 13:18hamidbi2010
" Союз равноправных, народов СВОБОДНЫХ!" Будем брать пример со старшего (хотя бы по паспорту!) народа русского. Русский обязателен даже в других странах, Украине, Прибалтике (в Высших учебных заведениях!)...

С какой стати у меня не должно быть такое же право у себя дома?!!!

А умники в ДУМЕ, простые провокаторы! Их полно и в Правительстве!! И враги они государству!!! Думу надо представлять РЕГИОНАМИ, по два человека с каждого региона!!! Остальных по домам! Меньше вреда будут приносить!! Это касается и Правительства!!!

27.06.2018 в 14:20Корней

Школьники предельно загружены учебным материалом, есть и внеклассное чтение классики. Строгость ЕГЭ предполагает доп. занятия с репетитором. Лишь тогда можно дотянуться на базовом (математика), базово-профильном (русск.яз) до желанных от 60 до 80 баллов. Тогда лишь ты конкуренто-конкурсный абитуриент даже на коммерческое отделение вуза. Никаких родных языков в ЕГЭ не существует. Перестраивайся, изучай факультативом, решай совместно с родителями.**///**  Будет и новинка на ЕГЭ следующего года. Экзамен по русскому для 9-х 11-х классов может быть разделён на 2 части: письменную и устную. Во 2-й, устной части школьнику придётся вести диалог с преподавателем или с компьютером, которые будут оценивать грамотность речи, расстановку пауз (не бубнёж), правильность интонаций. Всё, проехали, всё подчинено алгоритму ЕГЭ, а без репетитора его не вытянуть, а время у школьника не резиновое. Сдай еще на ГТО-5-й степени. Это +10 баллов «навороту» к ЕГЭ (опять-таки время на тренеров, кружки).

28.06.2018 в 00:02Игорь Сажин
Проблема многоязычия по типу Дагестана решается довольно просто. Достаточно небольшого местного обязывания знать чиновнику местный язык или диалект и доплачивать за это. Т.е. чиновнику достаточно знать русский, язык где он работает точечно и все. Это решаемые проблемы. 
27.06.2018 в 23:57Игорь Сажин
Абоминог, я описал работающие механизмы защиты французского языка в Канаде. Они есть, они всем известны, они работают, их никто не отменял. Можете топать ногами с возмущением, но нормы эти соблюдаются. Еще сюда надо добавить, что в семьях франкофонов рождаемость выше чем в семьях англоговорящих и процент франкофонов медленно, но растет. Да, они хорошо знаю английский и учат его - это правда, потому что за границами Квебека сложно общаться на французском языке, даже во Франции франкофоном из Квебека не понимают, потому что язык их отличается от современного французского довольно сильно. Но ничего, так ситуация сохраняется. 
28.06.2018 в 13:41hamidbi2010
До введения обучения на русском (Хрюшкой), учили на родных языках предметы!( И математику и т. д.). Так вот, лучшие умы с того периода! (У адыгов в Кабарде)...Потому, что понимали смысл!!!

28.06.2018 в 14:26256
дегенерат ты что идиот?учили на арабском и только суры из корана, назови мне один учебник по научно тех литературе на кабардинском или перевод мировых сокровищниц литературы.Не неси бред, если ты хочешь учи сам на каб языке математику и химию, а мне и многим другим это сто лет не надо.
28.06.2018 в 13:58hamidbi2010
Эврика! Когда создается проблема на публику с использованием чего то "русского", будьте на стороже! Атакуют не русские! Атакуют паразиты, эксплуатирующие это самое "русское"!
28.06.2018 в 05:53суровый
Государственность?О какой государственности вы говорите?Есть одна государственность-Российская,других никогда не было,и не должно быть,были необдуманные шаги большевиков и демократов ЕБН,такая "государственность"ведет только к сепаратизму и развалу страны.
28.06.2018 в 13:35hamidbi2010
Братан, Украина запрещает по той же причине, что у нас требуют "добровольности". 
28.06.2018 в 13:52hamidbi2010
А по сути эту проблему скинули жирные паразиты на наших телах.

Вот и отвлечемся от пенсионного насилия, выданного Гайдаровским "цыпленком"...

28.06.2018 в 00:06Игорь Сажин
Да, здесь вы правы, процент местных владельцев языка в национальных регионах у нас очень низкий. Квебек все же франкоговорящая территория. Но если не брать национальный регион целиком, а брать некоторые его районы, то там можно обнаружить преобладающие территории. Например в том же Татарстане есть районы преобладания башкирского населения и преобладания башкирского языка. Ведь даже в Квебеке есть два района, где английский язык преобладает и Квебек с этим смирился, английский там язык большинства. 
28.06.2018 в 12:41Игорь Сажин
Вообще-то множественная этническая автономность в рамках одной нации - это очень устоявшаяся технология в мире, которая разрешила множество проблем. То что вы считаете - эту автономность основой сепаратизма, вы конечно правы, но при этом надо учитывать, что именно такая автономность работает и на центростремительные силы. Многие политики разных стран понял, что давление на просыпающие нации может дать обратный результат, так что если народ готов, можно ему дать и автономию и они будет очень благодарны за это и окажутся наиболее преданными единому государству, чем те, на кого давить. 
28.06.2018 в 19:30крот
Предлагаю : Если ... аты не хотят учить наших детей их родному языку ??? ...чтоб было больше времени учить другие языки ???...тогда .наверно можно найти: денежные средства у  ....атов, (для тех у кого есть дети) хотя бы по 10 тыс.руб .( в мес.) выплачивать каждой семье ...чтоб могли нанять учителя и на дому и учить свой язык ( потому что не все родители знают свой язык ???) . Обратимся всем ...атам чтоб помогли ...нам учить свой язык.  Пропадут языки  ....допускать нельзя. 

   ААААА

29.06.2018 в 17:00256
вы по русски читать можете мля?Никто не запрещает, но заставлять уже не получится.
01.07.2018 в 11:26крот
Статья 76

1. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский и русский.

2. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает равные права государственных языков на сохранение, использование, развитие и совершенствование.

Государственные языки Кабардино-Балкарской Республики используются на равных правах в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики.

3. Языки представителей народов, компактно проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, имеют право на сохранение и развитие, пользуются поддержкой государства.