ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Залкип Алискантов, признавший вину в похищении министра строительства Дагестана Ибрагима Казибекова и приговоренный к девяти годам колонии, на основном процессе по этому делу отказался в суде давать показания и не стал комментировать протокол своего допроса на предварительном следствии. Защита подсудимого Магомеда Омарова считает, что свидетель находится под давлением силовиков.
Как информировал "Кавказский узел", обвиняемыми по делу о похищении главы Минстроя Дагестана Ибрагима Казибекова проходят начальник охраны здания правительства Дагестана Магомед Омаров, которого обвинение считает организатором похищения, и житель Тверской области Яхъя Алискантов. На заседаниях 29 мая и 4 июня должны были явиться десять свидетелей обвинения, но все они проигнорировали суд без объяснения причин.
Глава Минстроя Дагестана Ибрагим Казибеков был похищен 20 июля 2017 года в Махачкале, за него потребовали 100 миллионов рублей. На следующий день похищенный чиновник был освобожден, а подозреваемые, братья Залкип и Яхъя Алискантовы, задержаны. Спустя несколько дней стало известно о задержании начальника Центра охраны высших должностных лиц республики Управления Федеральной службы войск Нацгвардии Магомеда Омарова. Вину Омаров не признал. Залкип Алискантов признал свою вину и 20 апреля был приговорен к девяти годам колонии, его дело рассматривалось отдельно.
3 июля на очередное судебное заседание по делу о похищении министра для дачи показаний был доставлен Залкип Алискантов, на основании показаний которого и было составлено обвинение против его брата Яхъи Алискантова и бывшего начальника охраны Рамазана Абдулатипова Магомеда Омарова. Большая часть свидетелей по делу уже допрошена, часть из них допрашивалась на предыдущих заседаниях в закрытом режиме, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на процессе.
Залкип Алискантов отказался в суде давать какие-либо показания, он не ответил ни на один вопрос защиты, суда и прокурора. На вопрос судьи Расула Магомедова, намерен ли он когда-нибудь дать показания по делу, Алискантов ответил, что может быть потом он что-нибудь скажет. По ходатайству прокурора Магомеда Омариева в суде были зачитаны показания Залкипа Алискантова, которые он давал в ходе следствия. На вопрос суда о том, подтверждает ли свои прежние показания, Залкип также не ответил. "Я ни на один вопрос не буду отвечать", - заявил он в суде.
Свой отказ от дачи показаний он также отказался объяснять. В суде его интересы представляла государственный адвокат по назначению Саида Абдуллаева. Она заявила, что ее подзащитный нездоров, сам Алискантов на плохое самочувствие в суде не пожаловался. Также в ходе судебного разбирательства судья сообщил Залкипу Алискантову, что апелляционная жалоба на приговор ему рассмотрена, и Верховный суд республики оставил в силе решение суда первой инстанции. По словам осужденного, он об этом не знал, поскольку на рассмотрении апелляции его не было.
В зачитанных в ходе судебного заседания показаниях Залкипа Алискантова он сообщал следствию, что в мае 2017 года во дворе одного из домов по улице Лаптиева в Махачкале сотрудники полиции при досмотре обнаружили у него огнестрельное оружие и что после этого он был задержан и доставлен в Махачкалинское СИЗО-1. После задержания он узнал, что подозревается в похищении Казибекова. Из его показаний следует, что сидя в изоляторе, он осознал свою ошибку и решил написать явку с повинной о том, как он и его подельники похитили министра и требовали за него выкуп 100 миллионов рублей.
В явке с повинной Залкип Алискантов указывал, что предложение о похищении Казибекова к нему поступило от Магомеда Омарова, который сказал, что Казибеков занимается реализацией госпрограмм в сфере строительства и является состоятельным человеком. Согласно данным в явке с повинной, Омаров обещал воспользоваться своим служебным положением и прикрыть подельников, и по его поручению Залкип занялся поиском надежных людей для совершения похищения.
Залкип Алискантов в своих показаниях заявил, что для совершения похищения Казибекова он обратился к своему приятелю Хабибу Азизову, а он привлек своего знакомого из Чечни Шамиля Богатырева. По словам Залкипа, он по указанию Омарова занимался организацией преступления, а непосредственное похищение министра совершили Азизов, Богатырев и еще несколько молодых людей, которых Богатырев привел с собой. Брат Залкипа Яхъя Алискантов, согласно показаниям, занимался вымогательством денег за освобождение министра, в самом похищении он не участвовал. Также в ходе допроса у следователя Залкип Алискантов рассказывал, что он неоднократно приходил к Омарову домой и на работу для обсуждения деталей похищения и что тот передал ему телефон, по которому они должны были поддерживать связь.
Также, согласно показаниям Залкипа Алискантова, они собирались получить 100 миллионов в качестве выкупа за министра, из них 30 миллионов должен был получить Омаров, еще 30 Хабиб Азизов, 30 миллионов предназначались Шамилю Богатыреву и его ребятам, а 10 миллионов были оставлены на непредвиденные расходы в ходе организации похищения.
Защита Магомеда Омарова и Яхъи Алискантова заявила в суде, что показания Залкипа Алискантова неправдивые, что его заставили подписать уже готовый текст. "Показания Залкипа недостоверные, они противоречат материалам дела. Показания Алискантова являются недостоверными в силу их вынужденного характера. Его просто заставили поставить подпись в нужном месте", - заявил в суде адвокат Магомеда Омарова Константин Мудунов.
Константин Мудунов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что три судебных заседания прошли в закрытом режиме, на них были допрошены охранник и водитель Казибекова, два сотрудника Главного управления МВД по СКФО и Хабиб Азизов, приятель Залкипа Алискантова, который был привлечен для похищения министра.
По материалам дела, Хабиб Азизов и Шамиль Богатырев, узнав от Залкипа Алискантова о готовящемся похищении Казибекова, сообщили о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.
"В ходе предварительного следствия Хабиба Азизова представляют в качестве друга Залкипа... Я спросил на суде у Хабиба, почему он сначала согласился на предложение Залкипа участвовать в похищении Казибекова, а через два месяца вместе с Богатыревым обратился с заявлением о готовящемся преступлении в ГУ МВД по СКФО. На суде он на этот вопрос не смог ответить", - рассказал Мудунов.
На вопрос адвоката о том, знал ли Хабиб Азизов, что похищение министра было инсценировкой, тот ответил, что ничего об этом не знал. Защита Омарова считает, что Азизов дал в суде неправдивые показания о том, что не знал об инсценировке похищения. Мудунов полагает, что отказ Залкипа Алискантова давать в суде какие-либо показания является следствием того, что он до сих пор находится под сильным давлением и был вынужден оговорить Омарова. "Против Омарова у них нет ни одного конкретного доказательства, нет записи его переговоров, которые могли бы подтвердить, что он давал какие-то задания в связи с готовящимся похищением, нет доказательств, что Залкип и он часто встречались", - заявил адвокат.
Адвокат Константин Мудунов ранее заявлял "Кавказскому узлу", что похищение Ибрагима Казибекова было инсценировано с целью отвлечь внимание от крупных хищений бюджетных средств в возглавляемом им Министерстве строительства и ЖКХ Дагестана. Адвокат ссылается на то, что о крупных хищениях в Минстрое Дагестана было известно задолго до похищения Казибекова.
Следствие заподозрило Магомедрасула Гитинова и бывшего главу Минстроя Дагестана Ибрагима Казибекова в хищении 37,9 миллиона рублей при строительстве здания музея "Россия - моя история" в январе 2017 года. Казибеков с марта находится в международном розыске по делу бывшего премьера республики Абдусамада Гамидова - силовики считают, что Гамидов и Казибеков при внесении изменений в постановление об утверждении программы переселения из аварийного жилья в 2016 году могли завысить стоимость квадратного метра и нанести бюджету ущерб на 386 миллионов рублей.
В суде прокурор Магомед Омариев заявил, что осталось допросить четырех свидетелей, среди них и Шамиль Богатырев. Прокурор заявил, что явку оставшихся свидетелей он обеспечит на следующее судебное заседание, которое назначено на 10.00 мск 10 августа.
Магомед Омаров на суде пожаловался на то, что его более полугода содержат в одиночной камере в спецблоке "Г" Махачкалинского СИЗО-1. Он считает, что это сделано с целью оказания давления на него. На здоровье он не жаловался. Дети Магомеда Омарова подтвердили "Кавказскому узлу", что у него нет жалоб на здоровье. По ходатайству защиты суд разрешил супруге Омарова стать его общественным защитником.