ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
До начала войны в Абхазии Россия подпитывала в ней сепаратистские настроения и заставила Эдуарда Шеварднадзе ввести 14 августа 1992 года войска в регион, заявили "Кавказскому узлу" профессор Дазмир Джоджуа и ветеран абхазской войны Георгий Барамидзе. Грузинское руководство согласовало ввод войск с Россией и не ожидало встретить в Абхазии сопротивление, указал абхазский военный историк Валико Пачулия.
Как писал "Кавказский узел", 14 августа 1992 года, Госсовет Грузии отменил постановление о независимости Абхазии и решил ввести в республику войска. В 2017 году опрошенные "Кавказским узлом" жители Абхазии назвали победу над Грузией в 1993 году главным достижением республики наряду с признанием ее независимости Россией в 2008. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили тогда же назвал войну в Абхазии "большой ошибкой".
Части грузинской Национальной гвардии вошли в середине августа 1992 года на территорию Абхазии и начали продвигаться в сторону Сухуми под предлогом защиты железнодорожного сообщения. Непосредственно перед вводом войск Верховный совет Абхазской АССР, восстановив Конституцию Абхазии 1925 года, провозгласил независимость республики. Этому предшествовало аналогичное решение по поводу основного закона Грузии - еще в апреле 1991 года Верховный совет Грузии под председательством Звиада Гамсахурдии принял акт о государственной независимости, заявив о юридической силе Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года. В Конституции 1921 года статус Абхазии в составе Грузии зафиксирован не был. Активные боевые действия продолжались в Абхазии до конца сентября 1993 года, погибли более 8000 человек, примерно 18 тысяч человек были ранены. Около 200 тысяч грузин - почти половина довоенного населения Абхазии - были вынуждены покинуть свои дома, указано в материале "Кавказского узла" "Война в Абхазии (1992-1993): главные факты". Там также содержится подборка видеохроники боевых действий 1992-1993 годов.
Жители Абхазии вспомнили о первом дне войны
Боевые действия 14 августа 1992 начались внезапно, вспоминает ветеран Даур Латария. "Мой сосед Даур Квициния бежит и кричит: "Война началась, война началась". Я ему говорю: "Какая война?". Что до этого дойдет, и подумать не могли. Он кричит: "Они к нам пришли, собираемся в центре!". Переодеваюсь, бегу, а в центре уже собрались люди. Включили какой-то транзистор и слушаем выступление Ардзинбы, который говорил о нападении грузин. У нас у всех паника. Пытаемся как-то мобилизоваться. Оружия ни у кого нет, так как грузины перед этим официально лишили его всех тех, у кого оно было. Но самое важное – эти грузины раздавали своим, живущим в абхазских селах, оружие. Мы же перед войной в аэропорту видели на локаторе, как вертолеты без опознавательных знаков садились в селах и улетали", - рассказал Латария корреспонденту "Кавказского узла".
После войны Латария полностью ослеп, но это не помешало ему основать Центр по возрождению традиций, ритуалов, религии и народной медицины "Апшьатып".
Он отметил, что внешняя политика США внушает ему опасение новой войны. "У меня нет чувства защищенности. Что они творят на Востоке? Тем более все время проводят учения с Грузией. Тот передел мира, который начался с распадом СССР, продолжается до сих пор, и не дай Бог, чтобы снова началась война", - сказал Даур Латария.
Ветеран Тамаз Цахнакия, награжденный медалью "За отвагу" и медалью Султана Сосналиева "Честь дороже жизни", также вспоминает, что 14 августа не мог поверить в то, что началась война. "Я утром пошел на стоянку за своей машиной. Пришел, стою, протираю ее. Смотрю, идет знакомая женщина и говорит: "Война, война…". Я ей говорю: "Оставь, какая война? Никакой войны не будет". Вижу, она плачет. Поехал на Красный мост, а там уже бои. Начали оружие искать. Параллельно вывозил женщин и детей в Гудауту - знакомых, незнакомых. На четвертый день войны уже автомат имел", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
На войне Цахнакия потерял обе ноги, однако работает водителем большегруза. Он считает, что война - по крайней мере, в масштабе конфликта 1992-1993 годов - уже не повторится. "На границе стоят наши и российские войска. Все стало более спокойно. Хотя если брать в мировом масштабе, то, конечно, есть опасность", - сказал он.
Житель Абхазии Борис Куталия рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что утром 14 августа 1992 года шел на огород за овощами. "Я жил в доме напротив вокзала. Как сейчас помню, это была пятница. По дороге мне встретился мой знакомый, молодой грек по имени Сергей. Я ему говорю: "Ты куда?". Он отвечает: "В город. А ты?" - "А я на огород". На этом наш короткий диалог закончился. Ну и пошли каждый по своим делам. Это было в начале десятого. Я взял овощей, всего понемногу. На обратном пути снова встречаю его. Он был в белой рубашке с длинным рукавом. Смотрю - у него лицо как эта рубашка, такое же белое. Я его спросил, в чем дело, а он отвечает мне: "Борис, ты не слышишь? Стрельба, война началась. Я ему: "Какая война? Сегодня в одиннадцать часов сессия парламента". А он: "Нет, война, стреляют"", - рассказал Куталия корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Бориса Куталии, ему стало плохо от этой новости, он с трудом добрался до дома и слег на три дня. "Тогда бой три дня шел на Красном мосту, до нас пока не дошли. Вечером по телевизору сказали о начале войны. Все мои соседи-грузины радовались и говорили, мол, наконец-то, наши приехали. Как будто их кто-то ущемлял", - сказал он.
Абхазский военный историк: ввод войск согласовал Борис Ельцин
Ввод грузинских войск в Абхазию был согласован с Россией, отметил военный историк Валико Пачулия. "Мирным путем эти вопросы нельзя было решить, поэтому они применили силу. Был подготовлен проект, согласованный с президентом России Ельциным, который ранее встречался с Шеварднадзе в Дагомысе. Ельцин дал согласие на несколько дней. Вторжение должно было начаться в пятницу, 14 августа, суббота и воскресенье уходили на продвижение до реки Псоу - границы России с Абхазией. В понедельник планировали объявить о восстановлении территориальной целостности Грузии", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Грузинское руководство не ожидало того, что абхазское ополчение окажет сопротивление, заявил Пачулия. "Их встретили с оружием в руках. Вооружались в основном охотничьими ружьями, потому как с этим была проблема. А через несколько часов после нападения Владислав Ардзинба заявил об оказании сопротивления врагу. Это было очень важно. Началось формирование войск", - сказал он.
По мнению Валико Пачулии, вступление Грузии в НАТО, если оно произойдет, может привести к новой войне. "Мировое сообщество должно об этом задуматься и быть против этого принятия", - добавил историк.
Вступление Грузии в Североатлантический альянс может спровоцировать "страшный конфликт", заявил 6 августа премьер-министр России. Слова Дмитрия Медведева прозвучали на фоне учений российских военных в Абхазии и учений НАТО в Грузии.
Воспоминаниями о начале войны поделился и блогер "Кавказского узла" BERG...man Tbilisi. "Что было в 1992 году? Не очень хочу вспоминать. Я недавно приехал в Тбилиси, был совсем еще юным и помню прекрасно, как бы горько это ни звучало, все сказки про то, что Грузия была единым кулаком. Разумеется, это ложь. В Тбилиси вообще трудно было понять, идет война в Абхазии или не идет. Можете со мной не соглашаться, но большей части населения, по большому счету, было безразлично происходящее там. Наше общество было расколото... Грузии чудом удалось тогда избежать раскола на еще большее число частей", - написал он в заметке "Грузино-абхазский конфликт. Минуло 26 лет...".
Грузино-абхазский конфликт назревал давно, и в 1992 году его вряд ли можно было избежать, считает он. "Не хочу вилять хвостом и прямо скажу: конфликт был, в принципе, логичным. Грузия настаивала на своем, абхазцы хотели взять свое. <...> Закончу лишь тем, что на вопрос, изменилось ли в грузинском обществе отношение к той войне, напишу так: "НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! Абхазы - предатели, русские - оккупанты, мы защищали свою землю". Все. Я не даю оценку этому убеждению - я просто пишу, что все намного сложнее", - резюмировал блогер.
Историк назвал политические предпосылки к войне
Дать точные ответы на ряд вопросов о предпосылках к началу абхазской войны в августе 1992 года грузинским историкам не позволяет секретный статус наиболее важных архивных документов. После снятия грифа "секретно" с архивных документов о событиях, приведших к войне, признанная официально грузинским руководством версия может быть пересмотрена, полагает историк, профессор Дазмир Джоджуа, один из авторов книг об абхазской войне.
По его словам, на сегодняшний день для исследователей закрыты все ключевые документы, касающиеся войны в Абхазии и других важных для понимания постсоветского развития Грузии событий - например, военного переворота, войны в Цхинвальском регионе, коррупции в 90-х годах, "революции роз".
"Архив новейшей истории открыт, но именно эти документы не дают для ознакомления историкам. Можно работать только с второстепенными документами", - сказал Джоджуа корреспонденту "Кавказского узла".
Официальная версия начала войны и ее хода, поддержанная тогдашним руководством страны, описана в книге "Абхазский лабиринт", изданной в 1999 году в Тбилиси на грузинском языке. Ее авторы - депутаты Верховного совета. В книге описываются ежедневные боевые действия - по числам - с 14 августа 1992 по 27 сентября 1993 года, сообщил Дазмир Джоджуа.
"Это фактически пророссийская версия начала войны, так как она освобождает Россию от ответственности за развязывание войны. Кризис безопасности на железной дороге, военные операции, в том числе и операция штурма Сухуми - все это было спланировано в генеральном штабе России, [и это] фактически главный источник начала абхазской войны", - сказал Джоджуа.
Данная версия оговаривает, что основанием для ввода войск стали грабежи на участке железной дороги в регионе Самегрело и Абхазии, приносившие ущерб не только Грузии, но также Армении и Азербайджану, чьи поезда транзитом шли по грузинской территории.
"Это было верно, так как центральные власти не контролировали эту часть страны. Если речь шла о безопасности железной дороги, то зачем надо было вводить войска в города и села, где ее нет? Они могли перемещаться по железной дороге, а войска ввели сначала в Гали, затем в Очамчире и после в Сухуми", - сказал Джоджуа.
"По телевизору абхазы объявляли всеобщую мобилизацию, наше телевидение сообщало, что войска зашли для контроля железной дороги и не имели никаких других задач. Я перезвонил своим одноклассникам, которые жили в том районе, как грузинам, так и абхазам, они все были в панике и ничего толково не могли объяснить. По дороге мотались машины скорой помощи, врачи вошли в аптеку около нашего дома, взяли системы для переливания крови, бинты и шприцы. Население стояло на дороге в ожидании какой-либо информации. По телевидению говорили, что этот ввод войск был согласован с абхазским правительством, и показали кадры, как наши войска входили в Гали и Очамчиру, где местное население их встретило с цветами, затем в поселок Агудзера, где квартировался батальон абхазской гвардии, произошел первый бой", - описал события 14 августа 1992 года блогер cyxymu в своем "Живом Журнале".
Согласно официальным документам, 10 августа Госсовет Грузии принял постановление по улучшению железнодорожного сообщения. 11 августа президиум Госсовета, в который входили Эдуард Шеварднадзе, Джаба Иоселиани, Тенгиз Сигуа, Тенгиз Китовани и Вахтанг Гогуадзе, принял на основании этого постановления решение о вводе войск в Абхазию. Руководителю генерального штаба было приказано за два-три дня подготовить план передвижения войск под кодовым названием "Меч", пояснил историк.
По словам Джоджуа, группа грузинских историков считает вопрос о безопасности железнодорожных перевозок лишь формальным предлогом для ввода войск. По их мнению, основной реальной причиной для этого стало стремление блокировать и "уничтожить в зародыше абхазский сепаратизм". За три недели до ввода войск руководство Абхазии - Верховный совет - принял решение об упразднении Конституции от 1978 года и восстановлении Конституции 1925 года, в которой Абхазия значится независимым государством. 23 июля был принят акт о выходе из состава Грузии. Однако участие в заседании 23 июля принимала абхазская часть руководства, грузинская часть - не участвовала, пояснил Дазмир Джоджуа.
Еще одной предпосылкой для ввода войск стало гражданское противостояние в стране - президент Грузии Звиад Гамсахурдиа находился в изгнании в Грозном, а центральная власть не контролировала Западную Грузию.
"В Западной Грузии было сформировано серьезное, очень серьезное конституционное движение за восстановление законной власти и свержение незаконного режима Шеварднадзе. У этого движения были политическое крыло и военное крыло. Комитет сопротивления был расположен в Зугдиди (регион Самегрело), а его военные силы находились в Гальском районе и Абхазии", - пояснил историк корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, целью Шеварднадзе было уничтожение этих группировок, для чего и требовалось ввести войска в Абхазию. Третью причину начала войны историк также связывает с Эдуардом Шеварднадзе, который пришел к власти в результате государственного переворота.
"Переворот фактически совершила Россия, поставив Шеварднадзе во главе страны. От него требовали определенных уступок, одна из которых - война в Абхазии. [Она была нужна для того], чтобы потом появилась возможность вывода Абхазии из состава Грузии под видом поражения грузинских войск", - сказал Джоджуа.
По словам историка, изложенная им версия начала войны в Абхазии содержится в его книге "Падение Сухуми", изданной в 2007 году на грузинском языке, и в книге "Очерки истории Грузии. Абхазия", изданной на русском языке в 2009 году. Над последней книгой Дазмир Джоджуа работал вместе с коллективом авторов, ее соавторами стали профессоры Джемал Гамахария, Лия Ахаладзе, Тамар Берадзе, Резо Хвистани и Малхаз Барамидзе. В 2011 году эта книга была издана в переводе на английский язык.
Барамидзе: КГБ насаждал сепаратистские настроения в Абхазии
Задолго до начала войны прокремлевские силы начали сеять в Грузии вражду между разными этническими группами, утверждает бывший государственный министр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры, ветеран абхазской войны Георгий Барамидзе. По его словам, эта подготовка к войне включала тиражирование "лживых исторических фактов" о том, что Абхазия не является частью Грузии.
"На тему о том, что Абхазия исторически не была частью Грузии, дали защитить [докторскую диссертацию] Владиславу Ардзинбе (президент Абхазии в 1994-2005 годах, - прим. "Кавказского узла"). Эта тема явно шовинистическая и сепаратистская. Подобные темы поднимали в разных институтах СССР и затем распространяли среди населения. На грани распада СССР КГБ начало использовать сепаратистские настроения для создания националистических групп, которые могли бы спровоцировать напряжение в Абхазии между абхазами и грузинами и шантажировать этим Грузию, чтобы она не выходила из состава СССР [под угрозой потери своих территорий]", - сказал Барамидзе корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, созданные в Абхазии вооруженные формирования преследовали цель вытеснить из региона этнических грузин, которые до войны составляли основную часть населения Абхазии. Грабежи поездов на участке железной дороге в регионе Самегрело - Абхазия, ставшие поводом для ввода войск в регион, Барамидзе также считает провокациями, организованными при участии российских сил.
"Это была спланированная операция по созданию межнационального конфликта, чтобы столкнуть грузинские вооруженные силы с незаконными формированиями, созданными в Абхазии, а затем ввести российские войска в статусе миротворцев для прямого контроля всех стратегически дорог и объектов на территории Абхазии", - заключил он.
Российские войска - "голубые каски" - контролировали территорию вплоть до села Цаиши Зугдидского района (регион Самегрело) до начала пятидневной войны в августе 2008 года, добавил Георгий Барамидзе.
12 августа исполнилось 10 лет со дня окончания вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией при участии России, вошедшего в историю под названием "Пятидневная война". Масштабные военные действия начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года и продолжались пять дней. 12 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что принял решение о завершении операции. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, после чего Грузия прекратила дипломатические отношения с Россией, говорится в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне".