ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Управление ФСИН отказывается переводить уроженца Нальчика Аслана Черкесова из колонии в Красноярском крае поближе к дому, ссылаясь на соображения безопасности, заявили родные Черкесова. Законные основания для перевода у Черкесова есть, но решение остается на усмотрение ФСИН, пояснил юрист Мухадин Карданов.
Как сообщал "Кавказский узел", в середине октября уроженец Нальчика Аслан Черкесов, осужденный за убийство футбольного фаната Егора Свиридова, передал правозащитникам обращение о нарушениях прав заключенных в колонии Красноярского края. 5 ноября 72-летняя мать осужденного Соня Черкесова обратилась к Путину, попросив перевести сына из Красноярского края в колонию поближе к Кабардино-Балкарии - женщина указала, что является инвалидом и не может ездить за тысячи километров, чтобы посещать сына, а сам Аслан подвергается пыткам в колонии.
По словам Черкесова, проверки по его предыдущим обращениям были проведены формально. Аслан Черкесов жаловался на пытки и избиения в колонии еще летом 2017 года, свою жалобу он направил руководству ФСИН России. "Наносили удары кулаками в лицо, в голову, сбили меня с ног и начали забивать ногами, прыгая мне на тело в область живота, били по ребрам, по рукам, по ногам, и даже начали избивать ногами по голове, а затем по лицу", - описывал заключенный избиение.
Родные Аслана Черкесова в последний раз виделись с ним три года назад, рассказали его мать Соня Черкесова и сестра Анна Черкесова корреспонденту "Кавказского узла".
"Мы ездили к нему три года назад, до того как у мамы случился инсульт, и с тех пор его не видели. Не только не видим его, но и не слышим: ему не дают возможности звонить, писать письма", - рассказала Анна Черкесова.
Связь с Асланом семья поддерживает через адвоката, который живет в Красноярске. Адвокат находится на отдыхе за границей и в ближайшие две недели будет отсутствовать, пояснила она. До возвращения адвоката близкие Черкесова не получат от него никаких новостей.
В середине октября, когда Аслан Черкесов передал свое обращение, сестра осужденного обратилась в Генпрокуратуру, но ответа на ее обращение до сих пор не поступало. "16 ноября будет месяц, как я обратилась в Генпрокуратуру, ответа пока нет", - сказала Анна.
Женщина отметила, что обращалась также к президенту России и была на личном приеме в администрации президента.
"Меня приняли, выслушали, но сказали, что вопрос перевода решает УФСИН. А из УФСИН нам отвечают, что оснований для его перевода нет. Также пишут, что его содержание в Красноярском крае предпочтительнее в целях его безопасности. Очевидно, что это просто отписки. Внутри Красноярского края его переводили из одной тюрьмы в другую на расстояние до 500 километров. А поближе к дому – нет, не положено", - посетовала Анна.
От адвоката Анна узнала, что реакции на последнее обращение ее брата не было, новая проверка не назначалась.
В своем последнем обращении Аслан Черкесов отметил, что в той же колонии погиб год назад его близкий друг Ислам Магомадов (уроженец Чечни, осужденный по делу о беспорядках в Кондопоге, - прим. "Кавказского узла"), чью смерть официально объяснили суицидом. Как и родные Магомадова, Черкесов убежден, что он не мог покончить с собой.
По словам сестры Аслана Черкесова, родные не оставляют надежды добиться его перевода в колонию поближе к дому, рассчитывая на содействие адвоката. "Мама инвалид, у нее пенсия - 11 тысяч рублей. Она не может оплатить дорогу до Красноярского края даже в один конец", - пояснила Анна. Она подчеркнула, что состояние здоровья и материальное положение семьи должны стать основанием для перевода.
Инвалидность одного из родителей и материальное положение родных осужденного являются основанием для его перевода в колонию по месту проживания, подтвердил руководитель юридической фирмы "Карданов и партнеры" Мухадин Карданов.
"Также [основанием для перевода может служить] тяжелое заболевание самого заключенного, либо перевод может быть осуществлен в целях его безопасности. Но все это должно быть подтверждено документами и медицинским заключением. При этом ходатайство о переводе должен подать сам заключенный. Специального закона, регламентирующего перевод осужденного из одной колонии в другую, нет, перевод осуществляется по приказу Минюста, поэтому [должностные лица ФСИН] часто отказывают в таких просьбах", - пояснил Карданов корреспонденту "Кавказского узла".
Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения утверждена приказом Минюста России от 01.12.2005 N 235. Согласно этому документу, решение о переводе заключенного в колонию на территории другого региона принимает ФСИН России "на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе".
Юрист не исключил, что на ситуацию с Черкесовым могли бы повлиять общественные этнические организации. Их обращение с соответствующим ходатайством в федеральные структуры может привлечь внимание к проблеме семьи и способствовать тому, что осужденного переведут поближе к дому, пояснил Карданов.
Аслан Черкесов в октябре 2011 года был признан виновным в убийстве футбольного фаната Егора Свиридова, хотя своей вины не признал. Срок наказания - 19 лет и 10 месяцев. На "Кавказском узле" опубликована биография Аслана Черкесова.