ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Порядка семи тысяч россиянок попросили российские власти содействовать их возвращению домой из зоны боевых действий на Ближнем Востоке, но с начала года ни одна из жен бывших боевиков не была возвращена в Россию, заявили участники пресс-конференции в Москве. Уроженка Дагестана Загидат Абакарова, вернувшаяся в Россию год назад, рассказала о своем опыте пребывания на территории ИГ*.
Как писал "Кавказский узел", 15 февраля Советский райсуд Махачкалы признал уроженку Дагестана Загидат Абакарову участницей незаконного вооруженного формирования (ч.2 ст.208 УК РФ) и приговорил ее к восьми годам колонии. Женщина убедила суд отсрочить исполнение приговора на 13 лет, пока ее младшему ребенку не исполнится 14 лет. К Абакаровой могли применить ту же статью в предыдущей редакции с учетом ее явки с повинной и гарантий властей, приговор слишком суров, указали юристы и правозащитники.
Загидат Абакарова подписала явку с повинной перед добровольным возвращением из Сирии. 24 октября 2017 года, после приезда в Дагестан, женщина была взята под стражу, несмотря на наличие у нее грудного ребенка. По данным обвинения, ее участие в незаконном формировании заключалось в том, что женщина готовила еду для мужа и других боевиков, стирала одежду и поддерживала чистоту в доме, где жила с мужем.
Проблеме возвращения российских детей и женщин с Ближнего Востока была посвящена прошедшая в Москве пресс-конференция, сообщил сегодня "Коммерсант".
Число женщин, выехавших из России на Ближний Восток с примкнувшими к боевикам мужьями, составляет не менее 7 тысяч человек, порядка половины из них - 3-3,5 тысячи женщин - уроженки Северного Кавказа, и у каждой из женщин по несколько детей, рассказала член Совета по правам человека при главе Чечни Хеда Саратова.
Российские власти занимаются вопросом возвращения на родину детей тех россиянок, которые уже осуждены в Ираке за пособничество запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство", заявила уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова. По ее информации, уже готовятся документы для возвращения в Россию 155 детей из 16 российских регионов. Их матери, заключенные иракской тюрьмы, передали заявления об установлении временной опеки их родственников над детьми.
Участники пресс-конференции обратили внимание на недавнее заявление директора ФСБ России Александра Бортникова. Бортников 7 ноября заявил об опасности "массового возвращения по гуманитарным каналам" жен и вдов боевиков, указывая, что эти женщины могут быть использованы лидерами террористов в качестве вербовщиц или смертниц. По словам участников мероприятия, женщины, попросившие о возвращении в Россию, раскаялись и готовы отбывать наказание.
Более ста российских женщин, отбывающих в Ираке наказание за пособничество террористам, попросили помочь им вернуться на родину, сообщила в августе уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она отметила, что между Россией и Ираком нет соглашения о передаче заключенных для дальнейшего отбывания наказания, "нет и совместной конвенции о помощи по гражданским и политическим делам".
Одной из участниц пресс-конференции была вернувшаяся из России в Дагестан Загидат Абакарова. По словам Абакаровой, муж вывез ее с двумя детьми в Турцию и Сирию в 2014 году, а к моменту его гибели весной 2017 года она осталась в зоне боевых действий уже с четырьмя детьми и смогла вернуться в Россию, добравшись до территории курдов. Женщина напомнила и о своем восьмилетнем приговоре.
"Участие в НВФ состояло в том, что я готовила и стирала для мужа. Надо предупредить молодежь, чтобы не наступали на эти грабли. Мы там были и видели все", - приводит слова Абакаровой "Коммерсант".
После приговора Загидат Абакарова переехала из Дагестана в Чечню и стала активисткой рабочей группы по профилактике терроризма. 13 ноября, когда она прилетела в Москву для участия в пресс-конференции, силовики задержали ее в аэропорту Шереметьево, но позднее отпустили, сообщило издание "Кавказ. Реалии".
В качестве волонтера Абакарова вместе с другими вернувшимися в Россию женщинами рассказывает молодежи и студентам о своем опыте пребывания на Ближнем Востоке. "Именно такие рассказы влияют на профилактику терроризма", - процитировала 13 ноября Хеду Саратову "Медиазона".
"Кавказский узел" писал о судьбе еще одной уроженки Дагестана, Муслимат Курбановой, добровольно вернувшейся из зоны вооруженного конфликта в Сирии. 12 марта она, как и Абакарова, была осуждена на 8 лет лишения свободы с отсрочкой наказания до 14-летия ее ребенка. Семейная жизнь с участником НВФ не должна приравниваться к террористической деятельности, заявил юрист Ринат Гамидов.
"Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата" материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа. В разделе "Справочник" также размещена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.