ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Смертница, которая шла пешком к КПП в Грозном, действительно могла выдать себя нервным поведением, но наличие у нее с собой паспортов необычно, заявили ветераны силовых структур, комментируя возникшие у жителей Чечни вопросы. При этом на новой записи видно, что взрыв бомбы на девушке произошел уже после выстрелов силовиков на поражение.
Как писал "Кавказский узел", согласно версии МВД, 17 ноября женщина совершила самоподрыв у контрольно-пропускного пункта в Старопромысловском районе Грозного. Среди силовиков и мирного населения жертв и пострадавших нет. Следком подтвердил появившиеся в сети данные о личности смертницы, 25-летней уроженке Адыгеи Карине Спиридоновой. Опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни назвали нелогичной версию силовиков о действиях смертницы - полицейские на большом расстоянии и практически в сумерках разглядели девушку и сделали вывод, что она ведет себя странно, а маршрут Спиридоновой не поддается объяснению.
СМИ сообщили, что Карина Спиридонова родилась в Адыгее, училась в школе в одном из сел Челябинской области, а в 2016 году вышла замуж и переехала в Дагестан. После подрыва в сети были опубликованы паспорта Спиридоновой и предсмертная записка, подлинность которых "Кавказский узел" проверить не может. Пользователи соцсети отметили, что девушка, судя по фотографиям паспортов разных лет, перестала носить хиджаб.
Визуально отличить смертника от обычного человека с первого взгляда очень сложно, считает президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров.
"В этом случае девушка, как я понимаю, была одета по традициям. Внешних признаков ее опасности, наверно, не было, взрывное устройство было не в руках, а на себе, и внешне его не было видно. Сложно представить, как был сделан вывод, что направляющаяся к КПП девушка является смертницей, только по странному поведению можно это понять. Следствие должно дать ответы на все вопросы", - сказал Гончаров корреспонденту "Кавказского узла".
Замечание пользователей соцсетей, что "если бы женщина действительно хотела совершить теракт на посту, то просто могла доехать туда на маршрутном такси", резонно, однако эта нелогичность действий объясняется ее психологическим состоянием перед терактом, считает Гончаров.
"Смертница могла на маршрутке доехать до места теракта, не привлекая внимания, могла даже такси заказать и максимально близко подъехать к силовикам, чтобы не идти по открытой дороге и не привлекать лишнее внимание. Но девушка, [скорее всего], была, мягко говоря, не в себе, и не могла принимать рациональные решения. Это тоже должно быть доказано в ходе следствия", - сказал Сергей Гончаров.
Маршрут смертницы, преодолевшей 90 километров от Хасавюрта до КПП, был спланированным, а не случайным, уверен он.
"Если она проделала такой большой путь, значит, она изначально хотела взорвать себя и силовиков вблизи КПП, таков был план. Она заранее шла именно туда, сознательно преодолела такой путь. Жителям Чечни не стоит удивляться, что она ехала из Хасавюрта до Грозного со взрывчаткой, а не взорвала себя в ближайшем месте, это было сознательно. Об этом свидетельствует еще и то, что она с собой взяла паспорт и предсмертную записку. Обычно террористы не берут с собой документы, но в этом случае, видимо, ей понадобился паспорт", - считает ветеран "Альфы".
Тот факт, что девушка была в разработке силовиков, не означает, что правоохранители имели причину и основание задерживать ее, указал Гончаров. "Разработка у силовиков – обширное понятие. Многие находятся в разработке, но это не означает, что этих граждан будут сопровождать день и ночь, вести слежку. Если ее не задержали до теракта, значит, не было явных причин. Разработка не дает права задерживать или арестовывать граждан. Нельзя говорить, что здесь есть ошибка силовиков", - сказал Сергей Гончаров.
Полковник МВД в отставке Евгений Черноусов, напротив, считает самоподрыв девушки большим упущением силовиков, которые вели за ней наблюдение.
"Как может гражданин, находящийся в разработке, обойти всех и совершить теракт? Здесь есть чья-то халатность. Следствие должно выяснить виновного и наказать его", - сказал Черноусов корреспонденту "Кавказского узла".
При этом Черноусов согласен с мнением, что поведение, в отличие от внешнего вида, действительно могло выдать в девушке смертницу.
"Когда человек идет на какое-то задание, на совершение самоубийства или теракт, у него возникает мандраж, дрожь, неуверенность, его поведение становится необычным. Даже обычный человек иногда не может скрыть свое волнение, когда проезжает или проходит мимо КПП, даже если нет повода волноваться. А здесь девушка осознает, что через минуту ее не станет, естественно, что она своими действиями вызывает подозрение и выдает себя", - сказал Черноусов.
Зная, что многие теракты направлены против силовиков, сотрудники на КПП имели основания расценивать подозрительную девушку как исполнительницу теракта. Их действия можно назвать эффективными - бдительность силовиков помешала смертнице выполнить свою задачу, считает он.
По данным силовиков, до КПП смертница не дошла около 75 метров. Она взорвала себя после того, как полицейские, увидев на ней самодельное взрывное устройство, произвели предупредительный выстрел, сообщил врио министра внутренних дел по Чечне Апти Алаудинов.
"Это еще и провал террористов, поскольку цель любого теракта – жертвы. А здесь смертница не выполнила свою задачу, взорвала только себя. Сейчас силовики будут более бдительными", - уверен отставной полковник МВД.
Черноусов добавил, что маршрут смертницы может объясняться ее желанием избавиться от возможной слежки.
"Террористы, как правило, преодолевают определенное расстояние, чтобы уйти от возможной слежки, это часть плана и результат инструктажа. В этом случае она все делала по сценарию. У нее нашли паспорт, это говорит о том, что она знала, что ей придется проехать большое расстояние. Например, ее останавливают через 25 километров и спрашивают паспорт, она показывает и проходит, так как взрыв должен быть в другом месте. Но это редкий случай, обычно террористы не носят с собой документы", - пояснил Евгений Черноусов.
Гудков: теперь теракты направлены на органы власти и силовиков
Смертницу выдало ее объяснимо странное поведение, которое силовики умеют замечать, считает полковник запаса ФСБ России, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков.
"Только по внешнему виду определить террориста сложно, а по поведению можно. Представьте ее состояние: она понимает, что должна взорвать себя через несколько минут, разве она может быть спокойна в этот момент? Конечно, у нее было стрессовое состояние, а силовики это могли увидеть и почувствовать", - сказал Гудков корреспонденту "Кавказского узла".
Он также обратил внимание на новые тенденции в действиях боевиков. "Ей всего 25 лет, вчерашняя студентка, можно сказать. В качестве смертников все чаще выбираются молодые люди. Второй важный момент: если раньше теракты происходили в метро, на вокзале и в других людных местах, то сейчас теракты направлены на органы власти, силовые структуры. Идет изменение сознания и люди, готовые себя подорвать, атакуют власть. Они начинают ненавидеть власть до такой степени, что готовы на такой шаг", - отметил Гудков.
Вывод об омоложении подполья, сделанный в подготовленном "Кавказским узлом" материале "Чеченское подполье растет, но молодеет", подтвердили нападения на силовиков в Шалинском районе Чечни и в Грозном 20 августа. По данным правоохранителей, четверо нападавших были убиты, а еще один скончался в больнице после самоподрыва. Ответственность за эти нападения взяла на себя запрещенная в России террористическая организация "Исламское государство". Возраст нападавших - от 11 до 18 лет.
Геннадий Гудков также указал, что смертники обычно не берут с собой документы перед совершением теракта. Полковник ФСБ в запасе подтвердил и тот факт, что у силовиков не всегда есть повод для задержания человека, попавшего в разработку.
"Разработка – это оперативный процесс, она [не дает оснований] для ограничения действий гражданина. Но надо отметить, что эта разработка не дала результаты, не позволила предотвратить теракт. Не надо недооценивать террористов и не надо их переоценивать, они делают только то, что они могут. Если девушка преодолела 90 километров, значит, она знала, что сможет это сделать. Они все делают, исходя из своих возможностей", - подчеркнул Гудков.
Отсутствие жертв в результате теракта он считает провалом террористов, отмечая бдительность силовиков на посту.
"Ребята на месте оказались опытными, бдительными - заметили девушку, ее напряженность, необычное поведение. Сработали эффективно, но это больше результат случайности, чем осознанной работы. Если бы она поехала на маршрутке, ее странное поведение могли бы заметить пассажиры, мог быть взрыв в маршрутке с невинными людьми. Но она не хотела убивать невинных людей, ее целью были силовики, это совершенно точно", - заключил Геннадий Гудков.
Новое видео противоречит официальной версии событий
Тем временем в социальных сетях распространилось новое видео, снятое у КПП во время инцидента. Видеоролик, опубликованный 18 ноября, доступен, в частности, на YouTube под названием "Момент подрыва смертницы из Грозного с другого ракурса". На записи, снятой неизвестным, видно, как женщина в темной одежде идет в направлении КПП. Рядом по дороге проезжает один легковой автомобиль, хотя обычно на этом участке дороги довольно интенсивное движение. Несколько силовиков с оружием наизготовку выходят навстречу женщине, один поднимает руку, затем слышны выстрелы, женщина падает. Голос за кадром произносит: "Что, больные что ли?". После нескольких выстрелов происходит взрыв и тело женщины отлетает в сторону.
Запись с другого ракурса только укрепляет озвученные ранее сомнения в официальной версии силовиков, обратили внимание местные наблюдатели.
"На новой съемке, что распространилась вчера, видно, что события развивались не так, как нам это преподносят. Девушку расстреляли, а потом только случился взрыв. При этом силовики ведут себя достаточно спокойно, хотя в подобного рода ситуациях реакция бывает совершенно иной", - заявил сегодня бывший сотрудник МВД Чечни Лема корреспонденту "Кавказского узла".
Эта видеосъемка должны вызвать интерес у следственных органов, уверен бывший силовик.
Местный активист Руслан полагает, что родным девушки следует требовать расследования. "Это видео, на мой взгляд, достаточно серьезная улика. Родным девушки, что объявлена смертницей, ее семье, следовало бы обратиться в надзорные органы и потребовать независимого расследования произошедшего. Это позволило бы установить истину", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Трасса, ведущая из Грозного в сторону станицы Первомайской и селения Побединского Грозненского района, обычно бывает загруженной, отмечают местные жители.
"Движение там достаточно интенсивное, постоянно легковушки в обе стороны ходят, маршрутки и автобусы. На видео дорога практически пустая, я такого прежде никогда не замечал. Получается, что трассу перекрыли заранее, зная, что что-то должно произойти", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Грозненского района Идрис.
Пользователь Twitter под ником Zeynal Xidirov обратил внимание, что на посту, помимо полицейских, были сотрудники спецназа - они ждали, пока к ним подойдет девушка, демонстративно одетая во все черное. При этом заявление, что девушка подорвала себя после выстрела в воздух, опровергается этими кадрами. "На видео ясно, что девушку расстреляли и потом был взрыв", - написал он.
"Знающие это место утверждают, что трасса эта обычно загружена. На видео она перекрыта и безлюдна. Силовики чувствуют себя в безопасности на расстоянии 10-20 метров от жертвы и не реагируют на взрыв. Значит, они знали о силе мощности взрывного устройства?", - задался вопросом пользователь Twitter Торси.
Представители МВД Чечни отказались комментировать корреспонденту "Кавказского узла" распространившиеся видеокадры.