ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Анонимные угрозы в связи с заседанием Конституционного суда России 27 ноября по запросу главы Ингушетии о соглашении с Чечней поступили юристу Рамилю Ахметгалиеву, который представляет интересы Всемирного конгресса ингушского народа. О произошедшем проинформированы Федеральная палата адвокатов и секретариат КС.
Как писал "Кавказский узел", 30 октября Конституционный суд Ингушетии признал республиканский закон о границе с Чечней противоречащим Конституции. 27 ноября решение по этому вопросу должен вынести Конституционный суд России. На заседание допущен представитель Всемирного конгресса ингушского народа, туда приглашены Юнус-Бек Евкуров, Рамзан Кадыров, представители республиканских парламентов, Федерального собрания, Генпрокуратуры и Минюста. Среди приглашенных и представитель КС Ингушетии.
Подписание 26 сентября Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией привело к массовым акциям протеста. Если КС России поддержит это соглашение, то акции протеста возобновятся, при этом будет поднят и вопрос о принадлежности Пригородного района, заявили члены Ингушского комитета национального единства.
Сегодня ночью неизвестный через мессенджер порекомендовал Рамилю Ахметгалиеву не ездить в Санкт-Петербург, где будет проходить заседание КС России, а то "еще заболеете, и температура поднимется". При этом в сообщении анонима упомянуты сведения личного характера - о членах семьи и месте проживания юриста, говорится в сообщении на сайте Международной правозащитной группы "Агора".
Рамиль Ахметгалиев связывает угрозы со своей профессиональной деятельностью. Вопрос обращения с заявлением в правоохранительные органы изучается, отмечается в сообщении.
Об угрозах в адрес Ахметгалиева поставлены в известность Федеральная палата адвокатов и секретариат Конституционного суда РФ, сообщила представитель юриста Ирина Хрунова.
"Обращение в Следственный комитет может быть направлено позже, после завтрашнего заседания Конституционного суда. Интересы наших представителей в этом процессе никто не отменял. Сейчас адвокат Ахметгалиев готовится к процессу. Это важный процесс. Всё остальное будем делать позже. Что касается безопасности близких Ахметгалиева, я могу лишь сообщить, что данные о его близких не публиковались в открытом доступе, в соцсетях. Эта информация не была публичной. Именно поэтому мы уверены, что речь идёт об угрозах", – заявила Ирина Хрунова, слова которой приводит "Фонтанка".
Рамиль Ахметгалиев работает адвокатом с 2004 года, является правовым аналитиком международной "Агоры", управляющим партнером адвокатского бюро "Ахметгалиев, Хрунова и партнеры". Ахметгалиев добился решений президиума Высшего арбитражного суда РФ по вопросам налогообложения НКО, Конституционного суда России, разрешившего госслужащим публично критиковать начальство, всего до Конституционного суда России довел семь дел, по которым принято пять постановлений и два позитивных определения, отмечается в сообщении на сайте "Агоры".
На "Кавказском узле" опубликован полный текст Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией, а также приложения к нему - карта и геодезическое описание границы. Анализ новой линии чечено-ингушской границы картографами приведен в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов".
"Кавказский узел" регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости, касающиеся спора о границе между Чечней и Ингушетией, размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".
"Нельзя попирать право, право в любом случае отомстит." Вот и я про это
И чтобы отработать деньги, старается отвлечь внимания от дела.
Что ему делать если даже главный провокатор Гагиев сдал заднюю, ведь в Санкт-Петербурге придётся отвечать за постправду.
Во вторых, в Ингушетии снова как по волшебству пропал интернет и связь как в метро. [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дискуссии ведутся только на русском языке.]
Относительно вопроса истории собственно Сунженского района. Территория современного Сунженского района, которая охватывала земли карабулакского и частично назрановского обществ ингушей, обособляется со времен основания Сунженской линии в середине XIX века. Название территории происходит от одноименной реки Сунжа. Сунженскую линию потом преобразовали в Сунженский казачий отдел, куда кроме казаков с 1888 по 1905 года входили и ингуши. Следовательно, эту территорию нужно считать в территориально-административном отношении на тот период ингушской. Более того, Ингушетия, как мы видим, была на протяжении почти двух десятилетий полностью включена в состав Сунженского отдела Терской области, тогда как чеченцы входили в Грозненский округ. «Плоскостная Ингушетия значилась во 2 – м участке Сунженского отдела, а нагорная – в 3–м участке (с участковым правлением в станице Сунженской)».
Включение ингушей в состав Сунженского отдела нужно рассматривать как закономерность, так как в территориальном отношении, т.е. географически это одно целое. Такое положение сохранялось до создания самостоятельного ингушского территориально-административного образования – Назрановский округ в 1905 г. В связи с этим может возникнуть вопрос — почему же в состав Назрановского округа не вошел теперь Сунженский отдел — ведь округ включил практически всю оставшуюся Ингушетию? Ответ прост. Царская администрация не могла поставить казачий отдел в административное подчинение инородческого округа. Это противоречило традиции, согласно которой даже в воинских частях инородцы получали меньшее жалование, чем сослуживцы — православные. В то же время жалобы ингушей на произвол казачьей администрации в условиях разгорающейся Первой русской революции, побуждало предпринять хоть какие – то шаги. Поэтому было отдано предпочтение учреждению на территории Ингушетии двух административных образований.
Во время Кавказской войны российское военное командование приняло решение создать Сунженскую линию, «для утверждения здесь русского владычества» создать поселения казачьих станиц на Сунже и возвести укрепления при главных выходах из гор. Профессор Здравомыслов А.В. утверждает, что: «С 30-х годов XIX века начинает возводиться новая линия укреплений – крепостей и казачьих поселков, получившая название Сунженской линии. Эта линия пролегала через территорию, традиционно занимаемую ингушским этносом.… Следовательно, уже на самом первоначальном этапе колонизации этого региона интересы ингушей были ущемлены».
Заселение территории Сунженского района ингушами происходило во второй половине XVIII в. – начале XIX в., в том числе и в нижнем течении рек Ассы и Сунжи и не только в пределах современного Сунженского района, но и на территории современного Ачхой-Мартановского района. Например: Валарг // ВалартIе, ГIалгIай-Юрт, Умахан-Юрт (на месте современного населенного пункта Валерик). В одной из ранних работ по истории народов Северного Кавказа «Чечня и чеченцы», автором которой является Берже А.П., говорится, что Умахан-Юртовские хутора, Альтемир-Юрт и Галгай-Юрт поселены в один аул Валерик и что эти аулы существовали до 1846 года. В этом же районе до сих пор существует селение Котро-Юрт, основанное по народным преданиям Коатро Дакиевым.
Первопоселенцами селения Валарг (Валерик) являются Евлоевы, Киевы, Галаевы и др., часть которых до сих пор там проживает и утверждают, что они ингуши. В прошлом недалеко от Бамута существовал аул ГIандал-Босе, основанный Гандолоевыми. Сохранились руины этого поселения. «Находятся в 13 км к юго-западу от Бамута». Первопоселенцы старых ингушских хуторов на территории современного Ачхой-Мартановского района были Белхароевы, Булгучевы, Фаргиевы. В Ах-Борзе первыми поселились Гетагажевы, где потом заложили станицу Ассиновскую (Ах-Борзе – ингушское название селения). Возле этого поселение были и другие населенные пункты, например хутор Хамчиевых и т.д. Об этом мы еще скажем ниже. Бывшее селение Берд-Юрт возле Ах-Борзе на берегу реки Асса было основано Мамиевыми относящимися к роду Белхарой, там же, где сегодня под тем же названием возрождается это селение.
Необходимо отметить, в контексте чечено-ингушских отношений, что вопрос территориально-административного устройства решался в пользу Чечни и в царское время. Во второй половине XIX века по решению царской администрации ингушские земли отошли к Чечне, что известно из истории. «В 1866 году, по распоряжению начальства, аккинцы и мереджинцы отделены от Ингушского и подчинены управлению Аргунского (т.е. Чеченского – авт.) округа…». Речь идет о землях верхней, южной части Ачхой-Мартановского и о части Итум-Калинского районов. До этого горный участок Ингушевского округа состоял из шести обществ: «На Юго-восток от укрепления Джераховского (по военно-грузинской дороге) идет глубокое ущелье, образуемое течением р. Арм-хи (Кистинка), в котором обитают два горских общества: Джераховское и Кистинское; далее, за гребнем Коджар-Догушты, служащим перевалом в ущелье р. Ассы, лежат поселения галгаевцев и цоринцев, на восток же от последних, по р. Гехи, обитают акинцы и по р. Фортанге – мереджинцы».
По сведениям известного исследователя Кавказского края В.И. Долбежева первопоселенцем горного аула Итум-Кала (Итон-Кхала инг.), что находится в горной долине Аргунского ущелье был Итун (Itun), который происходил от Галгаев (Galgaier).
По «Дорожной карте Кавказского края», составленной и литографированной Военно-Топографическим отделом Кавказской армии в 1853 г. все ингушские населенные пункты – станицы, вошедшие позднее в состав нынешнего Сунженского района, находятся в границах Ингушского округа Терской области. Так же на Карте Кавказского края составленной и литографированной при Генеральном штабе отдельного Кавказского корпуса 1842 г. во Владикавказском округе указаны ингушские селения Корей-юрт, Серали-Юрт, Гажир-Юрт, Ах-Борц, Карабулак, Али-Юрт и другие населенные пункты. По сведениям Сборника сведений о Кавказских горцах «Для увеличения поземельного надела казачьих станиц предназначен бывший Карабулакский участок принадлежавший, по административному делению, к Ингушевскому округу и оставшийся после переселению чеченцев в Турцию совершенно свободным».
Сунженский округ, созданный на части исконно ингушской территории бывшего Сунженского казачьего отдела, состоял из станиц: Ассиновская, Слепцовская, Троицкая, Нестеровская, Вознесенская, Карабулакская.
Первые две станицы будущей Сунженской линии были заложены в 1845 году XIX века на месте разоренных ингушских аулов селений Курей-Юрт и Серали Опиева.
Станица Орджоникидзевская (КIури-Юрт инг.). В 1845 г. на месте ингушского селения Курей-Юрт была заложена ст. Сунженская (с конца 1851 г. ст. Слепцовская, после революции Орджоникидзевская). В исторических материалах этого селение впервые упоминается в самом начале XIX века (11-17 гг. XIX в. Сведения Муталиева Т.Х.). На карте 30-х годов XIX века на месте современной станицы Орджоникидзевской являющейся административным центром Сунженского района расположено ингушское селение Курей-Юрт, где находилось 105 дворов и проживало 585 человек. На Карте Кавказского края составленной и литографированной при Генеральном штабе отдельного Кавказского корпуса 1842 г. указаны ингушские селения во Владикавказском округе Корей-юрт, Серали-Юрт, Гажир-Юрт, Ах-Борц, Карабулак и т.д.
По сведениям Волковой Н.Г., в русских письменных источниках оно обозначено как Курей-Юрт, что мы и видим на карте, опубликованной в ее работе «Этнический состав население Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974». Это поселение указывается и на карте 1840 г. как Курей-Юрт.
Курей-Алиево было основано Куриевыми из рода Леймой, т.е. основателем был Курей, сын Али из Лейми (Леймой Аьлий КIури). Его потомки носят фамилию Куриевы и ныне проживают в сел. Барсуки. Это поселение просуществовало до 1845 г., когда на его месте была основана станица Сунженская. После гибели генерал-майора Н.П. Слепцова в декабре 1851 г., по повелению Николая I станица Сунженская, где находился штаб Сунженского казачьего полка, которым командовал Николай Петрович Слепцов, была переименована в Слепцовскую. После революции ингушское селение Курей-Юрт или станицу Слепцовскую переименовали в станицу Орджоникидзевскую.
Станица Троицкая (Аьбарг-Юрт инг.). На месте ингушских селений Серали-Юрт и Эбарг-Юрт, была заложена ст. Троицкая (вначале основали укрепление Волынское, а потом станицу Троицкая). В письме от 28 января 1846 г. военный министр Чернышев писал наместнику Кавказа Воронцову о соизволении императора Николая I на наименование «вновь водворенных на Сунже двух казачьих станиц, близ укр. Волынского и близ урочища Курей-Юрт: первой – Троицкою, а второй – Сунженскою». На Карте Кавказского края составленной и литографированной при Генеральном штабе отдельного Кавказского корпуса 1842 г. указаны ингушские селения во Владикавказском округе, в том числе Серали-Юрт.
По сведениям Н.Г. Волковой, к западу от Курей-Юрт, находится поселение Серали-Юрт. Известно, что это поселение было основано Опиевыми из рода ЦIечой (ЦIечой Опий СарIал-Хьаж), где и возникла станица Троицкая. После ликвидации этого населенного пункта жители переселились в аул Верхний Алкун. Ныне в основном проживают в ст. Орджоникидзевской.
Станица Карабулакская (ныне город Карабулак, Илдарх-гIала инг.). В 1859 г. на месте ингушского поселения Илдарх-гIала, возникла станица Карабулакская. В письменных источниках отмечается, что пост Эльдырханский построен на месте разоренного одноименного аула. В его окрестностях находилось несколько аулов, переселенцев с верховьев Ассы. У Волковой на месте нынешнего Карабулака два поселения — Али-Юрт и Аслан-Мирзы-Юрт. С закладкой здесь станицы Карабулакской жители этих аулов были переселены в Верхний Сагопш (аул Цокало Бокова – Боковы) и Нижний Сагопш (аул Аламкача Гетагажева), а также в соседние ингушские селения Плиево (Гарчхановы, Гардановы), Экажево (Цечоевы, Мержоевы), Верхние и Нижние Ачалуки (См.: Центральный Государственный архив РСО.).
В 1860 году в верховьях Сунжи рядом с бывшим Ахки-Юртом уничтожен аул Тоузен-Юрт и построена станица Аки-Юртовская (с 1907 г. ст. Воронцово-Дашковская, а ныне с. Комгарон РСО). К ноябрю 1860 года настал черед Ангушта — самого первого из плоскостных селений тарских ингушей. С 10 ноября 1860 г. станица, построенная на его месте, стала называться Тарской (ныне с. Тарское РСО). Изгнанные отсюда ингуши частью ушли в горы, а часть из них нашла пристанище в селениях Кантышево и Дахкильгово.
Еще раньше (с 1852 по 1858 гг.) совершилось изгнание ингушей из аулов Темурково, Жантемирово, Богоматово лежавших у самых стен Владикавказа (Буру инг.) и еще нескольких, расположенных на пространстве между Камбилеевкой и Тереком.
Станица Серноводская (Анахишк инг.). В 1846 г. на месте Казак-Гечу (ингушское название Анахишк) заложили ст. Михайловскую, переименованную после 1944 г. в Серноводск. Поселение Казак-Гечу у Волковой на карте находится к западу от Баташ-Юрт. Баташ-Юрт находился между селениями Серноводск и Самашки, основанный Баташем Булгучевым, жители которого (Булгучевы) после его уничтожения переселились в Ачалуки.
Станица Ассиновская (Ах-Борзе инг.). В мае 1847 года на месте сожженного Ахборзоя основывают ст. Ассиновскую. По сведениям Т.Х. Муталиева, переселенцы из Ах-Борзе в 1865 году в количестве не менее четырнадцати семей образовали поселение Новый Ах-Борзой, слитый потом в 1873 году с селением Сагопши. Они были переселенцами из старого аула Ах-Борзой, с 1851 года сосуществовавшего со станицей Ассиновская. Первопоселенцами Ах-Борзе были Гетагажевы из рода Гагиевых.
По сведениям известного чеченского автора А. Сулейманова, возле станицы Ассинской (Ах-Борзе) находились и другие ингушские поселения, например хутор Хамчиевых. К юго-востоку от Ах-Борзе жили также и Галаевы. «Галай баьха къухь – «Галайцы, где жили лесная поляна». На южной стороне Бамута, в районе Базанан дукъ».
Станица Вознесеновская (Махьмат-ХитIе инг.). В 1847 году на месте ингушского селения Махьмат-ХитIе заложили ст. Магомед-Юртовскую (с 1860 — ст. Вознесенская).
В 1860 г. из трех горных селений в верховьях Ассы и Фортанги (Мужичи, Алкун и Датых) ингушей выселяют в селения Сагопч и Кескем. Вместо горских селений на картах появились новые станицы — Галашевская, Алкунская и Датыхская. Эти станицы прочно закрыли вход в Ассинское ущелье. Эти станицы здесь не закрепились и были сразу ингушами вновь заселены.
Станица Нестеровская (ГIажар-Юрт инг.). На месте ингушского селения ГIажар-Юрт в 1861 году заложили станицу Нестеровскую (поселение основано ГIажаром Хашагульговым из рода Леймой). Хашагульговы переселились в селения Яндаре и отсюда далее Экажево Назрановского района. Рядом с аулом ГIажар-юрт, временно оставленном на своем месте в том же году образовали станицу Фельдмаршальскую (на месте аула Алхасте). Здесь проживали Фаргиевы, Белхароевы и др.
В 1865 г. жители трех небольших ингушских аулов Мамилова, Борова и Хаматханова, расположенные в Длинной долине у самого берега Терека (нынешний Пригородный район) были выселены в Назрановский и Горский участки Ингушского округа.
Таким образом, завершилось создание Сунженской казачьей линии, строительство которой было начато генералом Ермоловым в 1817 г. Цепь ее станиц, как это наглядно видно на карте, разделили Ингушетию горную от Ингушетии плоскостной, перекрыв горцам выходы на равнину.
После революции 1917 г. на Северном Кавказе в 1921 г. была образована Горская АССР, которую упразднили в 1924 г. По официальным документам в Горской республике до 1924 г. сохранялись две автономные округа Ингушетия и Северная Осетия. Территория Сунженского округа относилась к Ингушетии, так как все приграничные казачьи станицы для ликвидации чересполосицы были включены в национальные автономии. Кроме того, в 1924 году на момент выхода Чечни из состава Горской АССР Сунженский округ был частью Ингушетии.
При упразднении Горской Республики в 1924 г. историческую территорию Ингушетии расчленили на три части, создав: Ингушскую автономную область, Сунженский автономный округ и г. Владикавказ. Вместе с тем, административные центры Ингушской автономной области и Сунженского округа продолжали находиться в г. Владикавказе до 1929 г. Это был первый шаг к ликвидации Ингушетии как самостоятельного субъекта. Именно тогда и начались репрессии против Ингушетии.
В 1928 году была предпринята попытка передать город Владикавказ Северной Осетии, а Сунженский округ Чечне. «В результате решительного протеста со стороны ингушской общественности вопрос о Владикавказе был временно отложен. Тогда в декабре 1928 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) предложило Северокавказскому крайкому рассмотреть вопрос о слиянии Чеченской АО с Ингушской АО».
В январе 1929 г. исторически ингушский Сунженский округ присоединили к Чеченской АО, тем самым были созданы условия для последующего слияния Ингушетии с Чечней. Тем самым был сделан первый шаг для объединения Ингушетии с Чечней, основной целью которого было ликвидация Ингушетии как самостоятельного национально-государственного образования. В 1934 году Ингушетию присоединили к Чечне. Следовательно, Сунженский район находился в составе Чечни всего 4 года. До этого времени никогда в истории территория Сунженского района, не входила в состав Чечни, и здесь никогда не было чеченского населения, т.е. чеченцы здесь не проживали. И на этой территории нет чеченских кладбищ. Об этом говорилось во время чечено-ингушских переговоров в 1991 г. и чеченская сторона этот факт признала. Кроме того, Сунженский район не был конституционно закреплен за Чеченской Республикой, так как на момент объединения Чечни и Ингушетии, в том числе и присоединения Сунженского округа, все эти территориально-административные единицы обладали статусом автономной области и не имели собственных конституций. На момент принятия конституции эта была уже Чечено-Ингушская АССР.
В то же время надо отметить, что не весь современный Сунженский район входил в Сунженский округ. Южная часть территории современного Сунженского района, сохранялась за ингушами. Населенные пункты Бамут и ГIандал-Босе (эта территория с 1958 г. входит в Ачхой-Мартановский район) с прилегающими землями, входила в состав Галашкинского района Ингушской автономной области.
Кроме того, во времена ЧИАССР Сунженский район однозначно относился властями Чечено-Ингушетии к категории ингушских районов. Об этом свидетельствует тот факт, что после событий января 1973 г., связанных с мирными выступлениями ингушской общественности за восстановление национальной автономии ингушского народа, идущая от партийных структур «критика недостатков идейно-политической работы» адресовалась Назрановскому, Малгобекскому и Сунженскому райкомам, т.е. руководству тех ингушских районов, чьи жители — ингуши активно участвовали в январских событиях. Эти же замечания обсуждались во всех райкомах и горкомах республики, причем в центре внимания вновь оказались жители Назрановского, Малгобекского и Сунженского районов. Сунженский район был чуть ли не самым активным в плане инициирования вопросов, поднятых на митинге 16-19 января 1973 г. Одним из инициаторов (всего их было пять) письма «О судьбе ингушского народа» 1973 г., и единственным руководителем из числа партийного или советского аппарата в этой пятерке был председатель Сунженского райисполкома С.Х. Плиев.
В связи с тем, что чеченская сторона говорит о границах 1934 года, следует обратить внимание, что границы менялись как в 1934 году, так и в 1924 и 1957 гг., а также задолго до этого.
Необходимо отметить, в контексте чечено-ингушских отношений, что вопрос территориально-административного устройства решался в пользу Чечни и в царское время. Во второй половине XIX века по решению царской администрации ингушские земли отошли к Чечне, что известно из истории. Речь идет о землях верхней, южной части Ачхой-Мартановского и о части Итум-Калинского районов.
Не рассказывайте про этот 1934 год, мы все знаем что и как было, если установление границ это сугубо дело субъектов, до давайте садить за стол стариков и они разберутся идеально, а мы молодые как и положено будем их обслуживать, я уверен что только так мы сделаем правильный шаг. А разговоры что Ингуш такой а Чеченец сякой и не по нашему!
Все равно перескакиваешь, ну давай раскроем этот вопрос.
Во первых, Бами в первом обращении не оскорблял.
Во вторых, слова курица и шайтан (А1увдзубиЛляхьи) бросал этот поэтик кадыровский.
В третьих, АльхьамдулиЛлахь, хвала Всевышнему что у Бами хватило ума не ехать туда, ты хоть представляешь что из этого могло вылиться, ты не серьезный и не дальновидный человек если этого хотел. Если так то иди своей дорогой, мне не о чем с тобой говорить.
Марк ты смешной, ты дальше царских источников не смотришь, поверь мне, на каждый твой выпад с очередной исторической строчкой, я тебе отвечу Абзацем, перестань. Ингушами нас называли царские офицеры и послы от селения Онгушт, мы Г1алг1й, и история знает нас под разными именами.
Мы называем себя Г1алг1ай или Вейнах, не ангуштовцы что ты несешь. Вчера я видел выступление группы лиц заинтересованных в неких материальных благах, но это не мудрые представители из нашего числа.
Присяга чеченцев 1781 год ПРИСЯГА «БОЛЬШИХ ЧЕЧЕНСКИХ И АДЖИУАЛЬСКИХ СТАРШИН И НАРОДОВ» “1781 года января 21 дня мы, нижеподписавшиеся большие чеченские, хаджиаульские старшины и народ, добровольно, чистосердечно, по самой лучшей нашей совести объявляем бригадиру, кизлярскому коменданту и кавалеру Куроедову, что, чувствуя от ЕИВ изливаемые ко всем верноподданным высочайшие щедрые милости и мудрое управление, раскаиваясь в своем преступлении, прибегаем под покровительство, выспрашиваем все высочайшее повеление о принятии всех старшин и народ по-прежнему в вечное подданство, на ниже писанных правилах: 1-е Всем нам вышеописанных деревень старшинам и народу с детьми нашими и потомками быть в вечном подданстве ЕИВ (все семейство) в вечном подданстве верными и усердными во всю жизнь нашу и потомков наших и все повеления их чтоб угодно было, поставляя за святое правило, исполнять беспрекословно со всяким благоволением и повинностью. 2-е Все высочайшие интересы ЕИВ сохранять и защищать до последней капли крови, не жалея живота своего. Врагов ЕИВ и Отечества по велениям истреблять и ни под каким видом дружбы и согласия с ними не иметь. И ежели что старшинам или народам от стороны соседственных народов и от верноподданных услышатся, каковые против высочайшего ЕИВ здравия ко вреду Отечества или к похищению высоких интересов, о том заблаговременно в ближайшие российские селения командирам и кизлярскому коменданту тот час доносить, а самим сколько сил доставать будет защищать и ко вреду не допущать. 3-е Быть нам, старшинам, и всему народу во всем с вечно подданными кумыкскими народами на поставленных правилах. Старшин же в деревнях для исправления общественных дел избирать нам самим беспрепятственно, кого в ту должность удостоим по древним обычаям. Владельцев наших почитать и во всем им повиноваться. 4-е Быть нам, старшинам, и всему народу с верноподданными кумыкским, кабардинским, осетинским народами в добром согласии, так как одной державы и Отечества, и ни под каким видом неприятельских дел не начинать, каковые произойти могут. Несогласия чрез воровство разбираться во всем по древним кумыкским обычаям, и ежели между собой разбирательства и удовольствия по претензиям не были учинены, о том испрашивать решения кизлярского коменданта.