06:24 / 28.11.2018Жительница Кабардино-Балкарии требует от МВД пенсию по потере кормильца

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Муж Джульетты Мамхеговой, который работал в полиции, умер от рака легкого после выхода на пенсию. Вдова обратилась в МВД по Кабардино-Балкарии по поводу пенсии по потере кормильца, однако ей было отказано. Нальчикский городской суд отказал ей в иске к ведомству, после чего Мамхегова подала жалобу в Верховный суд республики. Она также обратилась в Кабардино-Балкарский правозащитный центр за помощью в отстаивании своих прав.

Вдова сотрудника полиции Джульетта Мамхегова 27 ноября обратилась в Кабардино-Балкарский правозащитный центр с просьбой оказать ей содействие в отстаивании своих прав на получении пенсии по потере кормильца.

Женщина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ее муж Мухамед Мамхегов принимал участие в спецоперации по ликвидации боевиков в тырныаузских шахтах в 2010 году.

В результате спецоперации в заброшенных шахтах города Тырныауза в 2010 году были убиты три человека. В ходе боестолкновения погиб сотрудник уголовного розыска Эльбрусского РОВД Ахмед Хубиев и получил ранение боец Волгоградского ОМОНа.

По словам Мамхеговой, супруг заболел, после того как вернулся со спецоперации.

"Я сразу увидела, что с ним что-то не так. При обследовании у него обнаружили рак легкого. Его сразу же отправили на пенсию по инвалидности. Через полгода его не стало", - рассказала она.

При жизни мужа женщина, по ее словам, никогда нигде не работала, так как они опасались оставлять дома одну свою единственную дочку. По словам Мамхеговой, был случай, когда к ним в дом ломились неизвестные лица, причем девочка, которой тогда было 12 лет, была дома одна. Девочка позвонила матери, и та вызвала полицию, но злоумышленники успели убежать.

В другой раз к ним в огород, по словам Мамхеговой, кинули гранату. Она взорвалась и повредила сарай. Женщина считает, что это действия были направлены против ее мужа в связи с его службой в полиции.

Она также рассказала, что пенсия мужу была назначена за три месяца до его смерти, и составляла она 25 тысяч рублей. Он успел получить ее всего три раза.

По словам Мамхеговой, у нее проблемы со здоровьем, она нуждается в операции на сердце. Ей была выделена квота на операцию в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Операция была назначена на 21 ноября, но она не смогла поехать, так как не было денег на дорогу.

Женщина сообщила, что уже несколько месяцев судится с Министерством внутренних дел по Кабардино-Балкарии, добиваясь назначения ей пенсии мужа.

Джульетта Мамхегова рассказала, что еще в конце прошлого года обратилась в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Кабардино-Балкарии, где ей посоветовали подать иск в суд для установления факта нахождения ею на иждивении мужа при его жизни, и заверили ее, что это простая формальность.

Однако в суде юристы министерства внутренних дел стали оспаривать право вдовы на пенсию мужа.

"Одна из них мне заявила.., что какие бы справки я не представила, она «что-нибудь придумает» против них", - рассказала Мамхегова.

27 августа 2018 года Нальчикский городской суд отказал вдове в удовлетворении ее иска. Суд предположил, что вдова могла работать, не заключая трудового договора, а значит, могла не находиться на иждивении умершего мужа.

Согласно статье 28 закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии и их семей", пенсия по случаю потери кормильца выплачивается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. В статье 31 закона указывается, что иждивенцами считаются члены семьи умершего сотрудника правоохранительных органов, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Им "может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца".

Как следует из решения суда (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла"), Мамхегова представила в суд справку из местной администрации городского округа Чегем от 23 мая 2018 года о том, что она находилась на иждивении умершего мужа. Эти же сведения подтверждены свидетельскими показаниями.

Из справки отдела пенсионного обслуживания МВД по Кабардино-Балкарии от 24 ноября 2017 года следует, что ее супруг Мухамед Мамхегов являлся получателем пенсии по первой группе инвалидности вследствие заболевания, полученного в ходе прохождения службы.

Документы из налоговой службы и Пенсионного фонда свидетельствуют, что Мамхегова не была индивидуальным предпринимателем, не получала пенсии и иные социальные пособия, кроме того, согласно трудовой книжке, она не работает нигде с 1991 года.

"Вместе с тем она суду указала, что после смерти мужа она вынуждена работать, чтобы себя содержать, но в трудовой книжке нет об этом записи", - при этом говорится в решении суда.

Это, по мнению судьи, дает основание предполагать, что Мамхегова ранее также могла работать без оформления трудовых договоров и занесения записей о работе в трудовой книжке, что, по мнению суда, лишает ее права претендовать на пенсию по потере кормильца.

"Помимо этого истица указала, что у них имеется подсобное хозяйство, что также может быть источником дохода", - предположила судья.

"Таким образом, анализ имеющихся доказательств дает основание для вывода о том, что Мамхеговой не представлены суду необходимые доказательства, свидетельствующие о нахождении ее на иждивении мужа Мамхегова М.И., умершего 24.01.2013 года", - говорится в решении суда.

В настоящее время жалоба Мамхеговой находится на рассмотрении в Верховном суде Кабардино-Балкарии.

Вывод суда о том, что Мамхегова до смерти мужа могла работать без оформления трудовых договоров и занесения записей о работе в трудовую книжку, ни на чем не основан, сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель юридической фирмы "Карданов и партнеры" Мухадин Карданов.

"Если после смерти мужа вдова время от времени вынуждена была подрабатывать, чтобы содержать себя, это не лишает ее права получить пенсию своего умершего мужа. При этом при жизни мужа у нее такая необходимость не возникала, так как муж, работая в полиции, вероятно, прилично зарабатывал. Несостоятельным является вывод суда о том, что подсобное хозяйство могло быть для нее источником дохода. Само по себе наличие огорода не свидетельствует о том, что на нем что-либо выращивалась, и что из этих плодов извлекалась прибыль", - отметил он.

Сотрудник Кабардино-Балкарского правозащитного центра сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что в центре намерены принять меры по обращению вдовы в рамках своих полномочий.

Какими-либо комментариями руководства МВД по Кабардино-Балкарии, официальных лиц ведомства относительно ситуации в Джульеттой Мамхеговой "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор:Людмила Маратова
28.11.2018 в 12:49Игорь Сажин
К стати в царской России так и было. Женщина не числилась отдельно от мужа. Если госслужащих умирал, то его жена обеспечивалась пенсией до конца жизни. Я тут в Вологде был на старом кладбище и видел могилы, на которых так и написано "Жена учителя городской гимназии". Если служил государству, то жена была той, кто помогал тебе хорошо служить и она так же заслуживает пенсии, как и тот кто работал на государство. С детьми было чуть по другому, там до совершеннолетия, а потом государство не поддерживало.