10:18 / 29.12.2018Спор о преподавании кабардинского языка в школе Нальчика дошел до суда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Суд в Нальчике 28 декабря приступил к рассмотрению дела о защите репутации директора школы, которая пожаловалась на критику в связи с организацией преподавания кабардинского языка.

Директор школы-гимназии №14 Римма Жамборова потребовала по 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда от бывшей учительницы своей школы Марьям Баговой и руководителя Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерия Хатажукова. На заседании Нальчикского горсуда 28 декабря Жамборова уточнила иск, указав в качестве ответчика не лично Хатажукова, а Правозащитный центр как таковой. Представители ответчиков  попросили дать им время для сбора доказательств, следующее заседание назначено на 6 февраля 2019 года, передал корреспондент "Кавказского узла".

Римма Жамборова считает, что учительница Марьям Багова оклеветала ее, пожаловавшись на организацию обучения кабардинскому языку в школе-гимназии. В свою очередь, глава Правозащитного центра Валерий Хатажуков опубликовал письмо Баговой в соцсетях, чем вызвал множество негативных комментариев, в том числе с угрозами физической расправы, говорится в исковом заявлении.

Учительница кабардинского языка Марьям Багова 27 ноября вынуждена была уволиться с работы из-за невыносимой морально-психологической обстановки в школе, заявил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Хатажуков. По его словам, жалобу правозащитникам Багова направила еще до увольнения. Там говорилось о закрытии кабинета кабардинского языка, сокращении числа учителей кабардинского языка с десяти до шести человек. Марьям Багова также выразила недовольство тем, что в выпускных классах кабардинский язык долгое время ставился в расписании седьмым уроком, а из школьной библиотеки были списаны книги кабардинских авторов.

"Были списаны не только книги на кабардинском языке, но и книги кабардинских авторов в переводах на русский язык. Среди них были книги Кулиева, Кешокова, Шогенцукова и других классиков кабардинской и балкарской литературы, всего 767 книг. Из выброшенных книг черкесским репатриантом Ахмедом Сташем были сохранены и возвращены в библиотеку 58 книг", - рассказал Хатажуков. Директор школы объяснила списание книг их ветхостью, отметил он, не согласившись с этой оценкой состояния книг.

После письма Баговой в школе побывали как представители общественности, так и комиссия департамента образования мэрии Нальчика, причем изложенные учительницей факты подтвердились, утверждает Хатажуков. "На все наши инициативы с призывом к сотрудничеству и решению возникших проблем путем диалога и компромиссов администрация гимназии ответила своеобразно: она обратилась в УФСБ и другие правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела против Баговой за клевету. Кроме того, директор обратилась в Нальчикский городской суд с иском к Баговой и ко мне о защите чести и достоинства", - отметил Хатажуков.

Он заявил, что намерен использовать судебный процесс для привлечения внимания к проблеме преподавания родных языков в школах.

Отметим, что 30 июня представители 12 российских республик, в том числе Кабардино-Балкарии, выступили против поправок к федеральному закону "Об образовании", предполагающих изучение государственных языков республик России "на добровольной основе". Местные и федеральные власти не заинтересовались этой резолюцией.

На сайте администрации Нальчика, по состоянию на 10.18 мск 29 декабря, нет информации о проведенной в школе №14 проверке.

Автор:Людмила Маратова
06.01.2019 в 22:43hautibek
На уровне специализации с участием Баксанской нейтринной обсерватории. А конкурса не бывает на физфак в целом. На экономфак - хороший отбор, тщательно готовились к первому экзамену - математике письменно, боролись за каждый балл. А теперь отбор по ЕГЭ, решает школа.
29.12.2018 в 12:43..Бэн Джойс.
????Геометрии сейчас нет???Ужас....
29.12.2018 в 12:01..Бэн Джойс.
Так КБГУ специалистов штампует,надо же трудоустраивать...
30.12.2018 в 15:15Шмель
С наступающим !!! 
30.12.2018 в 15:41..Бэн Джойс.
Во всяком случае нам до них далеко...)В общей массе.
30.12.2018 в 18:12..Бэн Джойс.
Шмель,а ты где обитаешь на вражьих территориях?
29.12.2018 в 12:52..Бэн Джойс.
Шура,он вообще бесполезен для поступления куда либо,разве что в КБГУ на соответствующую специальность.
29.12.2018 в 12:23Mustafa07
Опять кому то не живётся спокойно. В школых изучение национальных языков должно быть добровольным.
29.12.2018 в 13:12shura08.74@mail.ru
На работе дурдом, пишу отрывками)))))))
29.12.2018 в 13:11shura08.74@mail.ru
Бэээн я о черчении ))))))))) не тот предмет пишу)))))
29.12.2018 в 12:33..Бэн Джойс.
Так разным хатажуковым и не живется...
29.12.2018 в 12:17суровый
В этой гимназии учителей математики,физики и информатики-11 человек 😅
29.12.2018 в 13:16shura08.74@mail.ru
Не геометрия , черчение , немного соврал)))))))
29.12.2018 в 11:49shura08.74@mail.ru
У нас вообще была одна учительница, и все было хорошо, пишу, читаю, разговариваю.
29.12.2018 в 12:36shura08.74@mail.ru
Вот мне например хотелось бы чтобы мой ребенок изучал геометрию, однако убрали этот предмет, я все понимаю родной язык все дела, НО для поступления по профилю архитектура он бесполезен.
29.12.2018 в 13:07..Бэн Джойс.
СчитаюТ*
29.12.2018 в 12:56shura08.74@mail.ru
К сожалению нет((( у нас с  дочей проблемка такая ((((
29.12.2018 в 13:07..Бэн Джойс.
Считаю что быть увереным пользователем ПК и знание программы ArchiCAD достаточно,чтобы поступить?
29.12.2018 в 17:19Игорь Сажин
Большая часть этнических регионов смирились и битвы уже не идут, а черкесы молодцы. 
29.12.2018 в 13:34..Бэн Джойс.
В геометрии чертить тоже нужно уметь...)
29.12.2018 в 17:42Карданов Валера
Молодец такой В.Хатажуков, против пенс возраста выйти это нам не интересно, нам интересно другое.
29.12.2018 в 18:21Шмель
А за что биться? Кто то что то запрещает? Разговор идёт о самофинансировании, не надо биться, нужно нуждающимся в изучении языка платить преподавателю и всё, а если платить не хотят то значит и надобности в этом нет. Я например плачу из своего кармана чтобы мой ребенок учил русский потому что хочу чтобы он его знал  и ни с кем не борюсь.
30.12.2018 в 06:19..Бэн Джойс.
Видишь ли Шмель,все дело в определении"государственный язык"...Пока оно будет,подобные инсинуации будут повторятся регулярно.
30.12.2018 в 10:36asly_08
эта жамборова еще та штучка,и очень хорошо видно,что она прикрытая там сидит ((((((((  
29.12.2018 в 18:05Шмель
Закон вышел о добровольном изучении, то есть обучении за счёт тех кому это необходимо. А в посте всё описано так будто с языком борятся, книги изымают зачем то. Сокращение преподавателей понять можно, на них не выделяют деньги, а нуждающиеся не платят за их работу. Но при чём тут книги? Где правда?
30.12.2018 в 09:46shura08.74@mail.ru
ты абсолютно прав!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
29.12.2018 в 23:57Карданов Валера
Каб язык мы знаем с детства на бытовом уровне и говорим.Глубокое изкчение больше не пригодится .
30.12.2018 в 15:29..Бэн Джойс.
Я не говорю чтобы знать его так,чтобы читать Шекспира в оригинале...)Мне вполне хватает знаний чтобы общаться на бытовом уровне в тур.поездках,а не быть глухонемым немтырем,привязаным к гиду...)

30.12.2018 в 18:25Карданов Валера
Еще не хватало высшего на родном)), азерб и армяне не часть РФ, и то им без русского тоже ни айс.
30.12.2018 в 08:56суровый
Ничего не дает,разве что не будут упрекать что не знаешь язык предков.
29.12.2018 в 21:25hautibek
5 параллельных классов по 4 часа в неделю и 10 таких ступеней требуют 10 учителей. Помнится, директорство Жамборовой сверху навязали этой школе с большим скандалом при Канокове и с тех пор склоки не прекращаются. А министерство при разных министрах не ставит вопрос о соответствии. Наверно поэтому считают, что минобр (как было до сих пор) чем-то занимается, но никто не знает - чем.   А Юр-Ал расправился не со всему Жамборовыми. Почему-то в школах утвердился застой с директорами школ, и это очень и очень плохо отражается на просвещении. С родным языком сейчас осталась одна возможность - заинтересовать в его изучении. Для этого надо организовать этот процесс по-новому, издавать учебники другого содержания, с другой методикой. Директору и надо заниматься этим вопросом, а не преследованием и увольнением учителей. Родители жалуются на отвратительное содержание учебников по родному языку. Правда, по другим предметам не лучше. Тем не менее. Похоже, что учебный стандарт составляют одни диверсанты. Путинский экономический прорыв невозможен без приведения в порядок образования. Ведь кадры решают все, а они готовятся образованием.
29.12.2018 в 21:45hautibek
Добровольное изучение и за счет тех - это разные вещи. В языке нуждается народ, а не инопланетяне. Образование ведется за счет народных средств. Так что нуждающиеся платят - это государство занимается аферой. Русский язык знают все хотя бы потому, что все предметы изучаются на нем. А дополнительное его изучение практически ничего не дает - все равно почти все пишут безграмотно. К примеру Шмель пишет как Пушкин, пренебрегая пунктуацией примерно на 50%.
30.12.2018 в 10:48shura08.74@mail.ru
ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ! ВСЕГО САМОГО ХОРОШЕГО! ЗЕЛЕНЫЙ ЗМЕЙ БЬЕТ ПО СПИНЕ! ПОРА ПРИНЯТЬ МЕРЫ!))))))))))))))))
30.12.2018 в 09:46shura08.74@mail.ru
Ни каких обид Бэн! Я как родитель хочу чтобы мои дети изучали иностранные языки,  которые в последствии помогут им улучшить свою жизнь, со своей стороны как носитель родного языка я обучил их такому  уровню чтобы они могли его передать своим детям.
30.12.2018 в 03:38Шмель
Шмель пишет как Пушкин потому что пишет с телефона, переключаться на знаки там довольно утомительно, но можете списать на не грамотность, неважно. 

Я сейчас перечитал и понял что суть закона выглядит так , "Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании. Согласно ним, родители смогут выбрать, какой язык дети будут изучать в школе как родной." 

так вот следуя вашей логике, если народ нуждается то он его выберет и будет учить и всё будет замечательно. Так что не так?

Вот в посте например представлено всё так что язык прямо искореняют, книги выкидывают, где правда не ясно, может это провокация какая то? 

30.12.2018 в 14:36Шмель
В Европе я плачу, у нас есть русская школа где детей учат русскому языку, литературе, школа работает по суботам и воскресеньям . У детей выходит вообще нет выходных так как они в другие дни ходят в местную школу. Но нам он нужен и поэтому мы все платим.
30.12.2018 в 12:51..Бэн Джойс.
В той же Грузии и Армении молодежь в городах свободно изъясняется на английском,для них это почему важно,а вот у нас важнее учить национальные языки,которые кроме как в узком пространстве нигде не употребимы.
30.12.2018 в 16:51Шмель
Точно так, не использовали бы язык для межнациональной розни, никто и не говорил бы об этом, существовал бы он как одна из региональных культурных достопримечательностей .
30.12.2018 в 18:10..Бэн Джойс.
Счастливы по сравнению с временами когда их окунули в гуано.Есть с чем сравнивать.
30.12.2018 в 16:46..Бэн Джойс.
Не будь этих ниточек,жители и не вспомнили бы про эту языковую проблему.А так да...Нажимают всегда на больное,в КБР не так на религию,как на национальные чувства.
30.12.2018 в 15:21..Бэн Джойс.
Согласен.Но если есть статус государственного языка, по сути и конституции в государстве в составе Федерации,то по этому и долбить будут,при поддержке радеющих за них"партнеров"...Я об этом лет десять уже пишу...Либо укрупнение региона при губернаторстве например Кадыр-паши,либо статус национально-культурных автономий,пусть этими языками хоть изобучаются...По другому никак,дальше будет хуже,при катострофическом,и экономическом в том числе,положению в стране.
30.12.2018 в 18:12Шмель
Так и есть. 
30.12.2018 в 17:55Dgulat1
Да, особенно если охранником, или дворником.. ( ибо большинству "замкадышей" больше и не грозит). Хотя там тоже иностранный нужен, правда в основном узбекский или таджикский понадобится, но это ведь тоже иностранный теперь, правда? 
30.12.2018 в 19:03Dgulat1
Есть и щхъэгъавэ, но в Терском р-не есть выражение "Къэбэрдей щхъэрыва" -смысл понятен?
30.12.2018 в 14:00Игорь Сажин
Ну, кто за что выше - это же вопрос прежде всего к себе. Большая часть вообще ни за что не вышла, а тихо отсиделась по домам ожидая что "добрая власть" все сделает хорошо. А потом, когда припрет эта же часть будет тихо сидеть у телевизоров и проклинать власть. Мой знакомый тут упорно говорил, что Путин хороший, власть в России правильная, и даже одобрил пенсионную реформу, а тут с ним случилось несчастье со здоровьем и все мгновенно поменялось, он уже не хочет вспоминать о своем согласии с власть. Так что всякий измеряет мир своим взглядом. Если для меня важнее сытая старость, то для другого человека важно что бы его потомки говорили и думали на языке его предков. 
30.12.2018 в 18:24Шмель
В Испании у меня шмелиная нора. Правда я бываю тут только по выходным и праздникам, всё остальное время приходится ездить по остальным странам евросоюза по работе. 
30.12.2018 в 17:03..Бэн Джойс.
Нууу...розни это через чур конечно,хотя всегда найдутся товарисчи с радикально-революционным мышлением...)Которые считают,что без России они были бы в шоколаде...)
30.12.2018 в 17:13..Бэн Джойс.
Дело сугубо личное.Если кто ограничил свой арел проживания до Тамбуканского поста,пусть изучает то,что считает нужным...)
30.12.2018 в 12:00..Бэн Джойс.
Присоединяюсь к поздравлению,к борьбе с Зеленым Змеем чуть попозже....)
30.12.2018 в 18:36..Бэн Джойс.
Тебя тоже!
30.12.2018 в 18:30Карданов Валера
Если человек говорит на своем языке с детства, то глубокое изучение без надобности, и заставлять здесь не получится.Каб язык за пределами республики совсем не пригодится, а без хорошего знания языка и без акцента-это плюс большой.
30.12.2018 в 17:45суровый
Согласен Бен.В Москве и С.Петербурге,да и в других крупных городах если устраиваешься на приличную,хорошо оплачиваемую работу,знание языка обязательно.
30.12.2018 в 12:36..Бэн Джойс.
У грузин и армян государственный язык родной,если что...)Поэтому они и не страдают)Давай еще высшее образование введем на национальных языках,вот тогда точно страдания начнутся...)Поэтому я выше и написал,что ГОСУДАРСТВЕННЫЙ язык должен быть один,а региональные языки изучать нужно,но только желающим,и для pour l'ame...)
30.12.2018 в 18:08..Бэн Джойс.
Так ведомые ими искренне верят,что они за них переживают,и их национальное достоинство.
30.12.2018 в 18:28Карданов Валера
С Наступающим Новым Годом!Всех благ!
30.12.2018 в 15:15Dgulat1
Свободно владеют (английским, в Грузии и Армении) - в твоих сказках, в лучшем случае на бытовом с таким же явным акцентом, как и на русском
30.12.2018 в 17:57Dgulat1
Неубедительно.
30.12.2018 в 17:45Dgulat1
В этих словах и есть ответ на все твои вопросы, для тебя Кабарда  это ареал проживания, так снисходительно , ареал проживания - это вообще-то выражение используют для животных. Но Вы же голубой крови, будете кочевать как свободные цыгане по всей земле.

И знание Адыгэбзэ никак не ограничивает тамбуканом, как бы тебе не хотелось.

30.12.2018 в 05:04..Бэн Джойс.
Вот без обид...Что дает такое углубленное изучение национального языка в школе?Как он пригодится в реальной жизни при выборе профессии?Только без патетики и высокопарных слов...Иностранный язык куда важнее,однако его изучение всего 2-3 часа в неделю...А вот эти заявления всяких"активистов",это их хлеб,иначе им нужно будет вставать на учет в службу занятости,а не получать гранты на подобные чисто политические и вносящие раскол в общество шаги.Все понимаю,национальную гордость и все подобное,но если трезво рассудить,такое углубленное изучение-занятие бестолковое,и самое главное без всяких жизненных перспектив.Учите иностранные языки,со знанием которых можно и без диплома о верхнем образовании заработать себе на кусок хлеба,а самое главное почерпнуть что то полезное из обучения в нынешней средней школе.
30.12.2018 в 18:26Карданов Валера
Джулат, может все же, щхъэгъавэ, а а не щхъэрыва?)))
30.12.2018 в 18:35..Бэн Джойс.
Взаимно!И пусть проблема языков,будет самой большой проблемой в нашей жизни!)
30.12.2018 в 18:25Шмель
Видимо да, контраст игрет роль.
30.12.2018 в 19:30Dgulat1
И в чем далеко - в незнании русского и знания английского? Грузия - один из центров оргпреступности с советских времен,Армения - полная нищета с разбежавшимся населением, а насчет поговорить о величии только армяне могут с грузинами поспорить .

В этом пока далеко.

30.12.2018 в 19:24Dgulat1
Учи детей только английскому, накой тратишь ресурсы на русский. все равно обратно в Россию не повезешь. Но он вам нужен и вы платите - Зачем?
30.12.2018 в 19:51hautibek
В рамках этой статьи вопрос так и стоит, как вы поняли. Директор заранее считает, что родной язык не выберут, а значит и книги не нужны. Директора стараются как можно в меньшем объеме выполнять свои обязанности. В связи с этим частенько нарушают права учеников по серьезным вопросам. В данном случае нет языка - нет проблем. С самого начала общественность противостоит этой директорисе по этому вопросу с родным языком.
30.12.2018 в 14:55Dgulat1
Ну это для тебя узкое пространство, а русским владеют у нас все.

Свободно владеют - в твоих сказках, в лучшем случае на бытовом с таким же явным акцентом, как и на русском.

Для души может твой идиш.

Вопрос был куда девать английский после школы, в твоем случае, на который надо бросить все усилия. 

И о чем вообще ты можешь рассуждать, если сам не знаешь кабардинский?

30.12.2018 в 17:27..Бэн Джойс.
Мир он большой,и не известно что и когда может очень пригодиться.
30.12.2018 в 12:06Dgulat1
Без обид?

Кому помогает знание иностранных языков в повседневной жизни, кто-то пользуется им в повседневной жизни, или каждый день общается на нем? Учил английский в школе, потом в институте( препод был грамотный, хоть и технический вуз), даже читал простенькие рассказы Хемингуэя. Ну в итоге остался запас, который куда приложить? Только понять о чем поет американская попса? Для этого хватит и самоучителя.

В РФ, как в другом большом европейском государстве в в Москве 90 %  не нужен, про глубинку и говорить не о чем. Может тебе он нужен в чем-то, сомневаюсь? 

Россия большая, в каждом регионе регионе ситуация разная, в Карелия своя в КБР другая. 

У нас о ненужности родного языка могут говорить или те кто пиарятся на этой теме, или те кто не собирается жить КБР.  Мы такие белые и пушистые, на туземном твоя не понимай.

Для этих персонажей и есть образ всего кабардинского как маргинального.

Не заметил что грузины или армяне страдают от знания родного языка и высшего образования на родном. 

30.12.2018 в 17:06Dgulat1
На кабардинском рассуждают о величии еще меньше чем на русском, чтоб был в курсе.

Прежде чем высокомерно обвинять народ, надо разбираться в вопросе.

Хотя бы аргументы были поумнее - учить английский несколько лет в школе, а затем в вузе, чтобы потом , гипотетически, в отпуске общаться без переводчика..

..И так для каждой страны учить язык..

По- русски это называется баламут, по-кабардински - щхьэрыва (вот тут за грамматику не гарантирую, городская школа , родной язык факультативно) .

30.12.2018 в 22:29hautibek
Это Шмелью адресовано, а следующий Джойсу, а то все вперемежку - легко запутаться.
30.12.2018 в 22:37hautibek
На радость надменному центристу переходим на английский для межнационального общения.
30.12.2018 в 21:47Карданов Валера
Нельщя быть таким категоричным, кьуэш.У каждого свое мнение.Мы живем в РФ и знание русского на первом месте, а каб я и так знаю с детства, повторюсь третий раз.
30.12.2018 в 19:00Шмель
Это факт Игорь, русский язык тоже мутирует и исчезнет в том виде котором он сейчас. Но тут фишка в том что язык такая субстанция которой трудно управлять насильно, он меняется и развивается по законам которые мало изучены как мне кажется. Мне понравилась концепция языка описанная в романе В.Пелевина "Ампир в", она более точно указывает на природу языка. Насколько я знаю попытки создать язык сознательно и привить насильно потерпели неудачу, взять хотя бы эсперанто, даже в названии его цель понятна но общим языком он не стал,а всё потому что язык состоит из слов а слова это ярлыки на предметах которыми мы пользуемся , уходят предметы из обихода за ними уходят и слова ,а так же глаголы с этими словами связанные , затем приходят новые предметы за ними новые слова и глаголы соответственно. Это естественный процесс и начало он берёт именно в эволюции и развитии цивилизации в целом, а не только лишь отдельно взятого языка. 

Но на самом деле возня с языками это не более чем затратная возня которая только поглощает ресурсы. Я бы обратил внимание на другое , электронные переводчики вот что сведёт к общему знаменателю вавилонскую языковую раздробленность.  А тем не менее в этой области произошел гиганский скачок я считаю , скорость с которой развились системы распознования голоса можно сравнить ну разве что со сверх световой, я помню как это было в 90х когда появились идеи синтезаторов речи и сейчас они спокойно распознают просто разговор это просто фантастика не говоря что переводчиком уже можно пользоваться просто наговорив текст в микрофон. 

А дальше будет вот что скорость распознавания речи будет расти, точность так же будет повышаться, устройства станут меньше и автономнее, в бизнесе без них обойтись не смогут и это значит что и в сфере религии образования и т.д. будет зависимость от этой системы. 

Борьба за сохранение языков на фоне этого будет какой смысл иметь?

И вот на электронные системы переводов, распознавания речи и т д. и нужно тратить средства, потому что кто их будет контролировать тот и музыку будет заказывать 

30.12.2018 в 20:30Шмель
У меня даже вопрос не стоит повезу или нет, повезу обязательно. Европейский и российский паспорт дают возможность передвигаться по всей территории Евразии от одного океана до другого и ни у кого не спрашивать разрешение, не кланяться за визой не унижаться на таможне. На русском в Европе как не странно говорят очень много людей не говоря уже о России, поэтому и плачу за обучение. А английский и так выучится, его в местной школе преподают.
30.12.2018 в 22:27hautibek
Очень умный коммент, приятно наблюдать за вашим ростом, впитываете в себя все рациональное у других блогеров, отбрасывая всю шелуху. Так недолго вам будет начинать возглавлять реализацию путинского призыва по прорыву в технологии и экономике в целом. Вот эти простые истины не работают в стране.
31.12.2018 в 09:08Карданов Валера
А я и не знал, что мы в бритии живем))
30.12.2018 в 23:57Шмель
Именно так Игорь , про это я и говорю многое изменится ,я это понимаю прямо сейчас потому что вижу как это развивается без помпы и пафоса но стремительно и уверенно. И на мой взгляд волну нужно ловить, а не грести против нее.
30.12.2018 в 19:59Dgulat1
И кабардинский знал и на русском без акцента. Это когда от любого русского с КБР за версту несет кабардинским говором!

Вот так и существует в республики большая часть , которые разговаривают на испорченном русском , но и на родном толком или не говорят, или не могут. В Армении о таких говорят - русский не выучил, армянский забыл( с самоиронией нормуль).

Вас уже Сажин, человек со стороны, явно не с южного региона пытается вразумить, но бесполезно.

 Могучая кучка провинциальных невменяемых дилетантов.

Для себя пожелаю в следующем году пореже заходить на этот сайт.

Цирк уехал, клоуны остались...

01.01.2019 в 01:09Шмель
На самом деле только бог знает что для нас важно, а мы лишь думаем что знаем . Опять хочется процитировать Пелевина. "Это как если бы лежал клочок газеты под фонарем и думал, что он хочет спасти свет, в котором он лежит. "

Вот это желание спасти кажется нам важным , а на самом деле нет ни нас ,ни так дорогой нам человекости ,ни даже самого этого желания.

31.12.2018 в 18:31Игорь Сажин
Видимо я уже ничего хорошего не жду от любой волны. Мы люди, мы с одной стороны в мире, который сотворен нами, а с другой стороны, наше же людское творит волны, которые подчиняются нашему человеческому, но нас же ломает, с какой-то особой жестокостью. Это как если не понять принципы схода снежных лавин, то увернутся не удаться. Так же и с человеческим, с социальным, мы плохо постигает законы общечеловеческих и личностных лавин способных перемолоть нас в колесах человеческой истории, способность сломать нас тем, что уничтожается то, что ценно и важно для нас.
01.01.2019 в 14:47Игорь Сажин
Ужас!!! Видимо все болтуны очень похожи в свое бессилиии. С Новым годом, вас уважаемый!!!
01.01.2019 в 05:26Шмель
С новым годом ) Бэн
01.01.2019 в 03:52..Бэн Джойс.
Игорь...Читая твои комменты всегда вспоминаю Проханова...)Вы там не сродственники случайно?)С Новым Годом тебя дружище!
01.01.2019 в 03:53..Бэн Джойс.
Я знаю то,что ничего не знаю...)С Новым Годом!
01.01.2019 в 10:52адыгэ
Очень "красиво" отфутболили мой комментарий.
01.01.2019 в 06:28..Бэн Джойс.
Канада-РОССИЯ 1:2!!!!!!!Испереживался...)
30.12.2018 в 18:18Игорь Сажин
Многонациональные империи получили в наследство проблему гос и не госязыка. Способность решать эту проблему без подавления - это цивилизованность. Я не русский одной половиной и русский другой половиной. Мне дороги оба моих языка. При этом не русского языка я не знаю, но когда брожу в силу своих археологических наклонностей, по селам и слышу язык своего народа и понимаю, что ему нет места на земле, где он родился и был всегда - я понимаю, что эта участь не моего языка, а участь русского языка. Тот кто не заботится о коренных языках быстро потеряет и своей. 
01.01.2019 в 14:45Игорь Сажин
Я не сторонник фатального бессилия, активность тоже управляется вечными осознаваемыми нами принципами. Любая наша попытка осознать вечные механизмы локальной активности пока довольно безрезультатна.
30.12.2018 в 20:24Игорь Сажин
Будущее в нашем видении - это всего лишь преувеличенное сегодня. Но сегодня много сложнее, а значит завтра не случится как преувеличенное, на которое что-то намотано, а скорее случится как нечто более сложное. Ведь языки и их связь друг с другом - это отдельная культура. Языки - это тип мышления, развернутого вокруг делания и не делания, языки - это тип мышления вокруг переживаний, которые слоятся и одно зажигается страсть, а другое даже не откликается в культуре, в которой я живу. Языки - это тип мышления вокруг молчания по поводу чего-то. Так что прослойкой между человеко одного языка и человеком другого языка является культура межязычья, которая будет все время выстилать все происходящее в новой манере, в новом точковании, акцентировании, в новом фоновом режиме. Скорость реагирования на смены культур может отставать чем например от реагирования на смену смыслов. Мы вдруг поймем, что переводчики не помогают нам понять человека другого языка, а создают собственную культуру, через которую управляют нами и пытаются отщипнуть от нашей коммуникации свою зону жизни. 
30.12.2018 в 14:04Игорь Сажин
Шмель, осмелюсь спросить, а в какой стране вы платите деньги за обучение говорить русском языке? Или я что-то не так понял? Если я живу в Канаде и учусь за деньги голландскому языку за деньги - мне это понятно. Но если я живу в Кабардино-Балкарии и изучаю язык, на котором говорят все кабардинцы за деньги - это как-то подозрительно выглядит... Если государству нужен язык, то государство обязано выделять на развитие этого языка деньги. Если государству не нужен язык, то деньги на язык выделять не надо. Зачем жителю Канады голландский язык? 
02.01.2019 в 13:50Шмель
Факт на лицо.
02.01.2019 в 22:59..Бэн Джойс.
Вжык...А можно как нибудь послабже...)
02.01.2019 в 23:06..Бэн Джойс.
А то я щас тоже начну,по австрийски гутарить...)сынуля  младший из меня деда сделал,на австриячкой стороне...Паршивец.
02.01.2019 в 13:49Шмель
Урааааааааа!!!!!
03.01.2019 в 02:29Шмель
ничего, привыкнут :)
03.01.2019 в 00:56Шмель
https://youtu.be/Q9niR6G0CMg

Вот смотри на видео в передних рядах мелькает российский флаг это тоже наши камрады ныряют в атлантический океан первого января. Мы везде и всюду, пусть и в Австрии нас будет больше.

02.01.2019 в 21:59hautibek
Очень даже правильный вопрос и правильная его постановка. Обратимся к фактам. Первый ректор КБГУ и его создатель из педика Х. М. Бербеков, побывав в Индии (что было тогда редчайшим явлением), собрал студентов в актовом зале и поделился впечатлениями. При этом посетовал, что не мог общаться на английском, как руководители из западных стран.  Посчитал, сколько лет учил английский в школе, в вузе, в аспирантуре и все равно не выучил. Призвал студентов освоить, не давая при этом никаких рекомендаций, как преодолеть барьер, который сам не смог. А он считается лучшим ректором КБГУ всех времен. А в наше время среднеобразованная бабушка заявила, что внука в начальных классах будет вместо уроков английского языка в школе отправлять к репетитору, потому что в школе учат грамматике, а ребенку надо дать разговорную речь, чтобы познавать язык. Видите, бабушка без высшего знает, а лучший ректор - нет. Я был свидетелем, в садике девушка репетировала, давала по видео слушать разговор, песенки, и дети все это повторяли. По пути домой на маршрутке вместе с подругой вовсю пели на английском. Поступила в школу, (сейчас английский изучают со 2-го класса) и никаких следов от языка не осталось.  Мало того, что методика никудышая, да еще диверсией занимаются. Классы разделяют на две подгруппы, типа начинающей и продолжающей - по разным программам. Вроде хорошо, по подгруппам легче учить разговорной речи. Но через несколько уроков их объединяют обратно и учат по неопределенной программе, высвободившейся учительнице находят другое применение. А финотдел министерства выделяет  средства двойные, т. е. как на две подгруппы.Вот, где надо судить, а не учителя  родного языка. Все дело в соотношении разговорной речи и грамматики.   Первой значительно больше, вторую малыми дозами. Все равно за 10 лет все необходимое успеют пройти. Ребенок в конце 2-го года жизни начинает разговаривать, не имея никакого понятия о грамматике. Так же и здесь, изучение языка должно начинаться с разговорной речи и учить при дальнейшем ее преобладании. Еще аргумент в очевидности такого утверждения. Сколько мы изучали грамматику русского языка и каков итог? Пишем по привычке, по памяти, не задумываясь о правилах. На любом уровне допускают грубые ошибки. В парламентах пишут законы с выражением "изменение и дополнение". У нас это перестали после моего настойчивого вмешательства; при этом из всех аргументов действенным оказалось то, что в указах и законах за подписью Путина второго слова нет. Дополнение - это разновидность изменения. В федеральных министерствах продолжают писать так же с ошибкой, в других регионах наверно тоже. В вузах, практически всех, употребляют "профессорско-преподавательский состав", хотя еще Аркадий Райкин высмеял это выражение. Ошибка та же, что и в первом примере. "Товарищи генералы и офицеры" - это Сергей Иванов в бытность министром обороны, лингвист по образованию. С окончанием строительства электростанции Президент поздравил "инженеров и строителей". Пословицу с той же ошибкой "Кто в лес, а кто по дрова" использует Достоевский в своем знаменитом романе. Так что грамматику знать полностью невозможно, сколько бы не учил, а язык знать надо, поэтому надо опираться на разговорной практике, как сам Шмель писал несколькими днями раньше. 
02.01.2019 в 22:09hautibek
Это мы расширяемся в пространстве по примеру крутых стран, теперь тебя будут называть Cardan Shaft. Чем это плохо?
03.01.2019 в 00:50Шмель
Так наоборот красавчик! Поздравляю! Нужно занимать места везде где можно, пока можно. Чем больше нас тем лучше! :)

03.01.2019 в 02:22..Бэн Джойс.
Это да.Кабардинская родня в шоке.Не положено чтобы младший первый женился.
03.01.2019 в 02:19Шмель
дай бог чтобы всё было хорошо.
03.01.2019 в 02:30..Бэн Джойс.
В прицнире ей не привыкать....)Бабушка Нуца была только за меня....)Тесть грозился всех покубивать...)
30.12.2018 в 22:11hautibek
Есть рациональное зерно в вашем комменте, особенно, если подходить творчески к вашей логике. Приоритет жизненных перспектив, возможность заработать на жизнь без верхнего образования, возможность почерпнуть полезное из обучения в школе, знание иностранного языка - все это сверхактуально. Ниже Шмель очень удачно заметил, что для изучения языка требуется иметь среду, в которой только и возможно его освоение  и постоянное  закрепление после. А как ее создать? Напрашивается с самого начала перевести все предметы на английский язык. Это и перспективно и продуктивно. В развитых странах выпускники с аттестатом получают удостоверение бухгалтерского учета или горного туризма и т. д. (по выбору). У нас ввели предметы по праву, экономике, но не дотянули до специалиста. Да еще эти предметы изучаются при такой большой нагрузке по фундаментальным наукам, что ученикам не до практически полезных предметов. При всей разумности ваших рассуждений не стоит свысока судить  "активистов". Там очень знатные люди есть. В любом регионе Москвы посчитали бы за честь иметь такого хозяйственника как профессор Ф. Хараев. А достойная внучка Али Шогенцукова и дочь известного адыгэбзэведа Андрея Хакуашева профессор Мадина Хакуашева активно отстаивает родной язык. Не их вина, что они не всегда нащупывают  верное направление: в стране вся наука ориентирована не лучшим образом - иначе бы не отставали в этой области. В целом у Джойса хорошо заметно требование практичности обучения. Этого как раз недостает в стране в отличие от развитых стран. И как это ни странно, ученые выступают против такой системы. На первый взгляд это странно, на самом деле порочная система диктует такую противоестественную, не общественнополезную позицию друзей парадокса.
02.01.2019 в 10:18hautibek
Обсуждение перешло на новый календарный год, значит вопрос интересный и актуальный. К вашему весьма богатому опыту с языком добавлю такой же. Близкая родственница со знанием английского языка на уровне рабочего обходилась им по всей планете (наряду с красным по бухучету) в течение длительного периода. Ездила в головное международное учреждение в Нидерланды на совещания 2 раза в год, откуда каждый раз совершала экскурсию в одну из европейских стран. После девяти лет на этом поприще уехала в Непал на полтора года. Столько же работала в Нью-Йорке. Так что с английским языком особо не чувствуются государственные границы и с его освоением не стоит давать задний ход.
04.01.2019 в 09:50Шмель
Я просто не в курсе твоей биографии, поэтому посто предположил .

Ты тоже за границей живёшь?

04.01.2019 в 01:20..Бэн Джойс.
Кстати....Стажировку проходил в Швейцарском ядерном центре,как лучший студент,по ходатайству Сергея Петровича Капица...Не скромно...Зато актуально,вКБРэто было неважно....)
04.01.2019 в 01:03..Бэн Джойс.
Ну и шо?Я бауманку завершил,и что теперь плясать?)
03.01.2019 в 23:51hautibek
Поправка: во втором пункте не "высшего", а "общего".
04.01.2019 в 01:32..Бэн Джойс.
А в КБГУ не прошел по конкурсу...)Наверное достойнее меня были....)В тот год.
04.01.2019 в 00:59..Бэн Джойс.
Так я вроде Кауказ покинул лет эдак десять взад....)Не срослось,по всяким признакам...)Надоело,блин...
03.01.2019 в 23:49hautibek
Вынужденная уволиться Багова М. имеет следующие успехи: 1. Педагог высшей квалификационной категории; 2. Почетный работник высшего образования РФ; 3. Победитель конкурса "Лучшие учителя России"; 4. Неоднократный победитель республиканского конкурса; 5. Лауреат Артийского комитета; 6. Награждена золотым орденом "Дарю сердце детям". Кроме того она через парламент защитила право сильного выпускника школы, нарушенное по вине приемной комиссии университета. Такие суперуспешные педагоги должны руководить образованием на уровне директора школы, ответственного работника департамента или министерства просвещения. Они востребованы временем.
04.01.2019 в 13:58..Бэн Джойс.
Шмель,думаю  ты оценишь...Джон Лорд...Риччи....https://m.youtube.com/watch?v=XgaYEv4ZIpw
05.01.2019 в 16:10Шмель
Класная музыка. 

Как же сын попал в Австрию ?

04.01.2019 в 22:05hautibek
Со времени предразвала страны студенты-ядерщики Москвы параллельно заканчивали экономфак, такой из КБР сейчас работают в налоговой. А по ядренной физике в КБГУ конкурса не бывает, наверно поступал на медицину. P. S. У Баговой М. кроме перечисленных достижений была издана книга "Шалушинский фольклор", проведена ее презентация в присутствии представителя парламента.
04.01.2019 в 23:28..Бэн Джойс.
КБГУ готовит ядерщиков?)Поступал на эконом.
30.12.2018 в 14:49Шмель
Что касается обсуждаемой ситуации то государству как раз не нужен язык не государственный, так как тему языка использовали чтобы вбить межнациональный клин, точно так же как раньше сделали это с религией. Мы плучили на этом фоне военные конфликты внутри страны, глупо со стороны государства пускать всё на самотёк. 

Мы с вами все прекрасно понимаем почему сейчас возник этот вопрос с языками но все упорно делают вид что всё дело в деньгах или чём то ещё. 

Я могу понять почему государство не говорит прямо причину таких поправок, это бы означало выйти на открытую конфронтацию с националистическими центрами республик и подыграть им на руку.

Но мы то здесь можем обсуждать её между собой открыто и не кривляться делая вид что мы не понимаем в чём дело.

29.12.2018 в 11:24..Бэн Джойс.
Однако...Десять учителей кабардинского языка...Это сколько по всем школам Нальчика??Наверняка учителей алгебры и геометрии раза в два меньше,а так же физики и химии...Когда я учился,были две учительницы национальных языков,кабардинского и балкарского...Алле гараж,чему вы там учите,и на что идут казенные деньги?
03.01.2019 в 02:50..Бэн Джойс.
Земля ему пухом...Хороший человек был...Достойный...А вот тещю не любил...)Это наверное не национальное.....)тоже пусть спит спокойно.
30.12.2018 в 18:00..Бэн Джойс.
Конечно...С турпоездками это я просто привел элементарный пример из жисТи...)А Джулат вишь как за это зацепился...)А так да,хорошая работа требует знание языка,даже если он там никогда не пригодится...)Запас,он карман не отягощяет,а приветствуется.
30.12.2018 в 16:03..Бэн Джойс.
Да не только тур.поездки...Иногда по работе нужно заглянуть в литературу,да комп.программы в основном на английском,если пользовпться гугл переводчиком,то он переведет так,что китайцы обзавидуются...)
30.12.2018 в 17:55..Бэн Джойс.
https://studopedia.su/7_20694_areal-cheloveka.html
30.12.2018 в 15:32..Бэн Джойс.
Ну да...Чтобы рассуждать и проникнуться величием,нужно непременно знать кабардинский...)
03.01.2019 в 03:38..Бэн Джойс.
Шмель...Стесняюсь спросить...У тебя как эмигрыйшн,по экономическому плану,или политика?)Если что,у меня сынули патриоты,а я уже нет...Австриячка будет жить в России,и обзавут ее Ольга(Хельга)только я прлтив перекрещевания,она на все согласна....Не уважаю полудурков знаменных...
04.01.2019 в 12:21..Бэн Джойс.
Ну да...За кордоном.Кавказским...)за тамбуканским постом...)Ненее Шмель,я РОССИЯНЦ,,,.)просто сменил место пребывания на Москву,точнее на  область...Заграница не мое...Хотя предложения были в 90х ,Израиль,Автралия...
03.01.2019 в 01:25Шмель
Вы правы, практика должна быть на первом месте, пусть с ошибками но нужно начинать говорить и не стесняйтесь сразу, а потом уже учиться говорить правильно.

Мне очень нравится как преподаёт Дмитрий Петров, курс английский за 16 часов у него просто супер получился, я скачал и пересматривал с удовольствием много раз. Вот бы так в школе преподавали когда я учился.

30.12.2018 в 23:48Шмель
Я хотел бы внести ещё пять копеек в тему об английских языках в Европе. Дело в том что не все так однозначно и гладко, с англицизмами в некоторых странах борятся(за все не скажу) но в Португалии например запрещено называть предприятия не португальскими названиями, общественные мнение опять же давит, есть такой португальский певец Дэвид Фонсека он пишет песни на английском из за этого португальские радетели за язык его критиковали. В то же время там есть все условия чтобы английский выучить, фильмы в кинотеатрах идут не как у нас в дубляже, а на английском и внизу пишут титры на португальском, англичан много, и сами они в Англии работаю, есть среда в общем. Во Франции некоторые регионы английский тоже не жалуют, я много раз натыкался на предприятия где на английском категорически не говорят. В общем и целом проблемы языка у них такие же как и у нас но гораздо хуже на самом деле. В Европе можешь проехать 400 км и уже другой язык хоть и нет пограничной зоны но это несколько утомляет. У нас же тысячи км можно намотать и всё равно проблемы общения не возникнет, пока это очень огромное преимущество перед ними.
03.01.2019 в 02:14..Бэн Джойс.
Это как сказать...)На седьмом то месяце разродились....)Мне даже алкоголь не в кайф пошел...)Не знаю в каком месте красавчик...)Девка вроде ниче так....)блондинистая,дай Бог не по интеллекту...)
30.12.2018 в 20:33Шмель
Если всё так то это безусловно самодурство директора.
03.01.2019 в 13:52Шмель
Если австриячка будет жить на Кавказе то ей точно понравится, тоже горы кругом, как в Австрии .

Я приехал ещё до евро реформы, почти при Ельцине. Жил по рабочей визе, потом открыл бизнес получил вид на жительство, при этом всё время считал себя  в душе туристом, не было у меня такого "прощай не мытая Россия и т.д."" , мне и дома было нормально и за границей хорошо, как говорится "настоящему индейцу завсегда везде ништяк "

Потом однажды летел через Краснодарский международный аэропорт и там одна сволочь на таможне начала деньги вымогать под предлогом ,что российский паспорт слишком изношен , при чём сделал это он так обидно что у меня до сих пор закипает от воспоминаний. К этому времени я уже прожил достаточно времени чтобы получить гражданство по выслуге лет что ли, не знаю как это назвать, подал документы, сдал экзамен на знание языка, получил паспорт. Теперь шантажироввть меня на таможне никто не будет.

30.12.2018 в 15:55Шмель
У вас есть главное, это практика, в тур. поездках вы практикуете его и это даёт результат. 
02.01.2019 в 14:24Шмель
И ещё, вот вы сказали о мировом значении английского, но для его внедрения никого же не требовалось заставлять, он распространяется сам, потому что на нём снимают фильмы, пишут литературу, а особенно техническую литературу, языки программирования опять же, то есть вовлечение в пользование происходит именно таким методом. И вот он самый правильный для любого языка, хоть русского, хоть черкесского, любого отдельно взятого. Я уверен когда китайцы совершат некий мировой технический прорыв и будут писать тематическую литературу по этому поводу на китайском то в мире начнут учить китайский.
02.01.2019 в 14:16Шмель
Я с этим и не спорю, дело в другом.  Как учить? Язык с нуля до уровня уверенного пользователя можно освоить за три года, а мы в школе его учили с пятого класса и что? И ничего, всё что мы запоминаем это латинский алфавит. Так какой смысл тратить столько времени и средств на такой мизерный результат. 

Меня однажды посетила дикая идея, вот бы меня в школе научили разным алфавитам, арабский там, китайский например,а не только латинский , да к этому научили бы правильно пользоваться словарём, вот и готова база для изучения любого языка, заранее же не знаешь куда бог пошлёт. А там приехал в Шанхай и уже что то можешь прочитать пусть даже со словарём но и то класно.

30.12.2018 в 15:13Шмель
Бен, чтобы выучить ин.яз нужна практика, это основное условие. Его нельзя выучить впрок, то есть выучить один раз и носить в себе, это так не работает, знания забываются, а знания не закреплённые практикой забываются быстрее.  Плюс сами методы обучения довольно устарели, добавление часов обучения не сильно улучшит качество.
30.12.2018 в 18:07Шмель
Я это вижу на примере грузии, тысячи грузин едут в европу на заработки , на деньги которые они зарабатывают на стройках они строят дома у себя на родине, при этом в домах они не живут потому что нужно продолжать работать и кормить семьи. Большую часть жизни во время работы они проводят в комуналках потому что экономят деньги. Чем это лучше их жизни при союзе я откровенно не понимаю. Но они счастливы, есть работа, а когда возвращаешся домой с деньгами ты уважаемый человек пока деньги не кончатся.
30.12.2018 в 17:58Шмель
Так эти товарисчи не врут , они умалчивают только одно, в шоколаде, мармеладе будут они лично и их семьи, остальным же придётся зарабатывать деньги как бог пошлёт, а это значит ехать или в Россию или в Китай или ещё куда чтобы привезти валюту домой обменять её в обменниках принадлежащих шоколадолюбивым товарисчам чтобы товарисчи имели возможность валюту взять и отвезти на личные валютные счета в европах.

Этим товарисчам конечно выгодно чтобы им никто не мешал.

30.12.2018 в 16:23Шмель
Кадыр паша уже укрупняет регион , вы это имели в виду? Правда граждане с неукрупняемой стороны почему то не довольны. Идея укрупнить регион понятно и не нова, всё это уже проходили, но укрупнение всегда существует вокруг какой то идеи, в союзе была социлистическая коммунистическая идея и как следствие экономическая, объединяли для более удобного управления хозяйствами, у нас же с вами имеет место быть набор разных остатков союзных хозяйств под управлением криминальных "бизнесменов" на верхушке. Это ключевые данные , как их объединить? Язык и религия в данном контексте это ниточки связывающие електорат, у кого они в руках тот и музыку заказывает. 
30.12.2018 в 15:04Шмель
Бен , на самом деле дело не в определениях, а в том что националистические центры идут строго к отделению и единоличному контролю над паствой, государство же этот процесс пытается замедлить,  замена слов тут не поможет так как смыслы лежат совсем в другом месте. В союзе уже пробовали метод заменять одни слова на другие, использовали термин "советские люди" вместо определённой национальности и вообще старались как то уйти в названиях от национальных идей , это никак не помогло. Давайте будем смотреть с суть, причина закона это противодействие межнациональной розни и я предлагаю обсуждать это именно с такой точки, нам то претворяться друг перед другом не нужно, мы ведь просто чёрные буквы на белом экране, а не какие то чиновники.