ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Туапсинский райсуд отказал семье Коротиных в предоставлении жилищного сертификата на двух детей, которым до наводнения было отказано в регистрации по месту проживания. Более 20 семей, живущих в пункте временного размещения, получили аналогичные отказы, а положительные решения суда власти обжалуют, сообщили пострадавшие.
Как писал "Кавказский узел", лишь 17 из 163 семей, пострадавших от наводнения в Туапсинском районе и попросивших государство помочь с приобретением нового жилья, получат выплаты без суда, сообщили власти района. Первые судебные заседания по семи искам, в том числе семьи Коротиных, были назначены на 11 февраля, но были отложены.
Чиновники объявили непригодными для проживания 148 жилых помещений в 57 домах, признанных аварийными после потопа в Туапсинском районе в октябре 2018 года. Власти отчитались об оказании помощи всем пострадавшим от наводнения в Туапсинском районе, но местные жители заявили, что после потопа продолжают жить в аварийном жилье. Пострадавшие жаловались, что власти отказались признать дома непригодными для проживания, а денег для восстановления своего жилья после потопа у них нет. Те из пострадавших, кому предоставлялось временное жилье в пансионате "Южный", получили требование о выселении до 15 декабря 2018 года, но после вмешательства прокуратуры людям разрешили остаться в санатории до получения нового жилья взамен утраченного.
Суд отказал детям Коротиных в помощи из-за отсутствия прописки в уничтоженном доме
Туапсинский районный суд сегодня отказал семье Коротиных, которые потеряли жилье в результате октябрьского наводнения в селе Кривенковское, во включении в списки нуждающихся в получении жилищного сертификата двоих несовершеннолетних детей 2009 и 2013 годов рождения. Об этом сообщил активист Евгений Витишко, который представляет интересы пострадавших от наводнения в суде.
"Мотивировочной части решения пока нет, но представители районной администрации и министерства ГО и ЧС края настаивали на том, что дети там не были прописаны. Я надеялся, что все-таки первая инстанция встанет на сторону подтопленцев, потому что социальное напряжение растет. И опека ничего не может сделать", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Витишко.
Он рассказал, что планирует обратиться в Совет по правам человека при президенте, а также в правоохранительные органы.
"Есть кадастровые выписки, что барак, в котором проживали Коротины, был снят с кадастрового учета в 2010 году, а потом заново поставлен уже после наводнения. Собственники ничего не снимали. Мы об этом заявили в суде, но это заявление было проигнорировано", - отметил Витишко.
Он планирует обжаловать решение Туапсинского районного суда в Краснодарском краевом суде.
По словам активиста, в российском законодательстве не прописан четкий план по оказанию помощи пострадавшим от стихии, а власти при отказах ссылаются на краевой закон "О мерах господдержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС".
"Суды еще идут, многим отказывают. Причины формальные, которые описаны в краевом законе. Например, семья прописана в другом месте, не выделены доли в общей собственности, это касается многоквартирных бараков. Или люди построили дом, но не успели его зарегистрировать", - сообщил Витишко.
Он считает, пострадавшим от наводнения обязаны выплатить компенсации в полном объеме, поскольку власти сами выделяли участки в зонах подтопления и выдавали разрешения на строительство.
Завтра, 12 марта, Туапсинский районный суд рассмотрит еще два иска пострадавших от наводнения.
Коротины отказались получать сертификат на двоих членов семьи
Семья Коротиных проживает в пункте временного размещения в пансионате "Южный". Администрация района готова была предоставить жилищный сертификат без судебного разбирательства свекрови и мужу Коротиной за разрушенный барак 50-х годов постройки, который находился в зоне подтопления и был признан аварийным.
"Но они отказались получать сертификаты на двоих и решили через суд получить жилье на детей. Что мы купим на 1 миллион 700 тысяч рублей, которые положены на двоих? Ничего. Я на себя и старшего своего ребенка и не претендую, поскольку мы не являемся кровными родственниками собственнику, но внуки родные имеют право", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Наталья Коротина.
По ее словам, жилье в бараке на две семьи получила свекровь Коротиной в советское время. 17 лет назад, когда Наталья вышла замуж за Андрея Коротина, они поселились вместе с его матерью в Кривенковском. У Натальи уже был сын от первого брака, которому сейчас 20 лет.
"Старший сын пошел там во второй класс. Я эту справку в суд представляла, что он у меня там обучался. Двое детей там родились, в 2012 году бабушка наша попыталась прописать там детей, но ей отказали. Поэтому мы прописали их у моей мамы в Туапсе, потом мама приватизировала квартиру, выделила нам доли на детей", - рассказала Коротина.
По ее словам, в квартире ее матери прописаны семь человек, по факту проживают пятеро. "Я представляла им в суд домовую книгу жилья моей мамы, что у нас по площади не получается, чтобы дети там жили. Там негде жить просто. Но на суде об этом никто слова не сказал", - отметила Коротина.
При этом, по ее словам, органы опеки встали на сторону ее семьи и просили суд удовлетворить иск полностью. "[В селе Кривенковском] вся наша жизнь - у детей школа, тренировки, детский сад, они там родились. Такой ужас пережили, сидели два часа на этой крыше во время наводнения. Мы детей потом к психологу водили. Справки из амбулатории, что они там с рождения на учете состоят, я предоставила", - рассказала Коротина.
Она отметила, что их квартира в бараке на две семьи состояла из двух комнат, санузла и кухни. За несколько месяцев до наводнения Коротины увеличили площадь кухни, сделав к ней пристройку из бруса. "Взяли кредит, потому что на кухне все не помещались, сделали просторную кухню, купили новую мебель. Кредит платим до сих пор", - сообщила Коротина.
Женщина заявила, что пострадавшие от наводнения намерены по своей проблеме обратиться к президенту России, в Генпрокуратуру, в Следственный комитет. Она рассказала, что получила копию письма одному из подтопленцев после наводнения 2010 года, которому было отказано в компенсации. "В нем сказано, что до 1 марта 2011 года будут определены зоны подтопления, из которых все будут переселены до 2018 года", - рассказала Коротина.
В ночь на 16 октября 2010 года в результате обильных дождей в Краснодарском крае поднялся уровень горных рек Пшенаха и Туапсинка. В Туапсинском районе оказались подтопленными несколько населенных пунктов. При этом наводнении погибло не менее 16 человек. После этого власти сообщили, что планируют разработать программу по отселению жителей Краснодарского края из районов, наиболее часто подверженных затоплению.
Власти подают жалобы на положительные решения суда о предоставлении жилищных сертификатов
Жительница пункта временного размещения многодетная мать Юлия Булах сообщила, что 22 февраля через суд добилась жилищного сертификата на пятерых членов семьи, но министерство ГО и ЧС Краснодарского края обжаловало решение Туапсинского районного суда.
"Заседание еще не назначено, нам пришло извещение, что подана апелляция в краевой суд. До сих пор мы бегаем с документами по кабинетам. Сейчас нас отправили к нотариусу, и мы должны отписать свои участки администрации района. Стоимость услуг нотариуса – 5 тысяч рублей, опять за свой счет", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Юлия Булах.
Она опасается, что передаст свой участок на баланс районной администрации, а краевой суд отменит решение Туапсинского суда, и ее семья останется без участка и без жилищного сертификата. "Мы опять в подвешенном состоянии. Сертификат не получили, получим или нет, не известно. Нас втянули в суды, сколько они будут продолжаться, неизвестно. 25 апреля мы должны съехать из "Южного". Нас уже там еле терпят, учитель перестала приезжать, дети не учатся", - рассказала женщина.
Он отметила, что суд массово отказывает пострадавшим в предоставлении жилищных сертификатов. "Из тех, кто проживает в "Южном", только четыре семьи получили положительные решения, остальным отказ", - рассказала женщина.
В настоящее время, по ее словам, в пансионате "Южный" проживают 25 семей, пострадавших от наводнения. Из них лишь 21 семье отказано в судебном порядке в предоставлении жилищного сертификата.
Ранее замглавы администрации Туапсинского района Валерий Мирошниченко пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что по различным основаниям выдано более 100 отказов о включении в список на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Наиболее частыми основаниями для отказов было то, что собственник или члены его семьи не зарегистрированы в утраченном жилом помещении или имеют в собственности другое помещение или его долю, а также, если на жилье претендует не член семьи собственника. Пункты временного проживания по закону могут действовать на территории чрезвычайной ситуации не больше шести месяцев, поэтому работа этих пунктов в пансионате "Южный" возможна до 24 апреля, уточнил чиновник.
Краевое министерство ГО и ЧС обжаловало также решение Туапсинского райсуда, который 18 февраля удовлетворил требования жителя села Георгиевского Алексея Респондета о выдаче сертификата на приобретение 33 квадратных метров жилья. Его жене Валентине Респондет было отказано в удовлетворении иска, поскольку на нее зарегистрирована квартира сына.
"Мне предлагают выгнать семью сына и жить у него в квартире. Я купила участок в затопляемой территории. Мало того, не так давно, еще до наводнения, я хотела приобрести еще небольшой участок для хозпостроек, мне в администрации сказали: платите 600 тысяч и берите дополнительный участок", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Валентина Респондет.
По ее словам, ее муж до сих пор не получил денег по жилищному сертификату на 33 квадратных метра. "Это всего 850 тысяч рублей, я взяла в кредит 500 тысяч, мы нашли лачугу на окраине Туапсе, которую нужно полностью ремонтировать. Кредит уже нужно выплачивать, а нам не дают даже этих копеек. Видимо, ждут решения апелляции", - рассказала женщина.
Она отметила, что дом в селе Георгиевское ее семья начала строить в 2016 году и не успела оформить на него документы, разрешение на строительство в зоне подтопления у ее семьи есть.
Чиновники могли предотвратить наводнение 2018 года, уверены местные жители и журналист
Соседка Коротиных по бараку Ирина Истомина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что поскольку их жилье сразу признали аварийным, она получила 2 миллиона 47 тысяч рублей на приобретение нового жилья.
"Я уже купила маленькую квартиру в Туапсе, мне очень повезло, моего сына знакомые продавали, нам пошли навстречу и скинули хорошо", - рассказала женщина.
По ее словам, после наводнения 2010 года ее квартира в бараке была полностью разрушена, тогда пришлось восстанавливать жилье своими силами, был возведен пристрой, который сдержал от полного разрушения основной барак.
"160 тысяч рублей давали тогда за утерю имущества, я выбивала компенсацию через суд, больше года судилась. Приезжала межведомственная комиссия и постановила срочно нас всех переселить. Акта о переселении я так и не увидела, мне сказали в администрации – ждите следующего наводнения. В живых останетесь - что-нибудь получите", - рассказала женщина.
По ее словам, 8 лет после наводнения 2010 года во время дождя жители барака дежурили круглосуточно по очереди, чтобы избежать жертв. "В это наводнение мы четыре часа сидели на крыше, нас спасли соседи", - рассказал женщина.
Она считает, что проблема в том, что дома строятся в русле реки с согласия чиновников. "Это русло реки, она все равно берет свое. Они просто отсыпали и поставили прямо в русле дома. На строительство же давали разрешения, мы же не сами их строили", - рассказала женщина.
Ранее адвокат Краснодарской коллегии адвокатов Наталья Баянова заявила, что в ходе октябрьского наводнения 2018 года пострадали в основном бараки, которые должны были снести давно. "Этих людей оставили в опасности, и они продолжали, а кто-то до сих пор продолжает жить в аварийных домах в потенциальной зоне затопления", - сообщила Баянова.
Редактор газеты "Ваш голос" Дмитрий Косенко рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что провел журналистское расследование, в ходе которого ему удалось установить, что после наводнения 2010 года президент Владимир Путин поручил краевой администрации провести обследование рек региона, выделить зоны потенциального подтопления и разработать долгосрочную краевую программу по предотвращению последствий наводнения и переселения граждан из опасных зон. Этим распоряжением было запрещено управлению архитектуры района выдавать разрешения на возведение капитальных объектов в зонах подтопления, рассказал Косенко.
"В 2011 году за счет регионального бюджета администрацией края был заключен контракт на научно-исследовательскую работу, которая должна была определить зоны затопления и определить места для переселения из них граждан, которые проживают в зоне потенциального риска", - рассказал Косенко.
По его информации, стоимость исследования составила 500 миллионов рублей, долгосрочную краевую программу разработали, но не утвердили, запустили другую программу, которую в 2014 году губернатор отменил. "Людей оставили один на один с природной стихией. Полномочия по регулированию водных отношений и риски, связанные с подтоплением, переложили на министерство природных ресурсов Кубани, но средства на ее реализацию не предусмотрели", - сообщил журналист.
"Поручение Путина не выполнено, люди гибнут, теряют имущество, бегают по судам. На разработку программы из бюджета края потратили 500 миллионов рублей, по факту ничего не выполнено, люди опять пострадали и остались без жилья", - заключил Косенко.