16:33 / 12.03.2019Ученые указали на исторические корни идеи о едином названии черкесов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Предложение черкесам определиться с единым названием народа перед переписью населения продиктовано стремлением избавиться от навязанного в советское время дробления на национальности, предположили филолог Мадина Хакуашева и историк Наима Нефляшева. Адыги уже едины как этнос, но им нужна новая политическая повестка, констатировали правозащитник Валерий Хатажуков и социолог Денис Соколов.

Как писал "Кавказский узел", черкесские активисты перед всероссийской переписью населения 2020 года объявили флешмоб #ячеркесАты? для объединения всех адыгов под единым международным названием "черкесы". Представителям народов, которые считают себя адыгами, предлагается в графе "национальность" во время переписи указать единое название - черкес, пояснил 6 февраля представитель "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Шамсутдин Негуч.

Адыги (черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев и шапсугов. В России адыги проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье. Общая численность адыгов в России в 2010 году, согласно переписи, составляла 718,7 тысяч человек. При этом большинство адыгов живут за пределами России, говорится в справке "Кавказского узла" "Адыги".

Разделение единого этноса черкесов - наследие советской эпохи

Черкесское академическое сообщество находится в заложниках советских установок и терминологического разделения единого этнического пространства, что в свою очередь вводит в заблуждение всех представителей отечественной и мировой науки, считает доктор филологических наук Мадина Хакуашева.

"Мы вынуждены все это тиражировать, говоря, например, о «кабардинской», «черкесской», «адыгейской» литературе. Этих понятий не существует, они искусственны. И за нами повторяют люди, далекие от понимания того, кто такие черкесы, в том числе ученые. Недавно вышел «Русско-кабардино-черкесский словарь». "Русско-черкесский" понять можно, но кабардинцы - это восточная часть черкесов, при этом мы обозначаем "кабардино-черкесский". Мы вынуждены так повторять, потому что на государственном уровне есть такие обозначения", - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» филолог.

По мнению Хакуашевой, черкесское сообщество давно должно было поставить на повестку вопрос единого наименования нации. "Эта проблема витает в воздухе, и ее надо решать. В этом году я попала в Общественную палату, я обозначила эту проблему, решили рассмотреть ее летом. Это рассматривается научным сообществом Кабардино-Балкарии, хотя на уровне трех черкесских республик также идет обсуждение", - сказала Хакуашева.

Вопрос общего самоназвания черкесов не касается возможных политических последствий или преференций, пояснила филолог. "Нужно просто принять старый вариант черкесских этнонимов, не более. Для этого нужна политическая воля. Думаю, найдется немало людей, кто будет противиться принятию прежней системы, хотя я как обыватель ничего в этом криминального и политического не вижу. Против будут последователи советской системы. Если на уровне региона будет проявлено понимание и достаточно решительности для возвращения прежней системы черкесских этнонимов, никто на федеральном уровне не возразит", - предположила Мадина Хакуашева.

С историко-этнографической точки зрения черкесы – единый народ, считает президент ОО «Хабзэ» Мартин Кочесоко. "Черкесы - это все те, кто себя на родном языке называют «адыгэ». То есть экзоэтноним (самоназвание) народа - «черкес», а эндоэтноним (иноназвание) - «адыгэ» (Дополнение "Кавказского узла" от 23.20 мск 12.03.2019: иноназвание народа - "черкесы", самоназвание - "адыгэ"). По этому вопросу в научном сообществе никаких противоречий не встречается. Разделение на кабардинцев, черкесов и адыгейцев - это плоды советской национальной политики. По факту это разделение является полностью искусственным. Но вся административная и государственная структура построена на этом", - сказал Кочесоко корреспонденту «Кавказского узла».

Прийти к единому названию народа логично на современном этапе развития черкесского самосознания, считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.

"Для меня конструкт «адыгеец» - абсолютно искусственный, возникший в 1920-е годы в связи со спецификой национально-государственного строительства. Часть западных адыгов, занимавших определенные отделы Кубано-Черноморской области, была выделена в 1922 году в Адыгейскую автономную область и получила название «адыгейцы». Роль этого этнонима на определенном историческом этапе уже отыграна, а эндоэтноним «адыгэ», как мы сами себя называем - живой, присутствует в речи, в сознании людей, в литературе на родном языке. Этноним «черкесы» представлен по всем массиве исторических источников на всех доступных нам языках и не является изобретением", - рассказала Нефляшева корреспонденту «Кавказского узла».

В самоопределении черкесов нет политического подтекста

Политические преимущества, которые могут быть продиктованы таким самоопределением и укрупнением единого этноса, маловероятны, убеждена Наима Нефляшева. "В политическом плане этот этноним навряд ли что-то изменит, но в культурно-историческом и духовном плане он даст ощущение единства и общности, будет преодолена ненужная вариативность в названиях, когда в разных субъектах России один народ называется по-разному. Общая численность черкесов в России составляет не более миллиона человек, и я не жду от этого шага политических последствий", - сказала Нефляшева.

По ее словам, черкесские активисты поддержали идею унификации названия, а публичная полемика пока не выходит за рамки обсуждений в соцсетях."В соцсетях ведется очень интересная полемика, которая сама по себе отражает разные подходы, существующие у людей разного возраста. Некоторые считают, что если все запишутся в грядущей переписи "черкесами", это приведет к утрате самоназвание «адыгэ», и с течением времени эндоэтноним канет в Лету", - пояснила эксперт.

У инициативы есть и противники, отметила Наима Нефляшева. "Появились публикации, подписанные людьми, не занимавшимися черкесской проблематикой, не известными нам ни как журналисты, ни как аналитики, ни как активисты. Они настойчиво проводят мысль о том, что новая инициатива - это провокационный демарш. Между тем, эта инициатива не нова. Еще в 1990-е годы "Международная черкесская организация" ставила этот вопрос и рекомендовала при проведении переписи использовать этнонимы «адыги» и «черкесы». Уже в ходе переписи 2010 года заметная часть кабардинцев записалась черкесами. Но в 1990-е годы и накануне переписи 2010 года не было таких каналов распространения информации, соцсетей, Telegram-каналов, как сегодня, и это решение не получило развития", - рассказала Нефляшева.

По ее словам, для черкесов эта инициатива не является навязанной извне, черкесы помнят этот этноним из метрических данных своих предков. "Мы помним метрики наших дедушек, прадедушек, где было написано «черкес», мы это видели. Адыгейская АО ранее называлась Адыгейско-Черкесская АО. Первая советская газета, адресованная западным адыгам, называлась «Черкесская правда». В архивных документах XIX века и вплоть до конца 1920-х годов мы не встречаем этноним «адыгеец», но встречаем «черкес». Потому это возвращение к исторического этнониму, а не новый проект", - пояснила Наима Нефляшева.

Заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ Сергей Арутюнов отмечает, что этноним «черкесы» и топоним «Черкессия» как обозначения народа и его страны на Северо-Западном Кавказе появляются в арабских, грузинских, армянских, тюркских, персидских и других исторических источниках с XIII века. Этноним «черкес» стал общеупотребительным в европейских и русских источниках с XV века. Несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера с историко-этнографической точки зрения это единый черкесский (адыгский) народ, говорится в справке Института этнологии и антропологии РАН за подписью Сергея Арутюнова.

Адыги уже считают себя единым народом

Объединение черкесов в единый этнос уже произошло без учета позиции бюрократической системы, а публичная полемика активизировалась лишь на фоне предстоящей в 2020 году переписи населения, считает руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.

"После перестройки все вылилось в публичное пространство, возникли национальные движения, региональные, затем общечеркесское движение, и постоянно шел процесс этнической консолидации. Если сейчас мы сравним, произошла целая революция в сознании с тех пор. В каком бы регионе черкесы сейчас ни жили, они осознают себя единым народом", - пояснил Хатажуков корреспонденту «Кавказского узла».

По его словам, в 1990-е годы он руководил организацией «Хасэ», которая инициировала сбор подписей и подготовку законопроекта о принятии парламентом Кабардино-Балкарии единого экзоэтнонима для всех черкесских народов. Инициатива была озвучена президентом Адыгеи Асланом Джаримовым на вновь созданной межпарламентской ассамблее Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, рассказал Хатажуков.

"По регламенту парламент должен был поставить в повестку, но они категорически отказались обсуждать этот вопрос. Уникальность этой ситуации была в том, что президент Адыгеи Аслан Джаримов сам вышел с такой инициативой, и автоматически проблема в Адыгее решалась, но руководство Кабардино-Балкарии его не поддержало. Опрос был по всей республике и охватил все населенные пункты, эта инициатива была поддержана всеми [опрошенными]", - рассказал Валерий Хатажуков.

На преференции для малых народов могут претендовать только шапсуги

Принятие общего экзоэтнонима «черкесы» для нескольких групп этнических адыгов либо трансформируется в полноценный политический проект, либо останется "символической игрой" на ближайшей переписи, это не вопрос исторических, лингвистических или антропологических исследований, считает старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS), социолог Денис Соколов.

"Речь, конечно, не идет о преференциях для малых народов, поскольку ни сегодняшних черкесов, ни адыгов, ни кабардинцев по российскому законодательству малыми народами считать нельзя. На этот статус могут претендовать разве что шапсуги", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Соколов.

По мнению эксперта, сейчас трудно говорить и о создании моноэтнического черкесского субъекта Федерации. "Такой проект практически нереализуем с точки зрения российской бюрократии и специально устроенной системы расселения: все три национальные республики представляют из себя национальный микст, - если мы говорим про Кабардино-Балкарию, то, кроме кабардинцев на политический суверенитет претендуют балкарцы, с которыми поддерживается постоянный конфликтный дискурс. Русские, хоть и стремительно выезжают, но составляют более 20% населения [Кабардино-Балкарии]. В Карачаево-Черкесии большинство населения - карачаевцы (более 40%), на втором месте русские (более 30%), и только на третьем месте черкесы (около 12 %). В Адыгее адыги даже не являются большинством, их только четверть, а русских почти две трети. Остается только политический проект, объединяющий черкесов Российской Федерации, Турции, Иордании и других стран, где сохранились существенные диаспоры мухаджиров. Этот проект потребует новой повестки, не ограничивающейся признанием геноцида и облегчением репатриации представителей адыгского этноса с территорий бывшей Османской империи", - сказал Соколов.

По его словам, новые коммуникационные технологии, такие, как Facebook или WhatsApp, облегчают интеграцию, поддерживают языковую среду, но не заменяют реальные политические элиты и экономику, которая могла бы обеспечить функционирование этой "новой трансграничной политической машины".

"Сегодня черкесские политические элиты - это прежде всего представители элит российских, турецких, иорданских. "На земле" работают только общественники и активисты. Во всех трех республиках есть запрос на правосудие, решение земельного вопроса и на уважение к идентичности, предполагающую суверенную юрисдикцию. Я бы предположил, что задача активистов - институционализировать этот запрос в политический конструкт «черкесы». Вряд ли эта задача решаема без участия упомянутых элит, встроенных в бюрократии крупных государств", - сказал Соколов.

Черкесское движение нуждается в новой политической повестке

Конструирование новой черкесской повестки - за политическими активистами, считает Денис Соколов. "По поводу термина - конечно, можно привлекать историков и этнографов, которые будут бесконечно взвешивать все «за» и «против». Но конструирование нового (потому что прошлое не вернешь) политического проекта - это дело политических активистов, национальные границы, реальные и виртуальные, устанавливают не историки. Это границы защищенных интересов, а не раскопанных городищ или географических названий. Если бы Российская Федерация была национально ориентированным государством, то проекты, подобные черкесскому движению, могли бы стать движущей силой экономической и политической модернизации, конструктами, от которых государство могло бы отталкиваться в национальной политике", - считает Соколов.

Другое дело, что у "московской бюрократии" нет интереса строить эту новую национальную политику, уточнил социолог." Сложившаяся российская политическая система... как и прежде, любую жизнь вокруг воспринимает и будет воспринимать как угрозу и [будет] умело нейтрализовывать. Если говорить о среднесрочной перспективе, то будущее у любого национального проекта на территории РФ не очень радужно. Но если говорить о дальней перспективе, то сложно представить какой-то иной сценарий, кроме развития таких национальных и региональных проектов. Это тот скелет, на котором можно построить настоящую федеративную политическую систему, отличную от того криминализованного постимпрессионизма, который мы сейчас наблюдаем", - сказал Соколов.

Вновь созданный "Координационный совет черкесских общественников", представленный молодыми активистами, "воспроизводит дискурс черкесского движения прошлой эпохи", отметил Соколов.

Сообщение о создании Координационного совета черкесских активистов поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 9 марта. "Сегодня в Черкесске сформирован Координационный совет, представляющий черкесских активистов из Адыгеи, КБР, КЧР", - написал автор сообщения.

"Кавказский узел" проверяет поступающие на SMS-сервис сообщения и публикует их в соответствующем разделе форума. Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

"Три обозначенные позиции нового объединения - это некое восстановление той повестки, которая присутствовала на протяжении всего позднесоветского и постсоветского периода в черкесской среде. Мне кажется, за восстановлением старой повестки неминуемо должна последовать новая политическая программа", - предположил Соколов.

По его словам, сейчас наблюдаются несколько базовых элементов черкесской идентичности: язык и репатриация. "Причем это [репатриация] - не просто техническое возвращение соотечественников на Родину, а вопрос о легитимности результатов Кавказской войны: не настало ли время пересмотреть результаты этой войны, по итогам которой было предусмотрено выселение черкесов с их Родины? И вопрос даже не в том, поедут ли черкесы из Иордании, Турции, Сирии жить в Нальчик и Майкоп, а в том, кто это решает - черкесы или российские политики и силовики. Если будет свободная репатриация черкесов, то это будет означать отмену депортации и ревизию старой имперской национальной политики", - сказал Денис Соколов.

Черкесы, приезжающие в Адыгею из Сирии, не имеют официального статуса репатриантов и не могут получать российское гражданство по упрощенной схеме, сообщила переселенка из Сирии "Кавказскому узлу" летом 2017 года.

При этом вопрос признания геноцида "политизирован и очень сложен", считает социолог. "В нем, как мне кажется, главное содержание - это публикация объективной истории о том, чем была Кавказская война для всех ее сторон", - сказал Соколов.

Материалы о положении черкесов в России и за рубежом публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Черкесский вопрос".

Автор:Магомед Туаев
15.04.2019 в 19:53L S
Когда, нам задают вопрос: Кто ты? Мы отвечаем си Адыг! Почему должно быть иначе, нас и так мало! Не те инициативы, не те..., нужно возрождать обычаи и традиции, язык (все меньше и меньше Мы на нем говорим). Новая волна мусульманизации влечет утрату традиций и доминанты Адыгэ Хабзэ, почему "сильно верующие" ходят не в адыгэ сай и черкесках, а в арабских одеждах...Посмотрела фотографии своих предков (конец 19 века) моя пра-пра-пра бабушка была в платке (шаль) с открытым лицом, ее дочери в парадных одеждах и с непокрытой головой, а сейчас, что происходит? 
12.03.2019 в 17:11shura08.74@mail.ru
Балаболы-псевдопатриоты и прочие активисты "радеющие" и "болеющие" за свой народ, займитесь делом, пришла весна, возьмите в руки метла , грабли и айда убирать улицы от мусора и хлама, хоть будет толк от вас! Два вопроса: 1. Если от всего этого нет никакого толка (как вы сами утверждаете) то зачем все это? 2. Этноним «черкасы» — итальянского происхождения и был позаимствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первые придали ему распространённость. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», и на их собственном наречии они называются «адыги» , вопрос в следующем, зачем мы должны называться так как нас называли турки и татары???????????
15.03.2019 в 12:00KATY
Kolln,а почему ты оскорбился,когда он тебя Черкесом назвал или ты может обиделся из-за того  что он не знал Чеченцев?)))
15.03.2019 в 12:15..Бэн Джойс.
Кэти,знаете чем отличаются кабардинцы от хазбатов?)Тем,что вторых может обидеть взгяд в их сторону,без надлежащего пиетета...)
12.03.2019 в 18:37shura08.74@mail.ru
Ага)))) как раз все сбережения хотел в них конвертировать)))
12.03.2019 в 18:53..Бэн Джойс.
Ну да...С такими деньжишшами то...)Обкрадываем мы Шура народ...)
12.03.2019 в 17:25..Бэн Джойс.
Нефигасе...Так такие проблему могут создать гораздо большую,чем обкрадывания,к которым все уже привыкли...
12.03.2019 в 17:30..Бэн Джойс.
Крадут всегда и ежедневно,а у этих периодами активность начинает проявляться,наверное когда деньги с оказией придут из за моря окияна,сейчас с этим строго,следят.
12.03.2019 в 17:20..Бэн Джойс.
Этих ученых нужно обязать заниматься своим творчеством за свои деньги,а не за счет государства,и не в государственных учреждениях...А то они доисследуются до какой нибудь неприятности...
12.03.2019 в 17:22shura08.74@mail.ru
У меня такое ощущение , что им приплачивают власти, чтобы они отвлекали народ от насущных проблем, пока идет разграбление республик и их жителей.
12.03.2019 в 18:17shura08.74@mail.ru
Колись много бабла надюрбанил? ))))))) 
12.03.2019 в 18:55..Бэн Джойс.
Ты читал как четверо в Дагестане умысел имели Филю убить?)))
12.03.2019 в 18:24..Бэн Джойс.
Еще как!Все думаю,куда деть...)
12.03.2019 в 18:26shura08.74@mail.ru
)))))) высылай мелкими купюрами))))
12.03.2019 в 18:02..Бэн Джойс.
Не нравится?)Значит правду говорю...)А лично за твой счет,я даже не сплюну,не люблю быть должен...)

12.03.2019 в 18:28..Бэн Джойс.
Зимбабвийскими долларами пойдет?)
12.03.2019 в 18:50shura08.74@mail.ru
Ох заживу! Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом – и в Ялту!
12.03.2019 в 18:43..Бэн Джойс.
Лучше в венесуэльские боливары...)Они красивше,да и нулей побольше,будешь миллиардером...)
12.03.2019 в 19:09Бегемот
. То есть экзоэтноним (самоназвание) народа - «черкес», а эндоэтноним (иноназвание) - «адыгэ».

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/332833/

© Кавказский Узел

КУ, тут что-то не так иЗправтеВозьмите меня в штат уже, а то надоело за бесплатно подчищать))))

12.03.2019 в 19:21..Бэн Джойс.
Так может Кочесоко так и считает...Да и не только он.
12.03.2019 в 20:34shura08.74@mail.ru
)))))))
12.03.2019 в 20:01суровый
Стротельство моноэтнического субъекта.Все ясно для чего все эти страдания и стенания,для высших гуманитарных идеалов.
12.03.2019 в 20:37..Бэн Джойс.
Почитай.)На Даг ветке)
12.03.2019 в 17:02..Бэн Джойс.
Стремление избавиться от навязанного в советское время дробления на национальности...)Это что то новое...)Насколько я помню,в советское время создавали единую,новую  общность-советский народ...)А эти учОные похоже ратуют за новую общность,но уже с территориально-политическими амбициями...)
13.03.2019 в 16:47Че
13.03.2019 в 08:29Абоминог
По ходу эти ученые и активисты уже лишкуют
13.03.2019 в 09:17Asker Sokht
Адыги сами себя называют адыгэ. Сотни лет другие народы называли адыгов черкесы. Советская власть административно разделив регион, раздробила адыгов и дала новые названия исходя их созданных административных единиц. Нового тут ничего нет. Мы и адыги и черкесы. 
13.03.2019 в 09:35hamidbi2010
Соколов ясно изложил всю проблему: - пока существует "Имперское политическое мышление", сидите и не "рыпайтесь". Ясное, честное изложение СУТИ проблемы, заслуживает уважения.
12.03.2019 в 20:35shura08.74@mail.ru
Нет не читал))))
13.03.2019 в 13:52shura08.74@mail.ru
Появилось продолжение по теме устранения фили ))))))))))) https://news.yandex.ru/story/Galkin_otreagiroval_na_obvineniya_v_zakaze_ubijstva_Kirkorova--4e4c9
13.03.2019 в 14:24shura08.74@mail.ru
лять я ржу до сих пор))))))))))))))
13.03.2019 в 14:21..Бэн Джойс.
У Фили наверное дипрессия...)
13.03.2019 в 14:22..Бэн Джойс.
дЕпрессия)
13.03.2019 в 14:27shura08.74@mail.ru
Что за звиздец происходит?
12.03.2019 в 17:54Mokhmad_return
да больше вас никто этих денег и не дербанит, что вы постоянно как истерички в конвульсиях биться начинаете? кто вам конкуренцию то составит, всей этой своре чиновничьей? сидишь в офисе, за наш счет деньги получаешь, имитируешь бурную законотворческую или иную не пыльную деятельность и умничаешь. больших балаболов чем в кбр ветке еще поискать надо
13.03.2019 в 17:25Че
а мне вот интересно за чей счет этот банкет будет проводится? опять за счет не местного бюджета ? и потом куда они собираютяь вписывать слово черкесс в какой документ? в загроничный паспорт чтоль?
13.03.2019 в 16:05Че
а потом че? захотим назватся нартами? ведь науке также известно, что предки современных черкесов (адыгов) принимали участие в Олимпийских играх в Древней Греции как несёт одна горе историк. https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/16597
13.03.2019 в 16:44..Бэн Джойс.
Какое то провокационное утверждение про участие в Олимпиадах...)Там атлеты соревновались без борцовского трико,то бишь нагишом...)Даже как то неудобно...)
13.03.2019 в 20:25kolln
Госпожа Нефляшева тоже приложила немало усилий к реанимации и искуственной раздутии ( интересно, а слово такое есть ?)))) этой темы..  КУ не даст соврать )))).
13.03.2019 в 21:55Бегемот
Аплодирую стоя!!!
14.03.2019 в 07:08Valer Kard
Махмудддд, смотри не лопни от злобы
14.03.2019 в 06:38Valer Kard
В СССР был один народ советский, хватит уже чушь пороть, Хакуашева, Нефляшева, историки,, блин
14.03.2019 в 06:36Valer Kard
Причем здесь  оветский период?Дробление былр всегда и до СССР.Ну что за не нормальная мода во всеи винить совнтскую эпоху.Бесит уже
13.03.2019 в 09:15Asker Sokht
Адыги сами себя называют адыгэ. Мотни лет другие народы называли адыгов черкесы. Советская власть административно разделив раздробила адыгов и дала новые названия исходя их созданных административных единиц. Нового тут ничего нет. Мы и адыги и черкесы. 
14.03.2019 в 06:58..Бэн Джойс.
Аха...Реаниматолог...)Сначала нравились темы в ее блоге,но потом этот рост национального сознания стал окрашиваться в все более радикальный цвет...)
14.03.2019 в 09:50Valer Kard
Что за обрубл фамилия кочесокО, гле буква В?)
13.03.2019 в 17:04Аким
Избавиться от национальной раздробленности  может только ликвидация республиканского статуса и формирование единого административного края  в масштабах юга России.Балкарцы уже обсуждают эту идею и первые отзывы положительные ,к тому же состояние этноса не зависит от наличия республиканского статуса,более того ,он уводит народы от первичных проблем общества и уводит в бесплодные дискуссии .К примеру вот эта идея с единым самоназванием.Она ровным счетом ничего не дает.
15.03.2019 в 21:24KATY
Беня,а кто такие хозбаты,просвети пожалуйста
15.03.2019 в 12:04KATY
Беня,а твоя жена кабардинка не обижается на твои оскорбительные выпады против кабардинцев?
13.03.2019 в 14:26shura08.74@mail.ru
А как тебе это?   Как сообщили в Совете Федерации, в парламент поступила копия судебного решения, в соответствии со которым с 12 марта обвиняемому в участии в преступной группировке, убийстве двух человек и давлении на свидетеля должно выплачиваться пособие.Величина установлена в размере МРОТ. Таким образом, ежемесячно из бюджета Арашукову будут направлять 11 280 рублей.
14.03.2019 в 09:49Valer Kard
Сохт, дпвайтп лучше зихи, как нас итальянцы назыаали, а нп турецкое названип черкес))зихи, звучит?звучит))
13.03.2019 в 14:31..Бэн Джойс.
Это наверное чтобы с лица не спал...А то исхудает,правозащитники всю плешь проедят...)
12.03.2019 в 18:30kolln
в самом деле.. хотели зажечь в кбр..не получилось в должной мере. последовал спор чечня-ингушетия.. опять осечка.. теперь вот помутив дагестан-чечня и получив негативный результат взялись за адыго черкесов...мутят.. все мутят..
12.03.2019 в 18:41..Бэн Джойс.
Глисты наверное заели...Не сидится ровно.Это про наших мутильщиков,а у иностранных это рутинная работа.
12.03.2019 в 18:59Mokhmad_return

[...], реально собралась тут  одна [...] да конторская. КУ ты хоть ассенизацию проводи, всякую [...] подчищай тут


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

12.03.2019 в 20:18..Бэн Джойс.
Это уже не оговорка по Фрейду...Когда проговариваешь то сокровенное,что находится на подсознательном уровне...А начиналось все с безобидного на первый взгляд флэшмоба...
14.03.2019 в 07:01..Бэн Джойс.
А там виновата не только советская эпоха...)
15.03.2019 в 16:44kolln
Да знал он прекрасно кто я, кто такие чеченцы.. Он к тому времени уже в предпенсионном возрасте был .  Простой стеб, не более. А я был молодой, потому и обижался..
13.03.2019 в 20:49kolln

Уважаемый, я считаю  неважно то, как вас в своем кругу называют соседи. Нас называют чеченами, чехами.. Кем-то еще.. Но мы называем себя нохчи, вайнах. Я никогда не скажу к примеру мордвину( образно""") что я по национальности нохчи. Я скажу так, чтобы мордвин понял, как нас соседи называют, чеченец.... Почему-бы не дать право на существование сразу двум названиям.. Вы сами себя называете как хотите, остальные называют вас так, как им удобно.. Конечно, оскорбительные названия вообще нужно исключить из лексикона. Меня в армии к примеру(1980-82) просто задолбал один прапор-черкес сделай то, черкес как дела ?))))). Я обижался, даже лез морду бить.. И даже побил его раз.. Обьяснял ему-я чеченец """"". А он меня своим спокойствием убил -б....говорит, тебе какая разница как я называю, ведь не зал.....ой!!!!!)))))). Честно, после этого я перестал на него обижаться, но он не перестал называть меня черкесом))))).