09:29 / 03.04.2019Байрам Мамедов заявил суду о пытках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Апелляционный суд в Баку вчера, 2 апреля, оставил без удовлетворения жалобу на арест активиста Байрама Мамедова. После его заявления о пытках суд обязал прокуратуру расследовать жалобы активиста. Защита сомневается, что будет проведено эффективное расследование.

Как писал "Кавказский узел", Байрам Мамедов был задержан в Баку 30 марта, когда он шел вместе с отцом по улице. Отец активиста Фарман Мамедов сообщил, что его сына без всяких разъяснений задержали и увезли в отделение полиции. В отделении отцу сообщили, что активиста увезли в Сабунчинское районное управление полиции, однако там эту информацию не подтвердили, рассказал Фарман Мамедов. В тот же день стало известно, что молодого человека арестовали на 30 суток, признав виновным по статье 535.1 (неподчинение законным требованиям представителя полиции) КоАП Азербайджана. Адвокат Эльчин Садыгов 1 апреля  не смог встретиться с Мамедовым в пункте содержания арестованных в административном порядке. Он также не смог получить решение суда об аресте.

В октябре 2016 года Байрам Мамедов вместе с единомышленником Гиясом Ибрагимовым был приговорен к десяти годам тюрьмы по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Активисты сочли приговор Мамедову и Ибрагимову местью за граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву в виде надписей: "Qul bayramınız mübarək!" (Поздравляем с праздником рабов!) и "F...k the system!" (Долой систему!). 16 марта распоряжением президента Азербайджана оба активиста были помилованы.

Утром 2 апреля адвокат Садыгов, получив решение суда, сразу написал апелляционную жалобу. Адвокат сообщил, корреспонденту «Кавказского узла», что сам Мамедов направил апелляционную жалобу еще 1 апреля. 

Рассмотрение жалобы на арест Мамедова было назначено 2 апреля в Бакинском апелляционном суде (БАС) под председательством судьи Намига Мамедова на 16.00 (15.00 по мск). К этому времени к зданию БАС явились группа общественной поддержки численностью примерно из 70 человек. Это были в основном члены движения Nida и партии «Республиканская альтернатива», передает корреспондент "Кавказского узла". 

Однако в зал были пропущены только половина из них, несмотря на то, что оставались свободными еще 5-6 мест. Остальные молодые люди ждали окончания процесса на улице. 

Мамедов на заседании рассказал, что давление на него началось на следующий же день после освобождения из тюрьмы.

«17 марта я вышел из колонии. Но уже на следующий день меня вызвали в 12-е отделение Сабунчинского районного управления полиции. Оттуда повезли меня в само районное управление. 30 марта меня задержали. В 12-м отделении сказали, что везут меня  в райуправление. Но привезли в суд и там же мне дали 30 суток ареста, якобы я не подчинился полиции. Будто бы около 12-го отделения я нецензурно выражался, а когда сотрудники полиции призвали меня к порядку, я не подчинился… Все это, конечно, неправда», - рассказал Мамедов.

Мамедов заявил, что после ареста подвергался пыткам. Он стал показывать судье синяки и кровоподтеки у правого виска, на носу, опухшее ухо. Активист отметил, что двое из тех, кто его бил, присутствуют в зале суда. Мужчины, на которых указал Мамедов, никак на эти слова не отреагировали, передает корреспондент "Кавказского узла". 

В свою очередь, адвокат Эльчин Садыгов указал на необоснованность ареста Мамедова. Он заявил, что права его подзащитного не были обеспечены, ему не позволили пригласить адвоката по выбору, а свидетельствовали против него сами сотрудники полиции. С учетом «отсутствия достоверных доказательств вины» Мамедова адвокат просил прекратить административное производство и освободить молодого человека в зале суда. Садыгов также просил суд принять решение о направлении в прокуратуру представления о расследовании жалоб на пытки.  

В итоге судья Натиг Мамедов оставил жалобу без удовлетворения. Вместе с тем, он принял решение направить в прокуратуру представления о расследовании жалоб на пытки. 

Адвокат Садыгов, комментируя итоги заседания суда, сказал корреспонденту «Кавказского узла», что по административным делам апелляционный суд является высшей инстанцией и теперь Мамедов обретает право обратиться в Европейский суд по правам человека.

«На арест жалобу в ЕСПЧ мы можем уже сейчас готовить и отправлять. Что касается жалоб на пытки, необходимо дождаться расследования прокуратуры. Честно говоря, с учетом предыдущего опыта жалоб на пытки активистов рассчитывать на эффективное расследование не приходится. Но эти процедуры мы должны пройти. Если прокуратура откажет в возбуждении уголовного дела, мы обжалуем ее решение в судах и далее пойдем в Страсбургский суд»,  - сказал Садыгов. 

Глава Союза «За свободу политзаключенных Азербайджана» Эльшан Гасанов в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» отметил, что жалобы на пытки в Азербайджане расследуются формально и никого к ответственности не привлекают.

«Конкретно за пытки никого не наказывают – потому сама возможность бесчеловечного и жестокого обращения отвергается. Правда, в прошлом были единичные случаи привлечения виновных по другим статьям – превышение должностных полномочий, халатность, или же наказания их в дисциплинарном порядке», - сказал Гасанов.

На его взгляд, обычно прокуратура затягивает с расследованием жалоб, пока следы насилия не пройдут, а потом принимает решение об отказе в возбуждении уголовного преступления ввиду «отсутствия признаков преступления». «Поэтому не стоит обольщаться тем, что суд направил в прокуратуру предписание расследовать жалобы на пытки», - сказал правозащитник.

Комментариями МВД относительно дела Мамедова "Кавказский узел" на данный момент не располагает.

Новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

* - Уточнение "Кавказского узла" от 11.20 мск 3.04.2018 г. - в текст внесены изменения.

Автор:Фаик Меджид
03.04.2019 в 10:01Игорь Сажин
У меня иногда такое ощущение, что пытки - это такая попытка противостоять духу времени пронизывающего людей убежденных и идеально заряженных. Те, кто обладает власть и силой понимаю, что дух сильнее и они в бессилии обращаются к насилию, как способу сломать то, что сломать не возможно. Нет, человека сломать можно, дух он таков, он все равно пролезет в другом человек, сколько ты людей не ломай. А если духа не было, а была лишь иллюзия правды, так и без насилия она уйдет, так что там насилия и не нужно совсем.