ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Не менее 128 азербайджанских оппозиционеров подверглись политически мотивированным административным арестам за прошедший год. Власти Азербайджана имитируют либерализацию, отказываясь от уголовного преследования активистов в пользу произвольных административных арестов, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Центр мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) 16 апреля обнародовал исследование политически мотивированных административных арестах в Азербайджане. 12-страничный текст исследования поступил корреспонденту "Кавказского узла".
С января 2018 года по февраль 2019 года в Азербайджане были арестованы в административном порядке 128 человек. Максимальный срок ареста по административным делам составляет три месяца.
«Административные аресты как форма политически мотивированных преследований используются в Азербайджане для давления на гражданских активистов», - констатируют авторы исследования.
Чаще всего активистов арестовывают по статьям 510 (мелкое хулиганство), 513 (нарушение правил проведения собраний, митингов, демонстраций) и 535 (неподчинение законным требованиям сотрудников полиции) КоАП Азербайджана.
Политические административные аресты - не новая практика для властей Азербайджана, однако в 2013 году санкции по этим статьям были ужесточены. «Власти пошли на этот шаг из-за частных мирных акций протеста в центре Баку. В январе-марте 2013 года в столице прошли массовые акции против небоевых потерь в армии. Максимальные сроки ареста за административные правонарушения были увеличены в шесть раз, с 15 дней до 3 месяцев. Многократно были увеличены и штрафы за административные проступки. После этих изменений политические партии стали предпочитать проводить протестные акции в согласованных с властями местах», - сказал, комментируя отчет корреспонденту «Кавказского узла» глава ЦМВОД Анар Мамедли.
Движение Nida проводило акции протеста против небоевых потерь в армии в январе и марте 2013 года в Баку. По итогам мартовской акции восемь активистов были осуждены по обвинению в организации массовых беспорядков. Последним на свободу вышел Илькин Рустамзаде - он освободился в марте 2019 года после шести лет заключения.
С 2016 года в действиях властей обозначился новый тренд – активистов начали арестовывать за участие в согласованных с властями акциях или накануне этих акций. В январе 2019 года появилась еще одна тенденция – административные аресты для активистов, которые приходили к зданиям судов поддержать обвиняемых в уголовных преступлениях оппозиционеров», - отметил Мамедли.
Административным арестам подвергаются не только участники акций, но и журналисты, которые освещают акции протеста. Так, сотрудник Интернет-телевидения Kanal 13 Нурлан Гахраманов был задержан полицией и арестован на 30 суток за съемку протестной акции в защиту блогера Мехмана Гусейнова, обратил внимание правозащитник.
Кроме того, активистов периодически арестовывают за одиночные пикеты: оппозиционер Физули Гусейнов трижды был задержан за проведение одиночной акции в защиту политзаключенных и 16 июня 2018 года получил 30 суток ареста. Его сын Рафаэль Гусейнов был задержан 25 января 2019 года за одиночный пикет и также арестован.
«Административные аресты проводятся с нарушениями закона, нарушается право задержанных на справедливое судебное разбирательство. Задержания проводятся по одному и тому же сценарию: полиция отслеживает человека, которого планирует арестовать, и либо задерживает его на улице, либо забирает из дома. В течение нескольких дней родным арестованных не предоставляется информация о них. В отделениях их расспрашивают об их общественной деятельности. Суды проводятся спешно, на защиту привлекаются адвокаты по назначению», - указал Мамедли.
Европейский суд по правам человека рассмотрел дела 75 заявителей из Азербайджана и признал нарушение их прав в связи с административными арестами, отметил правозащитник. В своем докладе Центр мониторинга выборов и обучения демократии предложил властям Азербайджана усовершенствовать закон о свободе собраний, чтобы приблизить его к европейским стандартам и устранить практику политических административных арестов.
Правозащитники призвали учесть предписания ЕСПЧ для обеспечения свободы собраний и обеспечить объективное рассмотрение дел в судах: судьи не должны принимать решение, основываясь только на рапортах и показаниях сотрудников полиции, обязаны исследовать все обстоятельства дела и не отклонять ходатайства адвокатов без обоснования причин, говорится в заключении отчета.
С выводами и рекомендациями исследования согласился юрист, член Института права медиа Халид Агалиев.
«Административные аресты используется как репрессивная мера, чтобы удержать граждан от политической активности. Они используются для наказания наиболее активных людей и запугивания остальных. Суды формально рассматривают эти дела: на практике в судах первой инстанции у арестованных активистов не бывает адвокатов по выбору, они в лучшем случае присоединяются в апелляционной инстанции. Суды отклоняют ходатайства защиты, не проводят проверок утверждений полиции, не запрашивают записи с камер наблюдения с мест утверждаемого задержания активистов», - сказал Агалиев корреспонденту «Кавказского узла».
С начала 2019 года административным арестам в Азербайджане подверглись более 50 активистов, отметил координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев.
«Некоторые из них уже по 2-3 раза с начала года оказались решеткой. Тофига Мамедова из партии Народного фронта Азербайджана трижды арестовывали, по два раза были арестованы Сагиф Гурбанов, Паша Умудов и Ниджат Абдулаззаде из той же партии. Власть имитирует «реформы», прекращает уголовные преследования, но чтобы держать население в страхе, прибегает к практике административных арестов», - сказал правозащитник корреспонденту «Кавказского узла».
Активист партии Народного фронта Азербайджана Тофиг Мамедов был арестован на 20 суток 13 апреля по обвинению в неповиновении полиции. В январе и феврале 2019 года активист уже отбыл в общей сложности 35 суток ареста. Однопартийцы считают, что Мамедова преследуют по политическим мотивам. Ниджата Абдуллазаде в последний раз арестовали 7 марта по той же статье, что и Мамедова.
Власти Азербайджана отрицают факты преследования граждан по политическим мотивам.
Новости о преследовании активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" опубликовал справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".