01:36 / 12.05.2019Активисты заявили о пытках верующих в тюрьмах Азербайджана

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Участники прошедших в Баку слушаний сообщили, что верующие заключенные подвергаются пыткам и бесчеловечному обращению. По словам активистов, многие из политзаключенных страдают серьезными заболеваниями, но не получают квалифицированную медицинскую помощь.

"Комитет защиты прав верующих заключенных" (КЗПВЗ) провел 10 мая в офисе Объединения интеллигенции Азербайджана слушания на тему: "Репрессии и пытки против политзаключенных", передает присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".

Встречу открыл сопредседатель КЗПВЗ Эльданиз Гулиев, который выразил тревогу по поводу поступающих сведений о пытках и бесчеловечном обращении с верующими в местах заключения.

"Те пытки, которым подвергались арестованные по нардаранским событиям 2015 года, в еще более изощренной форме применялись в отношении фигурантов "гянджинского дела". Людей избивают резиновыми дубинками, подвергают электротоку, бьют по пяткам, подвешивая на высоте, не оказывают медицинскую помощь. После того как они в результате пыток подрывают здоровье, "зарабатывают" болезни, потом их не лечат в тюрьмах", - сказал Гулиев.

В ноябре 2015 года в ходе спецоперации в Нардаране погибли двое силовиков и пять местных жителей. После этого прошли массовые аресты сторонников "Мусульманского единства". 25 января 2017 года суд приговорил лидера движения Талеха Багирзаде и его 17 сторонников к срокам от 10 до 20 лет. В конце того же года, 6 декабря, был оглашен обвинительный приговор еще 12 сторонникам движения, в том числе богослову Зульфугару Микаилову. Ему дали 17 лет, остальным от 12 до 16. Эльчин Гасымов и еще 11 членов "Мусульманского единства" составили третью группу осужденных по "нардаранскому делу".

3 июля 2018 года на главу администрации Гянджи Эльмара Велиева было совершено покушение. Силовики назвали покушение терактом и задержали подозреваемого, уроженца Гянджи Юниса Сафарова. 10 июля 2018 года около 200 человек приняли участие в акции протеста у здания городской администрации в Гяндже. Они потребовали расследовать действия не только нападавших, но и самого Велиева. При разгоне митинга погибли два офицера полиции. 28 августа 2018 года Велиев был освобожден от занимаемой должности. По данным Центра защиты политзаключенных, перед судом предстали шесть групп арестованных численностью 51 человек. К 30 марта были осуждены две группы численностью 14 человек.

Гулиев назвал обращение с верующими в тюрьмах "ужасающим".

"То, что вытворяют с этими людьми, несовместимо ни с законностью, ни с гуманизмом. Дело дошло до того, что одного из заключенных избили и подвесили за ноги только за то, что он попросил у надзирателя лекарство", - продолжил Гулиев.

Вышедший на свободу в соответствии с мартовским указом президента Азербайджана Ильхама Алиева о помиловании зампред движения "Мусульманское единство" Эльчин Гасымов рассказал, что он, как и другие арестованные вместе с ним по нардаранским событиям верующие, подвергались пыткам.

"Пытки продолжаются в форме бесчеловечного обращения уже в колониях. Верующих под различными предлогами подвергают дисциплинарным наказаниям, сажают в карцер, лишают телефонных разговоров и встреч с родными и самое ужасное – не оказывают качественной медицинской помощи. Самый вопиющий случай – это содержание в тюрьме парализованного, прикованного к постели Абульфаза Буньядова. Сегодня преследуют не только верующих – под арестом сама исламская вера народа, - сказал Гасымов.

26 ноября 2015 года в ходе спецоперации, проведенной в Нардаране в доме Абульфаза Буньядова, были убиты семь человек, в числе которых - двое силовиков. После спецоперации Буньядов, парализованный в результате ранения, был задержан. В ночь на 16 марта 2017 года силовики ворвались в дом активиста "Мусульманского единства" Эльхана Искендерова и силой увезли его, впоследствии он был арестован по обвинению в причастности к событиям в Нардаране.

"Проводится целенаправленная политика разделения людей на верующих и остальных", - заявил он.

"Верующих пытаются представить как угрозу для общества. Но мы - такие же граждане страны, как и все другие. Мы также хотим жить в правовом государстве, где уважались бы права всех. А веровать или не веровать - это дело каждого. Никто никому не может навязывать религию, и в то же время никто не должен ограничивать свободу вероисповедания", - сказал Гасымов.

Супруга содержащегося в Гобустанской тюрьме лидера Исламской партии Азербайджана Мовсума Самедова Мехпара Самедова рассказала, что недавно находилась на долгосрочной встрече с мужем (трое суток).

"Против верующих проводится специальная кампания притеснения. Их при каждом удобном случае стараются унизить, оскорбить, втянуть в провокации, чтобы ужесточить условия наказания. Их так пытаются сломать, чтобы они отказались от убеждений, подчинились навязываемым им правилам поведения", - сказала Самедова.

Многие верующие заключенные нуждаются в медицинской помощи

Писательница Зумруд Ягмур назвала имена верующих заключенных, которые находятся в тяжелом состоянии в тюрьмах и нуждаются в срочной медицинской помощи.

"Прикованный к постели Абульфаз Буньядов и так не имеет шансов на излечение, а содержание под стражей обрекает его на смерть. Другой осужденный по нардаранским событиям Джаббар Джаббаров страдает циррозом печени. Еще один осужденный по нардаранскому делу Шамиль Абдулалиев уже четвертый год живет с двумя пулями в ногах. Его не оперируют. Он уже не может ходить. Снимок томографии я показывала в свое время частному врачу, и этот медик сказал, что если не оперировать, то он перестанет ходить. Так и случилось. Такая же участь ожидает Аббаса Гусейнова, у которого в результате пыток в Гобустанской тюрьме в ноге скапливается жидкость. Есть серьезные проблемы со здоровьем у Сахила Рзы. Джейхуна Алиева, Фархада Мурадова. Арестованного по Гянджинским событиям Ширина Вердиева недавно, несмотря на перенесенный накануне микро-инфаркт, привезли в суд, его состояние ухудшилось, и заседание вынуждены были отложить", - сказала Ягмур.

По ее словам, тяжелобольным следует смягчить наказание и освободить хотя бы условно.

Сопредседатель КЗПВЗ Ровшан Ахмедли призвал общество не оставаться безучастным к произволу в отношении политзаключенных верующих.

"Общество должно консолидироваться и потребовать прекращения пыток, издевательств, необоснованного преследования всех политзаключенных, включая и религиозных активистов. Только совместными усилиями мы можем остановить произвол", - сказал Ахмедли.

По итогам встречи было принято заявление с требованиями к властям обеспечить объективность расследований, не допускать незаконных форм обращения с заключенными, в том числе с верующими, соблюдать их права и наказать виновных в совершении пыток и фальсификации уголовных дел. Участники слушаний особо отметили необходимость перевести в больницы тяжелобольных и смягчить им впоследствии наказание.

За последние пять лет практика пыток стала обыденной

Глава Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев также выразил тревогу "по поводу распространения практики пыток".

"Лет десять назад пытки в местах заключения в случаях с политзаключенными были редкостью. Но в последние пять лет жестокое обращение стало уже практически обыденным. Наиболее изощренные пытки применяются против верующих. Верующие организованны, и если они выступают за свои права, выражают протесты, то власть сразу в них видит угрозу. Однако это ошибочная политика. Ведь Азербайджан - мусульманская страна. Подобное отношение к исламистам может вызывать недовольство правительством остальных верующих", - сказал Гюльалыев корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, для того чтобы борьба против пыток была более эффективной, в ближайшее время будет учреждена специальная правозащитная структура - общественный "Комитет против пыток и репрессий".

"Мы уже создали рабочую группу..., в которую вошли активисты, эксперты-правоведы и родители заключенных", - отметил Гюльалыев.

В отделе общественных связей Пенитенциарной службы отвергли утверждения о пытках в местах заключения.

В следственных изоляторах и исправительных учреждениях заключенные содержатся в порядке, предусмотренном законодательством, а если у кого есть жалобы, они могут обращаться в Пенитенциарную службу и судебные органы, сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник отдела общественных связей ведомства.

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" опубликован материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид