ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жители Джермука и близлежащих сел, а также активисты, которые борются против эксплуатации золотого месторождения на Амулсаре, обратились к властям Армении с требованием учесть их мнение при принятии решения по руднику. По их словам, если власти примут решение в пользу владельца месторождения, то может начаться новая волна протеста.
Как писал "Кавказский узел", 11 мая более 300 активистов участвовали в автопробеге по дорогам Армении, протестуя против разработки Амулсарского месторождения.
Амулсарский проект золотого месторождения был вынесен на общественные слушания в апреле 2014 года. Инициатор разработок, компания Lydian International заявила, что добыча золота окажет минимальное воздействие на экологию. Совет старейшин Джермука 18 декабря выполнил требование трех тысяч подписавшихся под петицией о переходе общины в эколого-экономическую зону и запрещении на ее территории горнодобывающей деятельности. Однако министерство территориального управления и развития Армении потребовало от Совета старейшин снять запрет на горнодобывающую деятельность. В феврале правительство Армении выделило почти 400 тысяч долларов на исследование экологических рисков разработки Амулсарского рудника.
Автопробег против добычи золота на Амулсаре, стартовавший с Джермука, завершился митингом в городе. Участники мероприятия заявили о своем конституционном праве голоса, а также протеста, и отметили, что будут рядом с местными жителями и не позволят, чтобы Амулсарское месторождение эксплуатировалось, какое бы заключение экспертизы не было получено, передает корреспондент "Кавказского узла".
В разработке Амулсарского месторождения есть неоцененные риски, которые не были представлены при выдаче экспертного заключения воздействий на окружающую среду. Риски эти связаны, в частности, с загрязнением вод, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" глава общественной организации "Эколур", эколог Инга Зарафян.
По ее словам, эксплуатация рудника ставит под угрозу стратегически важные бассейны рек Арпа и Воротан, которые впадают в озеро Севан.
Кроме того, по мнению эколога, золота на руднике очень мало – 0,8 грамма на тонну, а это значит, что за заявленными компанией 75 тоннами золота скрываются миллионы тонн отвалов, содержащих токсичные вещества, и этой оценки нет в экспертном заключении.
Эколог утверждает, что рудник ставит под угрозу курортный город Джермук.
"Компания-владелец рудника в программе указала, что доходы города от туризма заменят доходы от горнодобывающей промышленности. Это недопустимый подход, так как горнодобывающая промышленность рассчитана на несколько лет, тогда как Джермук, как здравница, способна десятки лет приносить доход. Причем без всякого ущерба для окружающей среды", - отметила Зарафян.
По ее словам, на руднике планируют добывать золото открытым способом. А это значит, что Джермук обязательно будет загрязнен. Под угрозой окажется минеральная вода "Джермук", а целебные источники восстановить невозможно.
"Это повлечет необратимые последствия. Но главный риск – реки Арпа и Воротан. Это значит, что все территории, которые орошают эти две реки, а также озеро Севан, в который впадают они, будут загрязнены отходами этой промышленности... Ни у компании, ни у государства нет средств, чтобы ликвидировать последствия таких аварий, на которые необходимы миллионы и миллионы долларов", - сказала Зарафян.
Она отметила, что новые власти страны занимают нейтральную позицию из-за опасения, что компания может потребовать компенсации за свои инвестиции. Но в рамках имеющегося законодательства, по ее словам, власти могут проявить более четкую позицию, отменить заключение экспертизы и провести новое исследование, в котором были бы учтены все риски. При этом, как отметила она, очень важно учесть мнение жителей общины.
Не только местные жители должны встать на защиту Амулсара
Активистка Ани Хачатрян занимается экологическими проблемами Армении с 2012 года. По ее словам, с 24 июня 2018 года она присоединилась к протестующим против эксплуатации Амулсарского месторождения местным жителям, которые перекрыли дороги, ведущие к руднику.
Противники эксплуатации Амулсарского месторождения в июне 2018 года заблокировали дороги к руднику. Жители общин Джермук и Гндеваз утверждали, что добыча золота на месторождении приведет к экологической катастрофе.
За все это время со стороны работников месторождения неоднократно организовывались провокации, рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, провокаторы пытались зайти на территорию месторождения, бывало, приходили пьяные, пытались устроить драку. В последние месяцы ситуация спокойная, по всей вероятности, все ждут заключения экспертизы и оценки рисков.
Хачатрян отметила, что эксперты неоднократно заявляли о степени вреда эксплуатации месторождения.
"Если проводимая экспертиза вдруг даст обратное заключение, это подтвердит наше недоверие к экспертной комиссии", - отметила она.
По ее словам, местные жители протестуют против добычи золота на Амулсаре как по экологическим, так и социально-экономическим соображениям.
"Лечебная, санаторная и горнодобывающая промышленность априори не совместимы. Уже в период строительства на Амулсаре все увидели, как пыль с горы доходит до города Джермук, не раз загрязняла реку Арпа и так далее. А представьте, когда дело дойдет до самой эксплуатации месторождения", - сказала Хачатрян.
Спасение Амулсара, по ее мнению, в руках всех граждан Армении, и не обязательно, чтобы только местные жители встали на его защиту.
"Премьер Никол Пашинян однажды заявил, что если бы компания Lydian International запросила лицензию в период его правления, то однозначно ей бы отказали. Но сейчас, как он отметил, нужны весомые доказательства и основания для того, чтобы запретить деятельность компании. В любом случае мы надеемся, что новая власть не продолжит политику прежних властей в вопросе Амулсара. В противном случае возникнет серьезный конфликт, и это может стать причиной для новой волны протестов против нынешних властей", - заключила Ани Хачатрян.
Местные жители до последнего будут бороться против месторождения
Месторождение находится в непосредственной близости от села Гндеваз, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель села Татул Хачатрян.
По его словам, расстояние между пунктом переработки сырья и селом почти один километр, а до самого рудника – не больше четырех километров.
«Построили близ села завод, где дробили камень. Вся эта пыль покрывала наши поля, сады, огороды. У нас много абрикосовых садов, но все эти деревья были в пыли. И неизвестно, что это за пыль, насколько она вредна. Поэтому мы против эксплуатации месторождения", - отметил Хачатрян.
Он добавил, что компания Lydian International в свое время выкупила у многих сельчан земли, на которых и построила свои строения для месторождения.
"Эксплуатация рудника загрязнит не только нашу воду, но и землю. У нас нет пастбищ. Вся наша территория теперь у них, дорогу перекрыли своими строениями. Негде нам скот пасти, вынужденно сельчане отказываются от скотоводства", - рассказывает он.
Хачатрян добавил, что до последнего будут бороться против месторождения.
Жительница города Джермук Эльмира Маргарян, по ее словам, по профессии медсестра, но на данный момент не работает. По ее словам, в основном местные жители работают в санаториях.
"А если окружающую среду загрязнят, кто придет на курорт? У нас не будет ни отдыхающих, ни туристов. Сейчас много туристов, но Джермук - не сезонный курорт, круглый год санатории работают", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Маргарян.
Житель села Гндеваз Самвел Погосян с лета прошлого года ведет вместе с другими местными жителями дежурство на одном из постов экологов-активистов, которые перекрыли дороги, ведущие на рудник.
По его словам, дежурство ведут на каждом посту до десяти человек. Раньше работники рудника приходили и пытались войти на территорию, возникали споры, сейчас, когда объявили о проводимой экспертизе, дежурство активистов проходит спокойно.
"Но это не мы защищаем Амулсар. Это Амулсар защищает нас. Если Амулсара не будет, погодные условия в наших местностях кардинально изменятся. Оттуда дует сильный ветер, гора сдерживает его, сдерживает туман, снег. Мы невольно превратимся в туманный Альбион, как Лондон. Все вокруг загрязнится", - сказал Погосян корреспонденту "Кавказского узла".
Воды с горы Амулсар, по словам местного жителя Гарика Бегларяна, стекают с горы и впадают в водохранилище. По его словам, компания Lydian International по проекту должна была контролировать эти водные потоки, и они должны проникать в землю, а не течь по поверхности земли.
"Кроме этого, компания соорудила конструкцию, по которой должен идти конвейер, и соорудила она, нарушая нормы. Фактически, она перекрыла дорогу, и сейчас скот местных жителей не может перейти эту местность, и мы лишились, таким образом, пастбищ", - отметил корреспонденту "Кавказского узла" Бегларян.