23:16 / 30.07.2019Азербайджанский адвокат добился отмены запрета на выезд из страны

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Прокуратура Азербайджана сняла с адвоката Асабали Мустафаева запрет на выезд за границу, который препятствовал его лечению за рубежом. При этом Мустафаев пожаловался на другие ограничения в связи с делом возглавляемого им НПО.

Как писал "Кавказский узел", в марте глава Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли и адвокат Асабали Мустафаев заявили о невозможности получить эффективное лечение за рубежом из-за запрета на выезд.

Как рассказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Асабали Мустафаев, он еще с 2014 года столкнулся с рядом ограничений, связанных с расследованием генеральной прокуратурой уголовного дела против ряда местных и иностранных НПО.

"Следствие расследовало деятельность возглавляемого мной НПО «Ресурсный центр демократии и права человека Сумгаита». Были заморожены мои банковские счета, счета нашей организации, против нас ввели финансовые санкции. Мне запретили выезд из страны", - заявил Асабали Мустафаев.

Летом 2014 года Генпрокуратура Азербайджана заявила о возбуждении уголовных дел против ряда местных НПО, филиалов и представительств иностранных НПО о злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге. В начале августа 2014 года по требованию генпрокуратуры были арестованы банковские счета шести местных и одной международной некоммерческой организации. По данным активистов, заморожены счета более 20 местных и иностранных НПО.

Мустафаев напомнил, что 23 декабря 2018 года ЕСПЧ принял решение о неправомерности запрета на зарубежные поездки в отношении группы заявителей из Азербайджана. "После этого с некоторых были сняты ограничения. С учетом этого я также решил в апреле этого года обратиться в следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры с просьбой снять ограничение в связи с необходимостью выезда на лечение за рубеж. Я представил и медицинскую справку, подтверждающую эту необходимость. Но не получил ответа", - отметил Мустафаев.

Европейский суд по правам человека в декабре 2018 года объявил решение по делам 11 граждан Азербайджана, в том числе Аннаги Гаджибейли, которые пожаловались на запрет на выезд из страны. Запрет на выезд из Азербайджана тем, кто подал жалобы в ЕСПЧ, был введен в 2012-2016 годах. При этом все они проходили по уголовным делам всего лишь в статусе свидетелей, а не подозреваемых или обвиняемых.

Далее адвокат обратился к омбудсмену и в суд. "8 августа суд должен был рассмотреть мое обращение о снятии запрета на поездки. Но сегодня (30 июля) я получил письмо следственного управления по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры о снятии запрета. Но некоторым даже после официального снятия запрета чинили препятствия для выезда, и поэтому о том, что ограничение снято, можно будет говорить, когда я физически смогу пересечь границу и выехать на лечение", - подчеркнул Асабали Мустафаев.

Тем не менее он удовлетворен тем, что получил письменный документ о снятии запрета. "Наконец, после пятилетней борьбы удалось добиться положительного результата. Но в отношении меня остается ряд серьезных правовых ограничений. Мой личный банковский счет остается под арестом. Заморожен также счет нашего НПО, с которого изъяты 11 тысяч долларов, предоставленных зарубежными донорами на реализацию проектов правового просветительства и юридической помощи", - продолжил Мустафаев.

Кроме того, по словам адвоката, в отношении него были применены налоговые санкции. "Часть проблем связана с налоговыми санкциями. Мне выписали налоговый штраф на 8 тысяч манатов (5 тысяч долларов). Это неправомерное решение. Нам пришлось выплатить его, потому что иначе ввели бы арест на личное имущество нашей семьи. Мы никак не можем обжаловать решение налоговиков в суде. Ибо суд не рассматривает это дело под предлогом продолжения расследования генпрокуратурой дела против местных и иностранных НПО", - рассказал Асабали Мустафаев.

Он пояснил, что расследование ведется по статьям 308.1 (злоупотребление должностными полномочиями) и 313 (должностной подлог) УК. "Первая статья относится к менее тяжким преступлениям, вторая – к преступлениям, не представляющим большую общественную опасность. Срок расследования по ним составляет соответственно 10 месяцев и 6 месяцев. Но прошло более пяти лет, а дело так и не закрыто. Уже вышли на свободу осужденные по этому делу лица, однако оно все еще не закрыто, и используется для ограничения прав гражданского общества", - сказал Мустафаев.

Еще одной проблемой он назвал невыплату правительством ему компенсаций, установленных ЕСПЧ за представительство интересов заявителей Азербайджана по 19 делам. "Так что скучать нам не дают, и мы продолжим юридические процедуры для восстановления наших прав", - отметил Мустафаев.

Известный правовед, глава Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли рассказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла", что с него запрет на выезд за рубеж был снят еще в мае.

"У меня проблемы с глазами. Меня должны прооперировать в Турции. Врачи из турецкой клиники сообщили, что летом нецелесообразно проводить эту сложную операцию. Они меня ждут в сентябре. Поэтому моя поездка запланирована на сентябрь", - отметил Гаджибейли.

Представители Следственного управления по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Азербайджана оказались не доступны для комментариев.

Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид