ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жителям Ингушетии, которые склоняли замужних женщин к изменам и шантажировали их, может грозить изгнание и кровная месть, заявили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы.
Как сообщал "Кавказский узел", полиция Ингушетии сообщила об аресте 38-летнего ранее судимого жителя села Экажево. Следователи считают его участником преступной группы, которая вымогала деньги под угрозой распространения порочащих сведений. По информации источников, злоумышленники соблазняли замужних женщин, снимали с ними эротические видео, а затем угрожали разоблачением, принуждая к интимным связям с другими мужчинами.
19 июня несколько вооруженных людей проникли на территорию больницы в Назрани, избили находившихся там полицейских и забрали с собой пациента травматологического отделения, 47-летнего жителя Экажево. Вскоре силовики отчитались о задержании четырех предполагаемых участников нападения. Человек, похищенный из больницы, приходится арестованному братом: он тоже входил в преступную группу, а ранение получил от рук родственника одной из жертв, сообщил источник.
Преступление, которое вменяется арестованному жителю Ингушетии, может грозить ему отречением от рода, считает старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Я не думаю, что дело дойдет до шариатского суда, и вряд ли этого мужчину накажут по шариату, но по шариату это серьезное преступление и наказание предполагается суровое. Возможно, будет наказание по адату, например, отказ родственников от него. В таких вопросах сейчас люди руководствуются адатами, шариатское право сейчас распространяется не так широко", - сказал Ярлыкапов корреспонденту "Кавказского узла".
Востоковед полагает, что такое деяние может стать причиной кровной мести. "Это унижение членов рода, и это может стать причиной конфликта между кланами, вплоть до кровной мести. А сама женщина за измену могла бы быть закидана камнями, если бы ее судили по шариату. Если бы ее кто-то застал во время процесса, ее могли даже убить на месте, но в этом случае вина в основном на мужчине, поэтому женщину могут и не наказать", - сказал он.
Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Он состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным, говорится в справке "Кавказского узла" "Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе". Также "Кавказским узлом" подготовлен анимационный ролик об одном из случаев кровной мести на Северном Кавказе.
Подобное преступление в шариатском праве не описывается, отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. "Когда складывался шариат, подобные случаи не учитывались, тогда подобных понятий не было. На мой взгляд, эта ситуация выпадает из общей логики шариатского права, поэтому сложно сказать, какое может быть наказание. Ингушетия - часть правового государства, там наказание для арестованного мужчины будет не по шариату, а по адату. Подобным наказанием может быть изгнание из Ингушетии", - сказал востоковед корреспонденту "Кавказского узла".
Рощин также не исключил, что действия арестованного могут привести к кровной мести. "Да, кровная месть возможна. Кстати говоря, шариат отвергает кровную месть, это из области адата. Кровная месть достаточно распространена сейчас в Чечне и Ингушетии, а в Дагестане в целом изжита. Но возможно, родственники смогут найти иной путь для урегулирования этого конфликта. Что касается замужних женщин, то можно сказать, что могло быть за измену по шариату - ее могли закидать камнями. Но в современных условиях, мне кажется, в их случае тоже может быть принято наказание по адату - изгнание из республики", - предположил он.
По шариатским законам смертная казнь грозила бы и арестованному мужчине, и соблазненным замужним женщинам, считает имам мечети Надирийя в Дагестане Ахмад Анчихский.
"Судя по всему, мужчина склонил женщин к смертному греху. Если это доказано, то наказание для него может быть самым суровым, это смертная казнь. Но и женщины, которые пошли такой грех будучи замужем, тоже могут быть наказаны аналогичным образом - если судить по шариатским законам, они совершили смертельные грехи", - сказал он "Кавказскому узлу". Имам добавил, что о подобных преступлениях на Северном Кавказе ранее не слышал.
Напрямую соотнести ситуацию в Ингушетии с шариатскими предписаниями не получится, но подобные действия прямо запрещены Кораном, считает замдиректора "Кунсткамеры", исламовед и арабист, профессор Ефим Резван.
"Можно обратиться к аяту 33-й суры «Нур», который, регламентируя обращение с невольниками и невольницами, призывает освобождать их из рабства, и прямо запрещает принуждать женщин к распутству: «И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Аллах своей щедростью [...] и не принуждайте ваших девушек к распутству, ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие»", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Люди, которые совершали подобные преступления, в нормах ислама заслуживают самого сурового наказания, однако не все формы шариатских наказаний сегодня могу быть приемлемыми, отметил Резван.
"В современном уголовном и гражданском праве существует достаточно возможностей, чтобы осудить этих людей по всей строгости закона. Их вину, безусловно, отягощает и то, что на Кавказе подобного рода преступления гарантированно становятся причиной кровной мести, других серьезных конфликтов - то есть совершенное преступление автоматически влечет и серию других преступлений. Очень важно, чтобы абсолютно все участники подобных преступных схем почувствовали на себе всю тяжесть общественного осуждения", - добавил востоковед.