ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Советский райсуд Махачкалы оставил под стражей до 13 ноября Кемала Тамбиева, обвиняемого по делу о финансировании терроризма. Тамбиев пожаловался на ограниченные в СИЗО встречи с адвокатами, а его защитники заявили судье отвод, который был отклонен.
Как писал "Кавказский узел", уроженец Карачаево-Черкесии Кемал Тамбиев был задержан 14 июня, суд арестовал его, несмотря на ходатайство вице-спикера и четырех депутатов Народного собрания Карачаево-Черкесии. 13 августа суд продлил его арест до 13 сентября. Верховный суд Дагестана подтвердил это решение.
Тамбиев проходит по делу о финансировании терроризма вместе с журналистом Абдулмумином Гаджиевым и главой благотворительного фонда "Ансар" Абубакаром Ризвановым. Все они отрицают свою вину. По данным "Черновика", уголовное преследование Гаджиева основывается на показаниях Кемала Тамбиева. Однако сам Тамбиев в суде заявил, что дал показания под пытками и отказался от них.
Советский районный суд Махачкалы сегодня рассмотрел ходатайство следствия о продлении меры пресечения Кемалу Тамбиеву. Следователь Надыр Телевов необходимость продления ареста обосновал тем, что сроки следствия по делу были продлены, так как не все следственные мероприятия были завершены, и что надо провести еще дополнительные следственные действия. Следователь просил суд продлить арест Тамбиева на два месяца, до 13 ноября, и суд это ходатайство удовлетворил.
В самом начале процесса представитель общероссийского движения "За права человека", общественный защитник Тамбиева Ольга Жукова заявила отвод судье Мураду Гюльмагомедову. "Я участвовала в судебных процессах по продлению меры пресечения Абдулмумину Гаджиеву и Абубакару Ризванову. Решения по ним выносил один председательствующий (судья Гюльмагомедов), и эти постановления идентичны по смыслу и содержанию. Это вызывает недоверие. В связи с этим я объявляю отвод председательствующему", - заявила Ольга Жукова.
Следователь и прокурор не поддержали ходатайство Жуковой. Следователь Телевов ограничился только словом "возражаю". Прокурор Керимханов заявил, что не видит оснований для удовлетворения ходатайства. Кемал Тамбиев поддержал ходатайство Жуковой, но судья отвод отклонил. Также Ольга Жукова ходатайствовала перед судом, чтобы Тамбиева освободили из клетки во время судебного процесса. Суд согласился с этой просьбой, и Тамбиев продолжил участие в процессе, сидя на скамейке рядом со своими защитниками.
Во время обсуждения ходатайства следствия о продлении ареста Тамбиеву адвокат Руслан Нагиев поинтересовался у следователя, какими объективными доказательствами подтверждается, что его подзащитный может скрыться от суда и следствия. "Следствие полагает, что при изменении меры пресечения Тамбиеву на не связанную с изоляцией от общества он может скрыться от органов суда и следствия", - заявил следователь. "Значит, только предположение следствия, и все", - сделал вывод адвокат.
Защитник также поинтересовался, были ли какие-либо жалобы на то, что со стороны Тамбиева или его родственников кому-либо из участников процесса поступали какие-то угрозы. Следователь ответил, что такие жалобы не поступали. Руслан Нагиев также спросил у следователя, какие следственные мероприятия, связанные с его подзащитным, были проведены со дня последнего продления срока содержания под стражей. "Только получение образцов крови для сравнительного анализа", - заявил Телевов.
Защитники Кемаля Тамбиева ходатайствовали перед судом о том, чтобы их подзащитного отпустили под домашний арест. Адвокаты заявили, что следствие должно представить суду четкие объективные основания для продления ареста, что на их взгляд, не было сделано. "За месяц с участием Тамбиева ни одно следственное мероприятие не было проведено. Да, взяли образцы крови для сравнительного анализа, но это не следственное действие", - заявил адвокат Нагиев.
Кемал Тамбиев в своем выступлении напомнил суду, что на предыдущих судебных заседаниях он заявлял о нарушении его прав в СИЗО. Но эти слова, отметил он, не были отражены в судебных протоколах. Тамбиев вновь сделал заявление о нарушениях и попросил суд приобщить это заявление к материалам дела. Также Тамбиев рассказал, что его задержание сопровождалось взломом двери квартиры и применением физической силы. После задержания, по словам Тамбиева, ему не разрешали связаться с родными, не давали есть, не разрешали спать и, оказывая давление, требовали оговорить других людей.
На заседание суда 16 июня Тамбиева доставили со следами физического насилия, он рассказал, что был избит.
По словам Тамбиева, в спецблоке СИЗО в Махачкале, куда его перевели после карантина, ему ограничивают общение с адвокатом. "Мои встречи с адвокатами ограничиваются 15 минутами, которых не хватает ни на что. Я не могу в течение трех месяцев составить ходатайство, чтобы меня заново допросили в качестве обвиняемого. Мне не хватает времени встречи с адвокатом, чтобы проконсультироваться по каким-то вопросам", - заявил Тамбиев. Он также рассказал суду, что его письма, в которых указаны хоть какие-то сведения о происходящем в СИЗО, не доходят до адресатов, а также пожаловался на сотрудников СИЗО, недовольных его заявлениями в суде.
Поддержать Кемаля Тамбиева в суд сегодня приехали несколько его родственников и коллеги Абдулмумина Гаджиева.
Напомним, 10 сентября суд в Махачкале продлил срок содержания под стражей Гаджиева также на два месяца, до 13 ноября. Правозащитники считают дело Гаджиева угрозой для всех журналистов в России, а Правозащитный центр "Мемориал" признал его политзаключенным.
В поддержку Абдулмумина Гаджиева выступили независимые дагестанские издания. О том, кто такой Гаджиев и почему за него вступились коллеги, можно прочитать в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".