19:27 / 28.09.2019Суд запретил активисту ReAl покидать Азербайджан

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сабаильский райсуд задним числом известил исполнительного секретаря партии "Республиканская альтернатива" Натига Джафарли о запрете на выезд из страны. Оппозиционер связал запрет со своими выступлениями на заграничных мероприятиях.

По словам Натига Джафарли, сегодня он получил официальное письмо из Сабаильского районного суда о запрете на выезд из страны из-за долга по налогам. "В письме сообщается, что, оказывается, еще 19 сентября по представлению министерства налогов был введен запрет мне покидать страну – из-за якобы имеющегося налогового долга на сумму в 2072 маната (около 1240 долларов. – Прим. "Кавказского узла"). При этом о судебном разбирательстве сообщают постфактум", –  рассказал Джафарли корреспонденту "Кавказского узла".

Сам долг, как следует из решения суда, накопился с 2014 года. "В 2016 году, за несколько месяцев до моего ареста, министерство налогов проверяло мою деятельность и выдало мне справку об отсутствии долгов. Позже, в августе 2016 года, меня арестовали и задним числом приписали долг. Спустя месяц меня освободили, а впоследствии дело закрыли, и соответствующий документ я представил в департамент министерства налогов. Кстати, акт генеральной прокуратуры о снятии с меня всех обвинений правительство направило в ЕСПЧ в связи с моей жалобой – дескать, обвинений нет, и, соответственно, нет и нарушения прав", – сообщил Джафарли.

Натиг Джафарли был арестован по обвинению в незаконном предпринимательстве, присвоении и уклонении от уплаты налогов. Генеральная прокуратура Азербайджана заявила, что обвиняемый дал признательные показания, однако сам оппозиционер эту информацию опроверг. В августе 2017 года дело против Джафарли было прекращено.

После 2016 года никаких долгов, по словам Джафарли, у него возникнуть также не могло, поскольку он не занимался предпринимательством, а его идентификационный номер налогоплательщика был закрыт. Джафарли не исключил, что нынешние ограничения связаны с его оппозиционной деятельностью и критикой правительства. "Возможно, кому-то во власти не нравятся моя критика экономической политики правительства и проблем с правами человека, мои выступления на международных мероприятиях, где мы честно говорим о существующих проблемах. За последний год я был приглашен на ряд мероприятий в рамках Совета Европы, Евросоюза, а совсем недавно и БДИПЧ ОБСЕ. Может быть, поступила команда срочно ввести мне "стоп" на зарубежные поездки. Поэтому они поспешно провели суд, даже не уведомив меня", – сказал Джафарли. Он заявил, что обжалует решение суда в апелляционной инстанции.

Натиг Джафарли не исключил и вероятность своего ареста. "Возможно, дело не кончится ограничениями на поездки. Дело в том, что приписанный мне долг превышает две тысячи манатов. А это предусматривает, наряду со штрафом, и наказание в виде лишения свободы", – указал Джафарли.

"Уклонение от уплаты налогов, взносов по страхованию от безработицы или обязательному государственному социальному страхованию в значительном размере наказывается штрафом в размере от двукратного до четырехкратного размера ущерба, причиненного в результате преступления, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо без такового", – говорится в статье 213.1 Уголовного кодекса Азербайджана.

Со стороны налоговиков нелепо предъявлять претензии к Джафарли после снятия с него всех обвинений, указал глава Клуба прав человека Расул Джафаров. "Очень хочется надеяться, что произошла техническая ошибка. Правда, настораживает, что суд не уведомил заранее Натига Джафарли о судебном процессе", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Джафаров отметил, что апелляционный суд рассматривает такие дела оперативно, в течение двух дней после обжалования. "Если апелляционный суд отменит это абсурдное решение, то значит, произошла техническая ошибка. Но если это решение будет оставлено в силе, то это будет означать ограничение прав Натига  Джафарли по политическим мотивам за его критические выступления. Это противоречило бы декларируемой в последнее время властями политике реформ и означало бы возобновление порочной практики ограничения прав активистов посредством нарушения их свободы передвижения", – отметил Расул Джафаров.

В связи с выходным днем представители министерства налогов, генеральной прокуратуры  и Сабаильского районного суда оказались недоступны для комментариев.

Информацию о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид
28.09.2019 в 20:46Игорь Сажин
Вообще-то эта культура не выпускания из страны оппозиционно настроенных людей - это какой-то трешь. Ну почему человек, критикующий власть, не может выехать из страны. Но ведь власти от этого хорошо, что он выедет и его не будет внутри страны, а снаружи голос его будет слабее, что бы он не делал. Почему надо держать своего врага рядом. Это какой-то мазохизм? Сидит такой властитель и думает "Нет пусть он сидит рядом, не уезжает за границу, и ругает меня, мне очень хочется что бы он меня ругал, мне очень хочется что бы мне было больно, что бы мне было обидно". Психиатрия. Или властители боятся что этот оппозиционер выедет и такое расскажет за границей о правителе, так опозорит, так обольет грязью, что весь остальной мир отвернется или будет плеваться в сторону правителя. Что это за страх? Не было в истории ни одной революции, ни одной смены власти, которые бы произошли из-за выехавших из страны оппозиционеров. Всегда все перевороты и смены власти происходили от тех, кто оставался внутри страны, от самого близкого окружения властителей, от тех, кому властитель верил больше всего, кого приближал и держал возле себя.