05:04 / 13.11.2019Религиозные деятели критически отнеслись к нападкам ливанского богослова на муфтия Чечни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ролик ливанского богослова Абдуррахмана Димашкии с критикой в адрес муфтия Чечни не сможет повлиять на положение салафитов в Чечне, заявили опрошенные "Кавказским узлом" религиозные деятели.

"Кавказский узел" информировал, что 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?" в Грозном была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. С критикой итогов конференции выступили известные религиозные деятели, в том числе и в самой Чечне. О непричастности к фетве заявили исламские ученые Али Джифри и Ахмад Тайиб, с именами которых окружение Рамзана Кадырова связывало авторитетность мероприятия. В конце ноября 2016 года Кадыров съездил в Саудовскую Аравию и там признал, что салафиты не являются сектантами.

Чеченские власти осуждают последователей учения саудовского проповедника Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба, но при этом подчеркивают свою любовь к президенту России Владимиру Путину, заявил ливанский богослов Абдуррахман Димашкия, записавший  видеообращение к муфтию Чечни Салаху Межиеву.

Президент России не принес ничего хорошего чеченскому народу, считает ливанский богослов, напомнивший о гибели людей и разрушении инфраструктуры в республике во время чеченских кампаний. "Несмотря на это, вы демонстрируете, как любите его, выражаете свою преданность. Это какое-то противоречие, уважаемый шейх", - говорит Димашкия на видео (перевод издания «Кавказ.Реалии»).

Само видео богослов опубликовал 29 октября в Twitter. На аккаунт богослова подписано более 279 тысяч пользователей. Это сообщение, по данным на 05.03 мск 13 ноября, собрало 30 "лайков" и 14 ретвитов.

Внимание русскоязычной аудитории к обращению ливанского богослова привлек блогер Тумсо Абдурахманов, опубликовавший его в Telegram, где, по данным на 05.03 мск 13 ноября, это сообщение просмотрели более 19,1 тысячи пользователей.

Абдуррахман Димашкия родился 11 июня 1957 года в Ливане, учился в Саудовской Аравии и Пакистане, получил научную степень PhD по исламоведению в Открытом Американском Университете, является автором девяти книг, говорится в биографической справке богослова, опубликованной на странице "Шейх Абдуррахман ад-Димашкия" в социальной сети "ВКонтакте".

Абдуррахман Димашкия не является влиятельным теологом, считает арабский журналист Риад Мустафа, работающий в Москве. «Он учился в Саудовской Аравии и в Пакистане. Был имамом в мечетях. Женат на дочери одного из известных ученых Али Тантави», - рассказал Риад Мустафа корреспонденту "Кавказского узла" .

У Димашкии есть несколько изданных книг, отметил Мустафа. «Но сказать, что он большой ученый в исламском мире, нельзя. В основном труды его посвящены дебатам с шиитами и хабашитами», - пояснил он.

Серьезные теологические дискуссии в формате видеообращений невозможно проводить продуктивно, а появление таких роликов может лишь разжечь спор, считает муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов.

«Солидная дискуссия по богословским вопросам так не проводится. Ученый пишет работу по тому или иному вопросу и старается донести свое мнение персонально до того, чьи взгляды он критикует. Лучше это делать в личном послании или при личной встрече. А такие ролики только будоражат людей, которые не смыслят в этих вопросах. Когда закидывают такие выступления, то это рассчитано на то, чтобы началась в Интернете «война», в которой уже не одна-две, а три, четыре и больше группировок выступают друг против друга. А в итоге получается порой, что и забывают суть спора, упрекают, обзывают друг друга, что совсем не соответствует исламу, и только зарабатывают себе грех», - сказал муфтий "Кавказскому узлу".

Автору ролика априори не интересно мнение оппонента, полагает он. «Если спорите с Салахом Межиевым, то направьте ему свои обоснования. А так, может, Межиев и не увидит этого выступления», - отметил Гацалов, добавив, что не видит связи между появлением ролика о ближневосточной активности Кадырова.

В середине октября по итогам своей поездки в Объединенные Арабские Эмираты Кадыров заявил, что связи России с этой страной приобретают "союзнический характер". 29 октября Кадыров вновь посетил Ближний Восток, встретился с королем Бахрейна и передал ему приглашение Владимира Путина посетить Россию. Кроме того, в октябре Рамзан Кадыров совершил официальный визит в Иорданию, в ходе которого муфтий Чечни Салах Межиев стал членом королевского Института исламской мысли. Ранее, в августе, когда в Шали была открыта крупнейшая в Европе мечеть, в Чечню приехали члены 43 иностранных делегаций, в том числе из Саудовской Аравии, Иордании, Бахрейна, Палестины, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта. Такая внешнеполитическая активность главы Чечни свидетельствует о том, что Кремль воспринимает Кадырова как "доверенное лицо" в странах Ближнего Востока, предположили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы и исламоведы.

Каких-то особых движений салафитских богословов против Чечни не замечено, хотя активность Кадырова в разных делах может привлекать критиков, полагает имам Исторической мечети в Москве Руфат Ахмеджанов.

«Но это не официальные власти Саудовской Аравии. Они как принимали, так и будут принимать Кадырова и других мусульманских деятелей из России. А их разногласия с салафитами и даже их подавление будут считать внутренним делом России. Салафиты в целом и саудовские власти с властями других стран обычно не спорят. Они могут в общих чертах критиковать ашаризм, но чтобы конкретно, адресно против Кадырова или кого-то ещё - нет», - сказал он "Кавказского узла".

Критику позволяют неформальные деятели, которые сами подвергаются преследованиям в Саудовской Аравии, отметил имам.

По его мнению, сами по себе споры интернет-проповедников несерьезны. «Есть множество книг, где всё это рассмотрено. А роликами до истины не докопаешься<...> Вполне возможно, ролик сделан по заказу. Муфтий Межиев импозантная личность<...> идеальная мишень для критики. И Кадыров очень заметен<...> А критиковать всегда интереснее известных людей», - заявил он, добавив, что никто из серьезных исламских ученых персональные выпады не позволяет.

Профессор Санкт-Петербургского университета, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов рассказал "Кавказскому узлу", что 11 ноября вернулся из Саудовской Аравии, где после визита Путина в Эр-Рияде муфтий Равиль Гайнутдин подписал меморандум о сотрудничестве между Советом муфтиев России и министерством по делам ислама, наставления и призыва Саудовской Аравии.

«За несколько дней нашего пребывания в Саудовской Аравии ни разу в беседах не упоминали ни Чечню, ни Рамзана Кадырова, ни Салаха Межиева, ни проблемы положения салафитов там. Встречи имели конструктивный характер и были нацелены на развитие отношений<...> По самому широкому кругу вопросов саудиты готовы сотрудничать. Их Россия интересует, в том числе как партнер в делах урегулирования непростых отношений с соседями - Ираном, Йеменом, Катаром», - сообщил он, добавив, что ни у кого не было желания "входить в разборки" Межиева с арабскими или иными шейхами.

Говорить об активизации критики чеченского руководства со стороны салафитских теологов в последнее время нет оснований, считает руководитель научных программ «Фонда Марджани», исламовед Игорь Алексеев.

«В Интернете всегда кто-то кого-то критикует, и ранее не раз такого рода выступления были. Не от этого ученого, так от другого. Периодически появляются ролики с критикой взглядов ашаритов вообще и чеченских последователей в частности. Вряд ли что-то особенное в этом выступлении есть. Оно ни на что не влияет», - сказал он "Кавказскому узлу".

Критическое выступление арабского богослова могло быть инициировано противниками Кадырова, предположил Алексеев.

«В Европе живет чеченская диаспора, среди которой есть те, кто не настроен лояльно к властям Чечни. Они могли вполне подсунуть шейху в рамках своей полемики видео с переводом высказываний Межиева<...> Для этого надо найти выступление Межиева, перевести на арабский язык», - отметил он.

Алексеев добавил, что с осторожностью относится к предположениям, что выступления арабских салафитских теологов являются противодействием влиянию Кадырова в деле установления взаимосвязей России со странами Ближнего Востока.

Выступление Димашкии появилось вслед за обвинениями внука арабского шейха в адрес Кадырова

Ранее в октябре внук бывшего муфтия Саудовской Аравии Абдель-Азиза ибн База, который вплоть до своей смерти в 1999 году считался одним из самых авторитетных салафитских мусульманских ученых, Салих ибн Баз в Twitter обвинил Рамзана Кадырова в притеснениях ваххабитов в связи с тем, что глава Чечни объявил ваххабизм противоречащим Корану и Сунне. Советник Кадырова по религиозным вопросам Адам Шахидов вступил в спор с Салихом ибн Базом, но не смог убедительно оспорить доводы и пригласил ибн База в Чечню. Тот отказался, мотивировав отказ презрением к Кадырову.

Дискуссия потомка шейха с Шахидовым продолжалась с участием других пользователей, которые оспаривали доводы советника Кадырова. Ему задавали вопросы и об исламской конференции в Грозном, на которой в 2016 году была издана "грозненская фетва". Шахидов игнорировал вопросы от большинства пользователей, а запрет книг ибн Абдель-Ваххаба в Чечне и скандальную фетву объяснил ссылками на борьбу с терроризмом.

В январе 2014 года глава Чечни Рамзан Кадыров заявил на совещании с духовенством, что в республике не должно быть "даже духа" течений, противоречащих Корану, Сунне и тарикату, в числе которых он назвал ваххабизм, хабашизм и таблих. После этого в Чечне фактически началась охота на молодых людей, которые носят длинные бороды при сбритых усах, подобно последователям салафитского течения в исламе.

Полный текст фетвы "О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений", принятой 27 августа 2016 года в Чечне, опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Документы организаций". Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следуют одному из четырех мазхабов, а также идут "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев". Остальные же мусульмане признаются заблудшими. На "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".

Автор:
14.11.2019 в 01:41Абдурахим абу Умар
"Такие ролики только будоражат людей", "Споры интернет-проповедников несерьезны", "Лучше делать это в личном послании или при личной встрече" - давайте рассмотрим все эти ответы. Как же так получается, есть некий муфтий, который тесно связан с главой республики, причем этот глава республики наделен внушительными полномочиями, в его республике похищают, пытают и убивают людей за принадлежность к салафитскому течению, в его республике проводится конференция (при активном участии данного муфтия), где внушается, что салафиты - опасные сектанты, тем самым подливается масла в огонь и происходит дальнейшая легитимация репрессий. И вот некий богослов из Ливана записывает об этом видеоролик, а его обвиняют, что он "будоражит людей". Скажите, пожалуйста, обвинители, если вас так волнует, что люди будут "взбудоражены", почему вас не волнует, что в Чечне похищают, пытают и убивают людей? Это ведь куда более важная проблема, чем то что кто-то будет "взбудоражен".

 Почему вы говорите, что споры интернет-проповедников несерьезны? Речь идет о пытках и убийствах, то разве несерьезная тема? И если люди будут этим, как вы говорите, "взбудоражены", то то и к лучшему, чтобы проблема наконец была поднята в мире и чтобы все увидели, что происходит.

Вы предлагаете отправить личное послание муфтию. И что получится в итоге? Ждать ответ, которого может даже и не будет (а скорее всего и не будет, да и реакции не будет, потому что этот муфтий, как один из ответственных за репрессии через их легитимацию, вряд ли будет слушать наставления из чьего-то ролика, если его и раньше совесть не грызла, то почему сейчас вдруг она у него проснется). Но главное даже не это - пока будем отправлять личное послание и ждать какой-то реакции от муфтия (которая если и будет, то будет настолько микроскопической, что не изменит положения с убийствами людей), в это время будут идти и похищения, и пытки, и убийства. Нет же, как раз правильный путь, на мой взгляд - это привлечь внимание широких масс населения, чтобы это стало известно и активно обсуждалось, вот тогда, может, и начнут задумываться о последствиях те, кто проводит репрессии.

Что же касается того, что этот ливанский богослов представляется неким второстепенным богословом, а вот, мол, верхушка Саудовской Аравии и большие ученые Саудовской Аравии налаживают связи с Россией и ничего не говорят о положении в Чечне... Здесь, я думаю, влияет большая политика, и они закрывают глаза на Чечню, чтобы получить, например, союз против Ирана или что-нибудь подобное, то есть жертвуют Чечней вовсе не из-за большой радости от Кадырова, а из-за обстоятельств. Что же касается многочисленных российских имамов - качества многих из них и так известны. Да, говорят, что надо следовать за имамами, за правителями, что мы не должны их критиковать. Я не могу с этим спорить, этому учит Ислам. Но надо ведь учитывать и то, что могут быть хамелеоны, которые вроде бы как муфтии, а на самом деле разрушают Ислам и действуют в союзе с российским режимом, и прекрасно понимают, что делают. Такие опасные враги, жидкие враги, которых не ухватить, они притворяются, а на самом деле желают зла. И в таком случае у меня возникают сомнения, нужно ли слушать таких имамов? Ведь хоть имамов и надо слушать, но если это замаскированные враги, получается, что мы становимся соучастниками войны против Ислама, если слушаем их? Я не знаю. Это тяжелый вопрос. Я хочу быть честным человеком и хочу делать добро, я хочу следовать за Исламом и слушать муфтиев, но я боюсь, что на места муфтиев рассажены те, кто враждует с Исламом, и надо ли их слушать в таком случае? Почему они выступают с нападками на ролик, но равнодушны к похищениям и убийствам мусульман в Чечне? Это странно. 

13.11.2019 в 13:27Игорь Сажин
Мне интересно, как меняется с годами меняется язык вражды. Сначала стало популярным слово "вахабит", его быстро окрасили в грязный цвет насилия и религиозной ненависти. В бытовом поле обсуждения это слово указывало на фанатичность, сверхрелигиозность и массовое насилие. Потом ученые работающие с этим удивленно сообщили гражданам, что вообще-то есть страны где вахабизм является государственной религией и там ни фанатизма, ни сверхрелигиозности, ни массового насилия. Потом стало попуплярным другое слово, которым стали описывать насилие и фанатизм - "салафит". Что там за этим словом никого не интересовало, но нужно же было чем-то накрывать зло и указывать маломыслящему человеку на это как на нечто ужасное. Слово не понятное, то по коже пробегает дрожь. И опять исследователи Исслама указывают, что мол зря вы так, там не все так однозначно. Но кто у нас в стране экспертов слушает экспертов? 
13.11.2019 в 16:28Ирина Пономарева
Хочется сказать- не в ту сторону, Чечня. Можно взять пример с Азербайджана, тому в последнее время удается найти правильный подход к гармонии традиций, религии, образования и развития.
13.11.2019 в 20:52Лука Мудищев

До 1991 г.ЧИАССР давала 6% ВВП СССР....

    Горбачёв в порыве откровения признавал. что ещё ему предагали развязать коммерческую войну на территроии ЧИАССР в конце 80-х гг.

       Когда на войне, продаже оружия ЗГВ /со складов ГДР и Восточной Европы/ под видом войны в Чечне, наркотрафика через Чечню и т.п. таки нагрели свои грязные руки, то начали искать идею искоренения мусульманской традиции среди чудом выжившего населения Чечни...

     Чеченцы, точнее народы Чечни. уже не веря ни во что, обратили к середитне 90-х гг.свои взоры к религии..ОТ БЕЗИСХОДНОСТИ...А какие-то умственно неполноценные ударялись в крайность, в экстремизЬм!Ещё и к ))) к джихаду призывали, который они, кстати, и продали в нужный час..

     И теперь когда отпрыски вчерашних стукачей/ОПРОВЕРГНУТЬ ЭТО МОЖЕТ ТОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЯ "ЛИЧНЫХ ДЕЛ" с Лубянки/  джихадистов надели на себя русские кресты-то встал вопрос: А Как теперь минимизировать влияние исламского фактора среди некогда светского и НЕРЕЛИГИОЗНОГО населения Чечни???

       И тогда в кокаиновом угаре, теребонькая своего вялого в кабинетах Златоглавой, решили , непонятно  с какого бодуна, объявить губернскую клику одного из регионов СКФО центром исламского мира....С идеологией так называемого  "традиционного ислама"...А это ну НИКАК НЕ МОЖЕТ НЕ ВЫЗВАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ среди потомков отцов-основателей этого самого Ислама! Которые диву даются от того, что видят в ентом регионе СКФО, но...но...но дипломатитчно молчат...Молчали то есть...Пока разжиревшие на КАЗЁННЫХ харчах /вопреки Конституцйии РФ, где церква таки ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА/   ОКОЛОРЕЛИГИОЗНАЯ ОБСЛУГА НЕ НАЧАЛА ПОУЧАТЬ ВЕКОВУЮ идеологическую верхушку исламского, арабского мира!  Тут уже "не вынесла душа поэта" и...и понеслось...

Вывод:   Обдолбанная коксом, переравившая своих чад на Запад, компания  опять допустила стратегическую ошибку....Так толком и не пытаясь вернуть население Чечни в социокультурное пространство страны /ГДЕ ЗАКОН ОДИН НА ВСЕХ!!!! /, играя с одним ей понятным "традиционным верованием"....Но конец этой брехливой постановки  близок....Народ Чечни неотделим как ВЕКОВАЯ социокультурнапя общность от остальных народов России...Народ Чечни-часть многонационального народа России...Дешёвые "организаторы шабашей" могут и далее лущить свои початки, нюхая кокс, но здравый смсл победит! Всему бывает рано или поздно конец!!! Даже Роберта  Мугабе с Зимбабве таки "ушли"...