ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дорогомиловский суд Москвы начал рассмотрение дела махачкалинца Шаври Гаджиева с того, что продлил его арест и отказался назвать свидетелей, на показаниях которых построено его обвинение в финансировании терроризма. В деле крайне сомнительная доказательственная база, считают правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", Шаври Гаджиев обвиняется в том, что перечислил 10 тысяч рублей фигуранту дела об организации финансирования терроризма. Вину он не признает. Экспертиза показала, что подпись на документах в банке обвиняемому не принадлежит, заявили ранее правозащитники.
По версии следствия, в сентябре 2014 года Гаджиев из банка в Москве перечислил деньги на счет обвиняемого по делу об организации финансировании запрещенной в России международной террористической организации "Исламское государство". В обвинительном заключении сказано, что одному из засекреченных свидетелей, с которым Гаджиев работал на стройке в Москве, он якобы рассказывал, что отправляет деньги в Сирию.
Процесс по делу 32-летнего Шаври Гаджиева в Дорогомиловском суде Москвы должен был начаться 30 сентября, но заседания несколько раз переносили, в том числе из-за ожидания решения Мосгорсуда по ходатайству защиты об изменении территориальной подсудности. Адвокат просил, чтобы процесс проходил в Дагестане, но 5 ноября Мосгорсуд отказал в изменении подсудности. Первые заседания прошли 20 и 28 ноября. О них сегодня сообщил Правозащитный центр «Мемориал».
На заседании 20 ноября адвокат Гаджиева Юлия Бондаренко, работающая по соглашению с ПЦ «Мемориал», указала суду, что смысла засекречивать данные свидетелей нет. Если свидетель выступит в суде под своим именем, ему не угрожает никакая опасность, отметила адвокат. Кроме того, она выразила сомнения, что эти свидетели вообще существуют. Однако суд отклонил ходатайство защиты.
Защитники Гаджиева также просили отпустить его из-под стражи. Они представили суду документы о том, что их подзащитный не нарушал условия отбывания наказания по прошлому делу, не скрывался и жил там, где назначил суд. Однако судья Белкина отказалась отпускать Гаджиева из-под стражи. В качестве мотивов этого решения судья назвала прошлую судимость Гаджиева, а также заявила, что он может скрыться. К тому же, суд проходит в Москве, где у Гаджиева нет места жительства, указала судья.
Уголовное дело по статье о финансировании терроризма в отношении Гаджиева было возбуждено московскими следователями в августе 2018 года. В это время мужчина жил у родителей в Махачкале, отмечался в местном УФСИН в связи с наказанием по уголовному делу об участии в незаконных вооружённых формированиях. Вооружённые силовики задержали Гаджиева на улице в Махачкале в ноябре прошлого года. Родные более двух недель не знали о его местонахождении, затем им стало известно, что он находится в московском СИЗО.
На сегодняшнем заседании суда прокурор огласил письменные доказательства по делу - рапорты, протоколы следственных действий, материалы из прошлого уголовного дела Гаджиева. Среди них также были две противоположные характеристики, составленные на подсудимого оперуполномоченным по Ленинскому району Махачкалы Магомадовым. В одной из этих характеристик полицейский характеризует подсудимого как скрытного и радикально настроенного, а в другой, написанной со слов соседей - как работящего, вежливого, в целом положительного мужчину.
Следующее заседание назначено на 11:00 мск 5 декабря, говорится в поступившем сегодня в «Кавказский узел» сообщении Правозащитного центра «Мемориал». Здесь же приводится комментарий юриста организации Галины Тарасовой. Она считает, что в деле крайне сомнительная доказательственная база
«Предметом расследования является перевод 10 тысяч рублей через Сбербанк в Турцию. На документах о переводе стоят недостоверные подписи (почерковедческая экспертиза не подтвердила, что подпись на документе принадлежит Гаджиеву), в деле фигурируют некие засекреченные свидетели и не исключено, что они подставные. Всё это даёт основания предполагать, что это попытка сделать показатели по делам о финансировании терроризма», - заявила Галина Тарасова.
Как рассказала адвокат Юлия Бондаренко, которая представляет интересы Гаджиева в суде, обвинение строится на показаниях двух засекреченных свидетелей. Человек, которому, по утверждению следствия, Гаджиев перевел деньги, ему не был знаком.
«По требованиям уголовно-процессуального кодекса, засекреченных свидетелей обязаны допросить в суде, если они будут доставлены и, если у суда есть возможность допрашивать засекреченных свидетелей», - заявила Юлия Бондаренко, слова которой приводит сегодня портал "Кавказ.Реалии".
"Кавказский узел" публикует новости о том, как влияет война на Ближнем Востоке на регионы Кавказа, на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" можно ознакомиться со справкой "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".
* - ИГ ("Исламское государство", ранее ИГИЛ) - организация признана террористической и запрещена в России судом.