05:25 / 10.12.2019Правозащитники озвучили условия эффективной борьбы с "ворами в законе" в Армении

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Эффективность законопроекта об уголовном преследовании "воров в законе" зависит от работы правоохранительных органов, считают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Кроме того, по их мнению, для борьбы с криминальной субкультурой нужно повышать уровень образованности населения.

В Ереване 9 декабря прошел III армяно-грузинский форум по правовому сотрудничеству. Грузинскую делегацию возглавляла вице-премьер Грузии, глава Минюста Тея Цулукиани.

У Грузии большой опыт борьбы с организованной преступностью, и армянской стороне есть чему поучиться, отметил министр юстиции Армении Рустам Бадасян, слова которого со ссылкой на прямую трансляцию встречи на YouTube-канале 23News перевел корреспондент "Кавказского узла".

"Но есть также задача не повторить ошибки [Грузии], учитывая, в частности, жалобы в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), который по ряду дел дал заключение о нарушении конвенций. Как бы строго не боролись с криминалом, необходимо исключить какое-либо попирание прав человека", - отметил он.

Тем не менее организованную преступность нужно лишить возможности распространять свое влияние, добавил Бадасян.

Закон "Об организованной преступности и рэкете" был принят в Грузии в 2005 году. В обиходе он называется "законом против воров". По этому закону и соответствующим поправкам, внесенным в Уголовный кодекс, человек может быть осужден на пять лет тюрьмы за слоган "Жизнь ворам", а "вор в законе" может получить девять лет за подтверждение своего "статуса". Бывший директор информационно-аналитического центра МВД Грузии Шота Утиашвили заявил, что власти вынуждены были принять такой закон, хотя их обвиняли в нарушении презумпции невиновности. По статье 223 УК Грузии (Статус "вора в законе" и членство в воровском мире) с 2005 года по апрель текущего года осуждены около 160 человек, в большинстве своем за "участие в воровских собраниях" и "поддержку воровского мира", пишет "Коммерсант".

Министр юстиции Грузии Тея Цулукиани отметила, что ужесточение законодательства о борьбе с криминальной субкультурой было необходимостью после "революции роз".

"Несмотря на всю свою эффективность, борьба [с криминалом] имела свои недостатки, связанные с нарушением прав человека. Если не соблюдать права человека, борьба с криминалом эффективна в краткосрочной перспективе. Важно соблюдать равновесие с правами человека", - заявила она на брифинге.

По ее словам, "воры в законе" лишены возможности контролировать ситуацию в Грузии.

"Мы и сегодня боремся с попытками возродить эту культуру", - подчеркнула грузинский министр.

Депутаты от фракции "Процветающая Армения" проголосовали против законопроекта

Парламент Армении одобрил 19 ноября в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, согласно которым принадлежность к высшей касте в криминальной иерархии карается законом. Поправки предусматривают ответственность за присуждение, получение или сохранение высшего титула в криминальной иерархии, а также за создание, руководство, участие, вовлечение или сохранение криминальной субкультуры.

За принятие поправок проголосовали 73 депутата, 11 высказались против, еще девять парламентариев воздержались от голосования. На сайте парламента опубликован список поименного голосования, согласно которому, против принятия законопроекта высказалась фракция "Процветающая Армения", а фракция "Просвещенная Армения" от голосования воздержалась. Дата, когда законопроект планируется рассмотреть во втором чтении, пока не объявлена.

Авторы законодательной инициативы, в частности, предлагают дополнить статью 222 (Бандитизм) и статью 223 (Создание организованной преступной группировки) Уголовного кодекса Армении положением о наказании, если вооруженная банда создана криминальным авторитетом. Уголовный кодекс дополнят также четырьмя новыми статьями: "Получение, присвоение и сохранение высшей степени в криминальной иерархии", "Создание и управление группы с криминальной субкультурой", "Вовлечение или участие в группе с криминальной субкультурой", "Обращение за помощью к лицу, входящему в группу с криминальной субкультурой или имеющему высшую степень в криминальной иерархии".

Бунты в тюрьмах произошли из-за законодательной инициативы

На стадии обсуждения уголовный мир отреагировал на законодательную инициативу бунтом в двух тюрьмах – Нубарашенской тюрьме в Ереване и УИУ "Раздан". Ситуацию удалось взять под контроль, сообщил на своей странице в соцсети Facebook министр юстиции Рустам Бадасян.

5 сентября в уголовно-исполнительном учреждении "Нубарашен" в Ереване произошел бунт, участие в котором приняли около 115 человек. Заключенные, по данным СМИ, взбунтовались из-за поправок к Уголовному кодексу Армении, согласно которым статуса "вора в законе" может быть достаточно для того, чтобы привлечь гражданина к уголовной ответственности. Участники бунта - заключенные третьего и четвертого корпусов - сломали окна для подачи еды и выбрасывали из окон горящие предметы, сообщает "Спутник-Армения".

Это был единичный случай, порядок в пенитенциарных учреждениях был восстановлен за считанные часы, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Минюста Армении Лусине Мартиросян.

По факту беспорядков в пенитенциарных учреждениях возбуждено уголовное дело по статье 225 УК Армении "Массовые беспорядки", заявила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Следственного комитета Армении Наира Арутюнян.

"На данный момент в деле нет фигурантов, расследование продолжается", - пояснила она.

Правозащитники усомнились в эффективности поправок

Глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян считает неверным проводить параллели с грузинским опытом уголовного преследования криминальных авторитетов. По его словам, Грузии такой закон был необходим, "учитывая на тот период засилье «воров в законе», которые мешали реформам Михаила Саакашвили".

"В Грузии вынуждены были быстро и эффективно решить проблему с криминалом, чтобы не задерживать оздоровление экономики, так как на решение проблемы повышением качества оперативно-разыскной работы ушло бы много времени. В Армении иная ситуация. Сложно представить, в каком случае может быть применен этот закон. Насколько мне известно, в Армении нет титулованных «воров в законе», а в отношении криминального авторитета, который не скажет, что он коронованный вор, уголовного дела не сошьешь", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Навасардян не исключил, что законодательные поправки принимаются, чтобы исключить возможные воровские сходки в Армении, а также пресечь их проникновение в страну по каким-либо причинам.

"Поскольку заявка этого закона несколько шире, и предполагает борьбу с криминальной субкультурой, полагаю, что есть цель исключить распространение субкультуры в армии и образовательных учреждениях. Но вряд ли это нужно делать через Уголовный кодекс. Нужна другая политика, проводимая государством. Я согласен с теми, кто делает акцент на проведение шагов в сфере образования и культуры", - отметил глава пресс-клуба.

О возможно сходке криминальных авторитетов в Армении 19 ноября сообщала газета "Паст". По данным журналистов, на встрече "воры в законе" планировали обсудить, в том числе новый закон, а также свое дальнейшее присутствие в стране.

Эффективность законопроекта напрямую связана с работой правоохранительных органов, считает глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц.

"Следить за соблюдением закона доверим полиции, а осуществлять надзор – прокуратуре... Они оперируют [зачастую] теми же «понятиями», что и уголовный мир, а именно: не давать показания друг против друга, покрывать друг друга. Они придерживаются той же круговой поруки. Закон может быть идеальным, но не будет работать, пока сами правоохранительные органы являются носителями криминальных традиций", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".

Карапетянц считает, что законопроект не нарушает презумпцию невиновности, так как, по ее словам, "вор в законе" априори координирует деятельность криминальных сообществ.

"Это очень тонкая грань. Понятно, что возникает вопрос, почему человек должен сидеть в тюрьме, если он не совершал преступление? Но статус «вор в законе» предусматривает контроль этой системы и решение определенных вопросов. Независимо от желания, «вор в законе» вовлечен в организованную преступность, в частности, принимает участие в сходках, разрешает конфликты и наказывает несговорчивых", - пояснила правозащитница.

Закон об уголовном наказании в некотором смысле показывает бессилие государства в борьбе с преступностью, также добавила она.

Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц согласен с мнением, что для повышения эффективности законопроекта нужны институциональные изменения правоохранительных органов и судебной системы.

"Криминал и политическая власть были тесно сплетены. Политическая власть изменилась, но взаимосвязь криминала с остальными ветвями сохранилась. Нужны кардинальные реформы в полиции, прокуратуре, следственных органах, пенитенциарной системе. Если они не будут реформированы, закон не будет работать", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

При этом он отметил, что аналогичные законы есть в разных странах со своей спецификой, например, в Италии и США. "Но одним законом проблему криминальной субкультуры не решить. Нужно повышать уровень образования и культуры", - подчеркнул Сакунц.

Он считает, что принятие закона не нарушает презумпцию невиновности. По его мнению, криминальный авторитет, способный влиять на общественность, не должен оставаться безнаказанным.

"Государство вправе для обеспечения безопасности и порядка пресекать любые явления, которые угрожают демократическим ценностям и создают проблему равенства закона. Демократическое государство должно создавать инструменты для их защиты", - пояснил правозащитник.

Криминальный мир не имеет особого влияния на экономику Армении

Экономический потенциал криминального мира не превышает одного процента внутреннего валового продукта (ВВП), заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт аналитико-исследовательского центра "Орбели", экономист Пандухт Мартиросян.

"Они не имеют того влияния, какое, например, имеют в России или в Грузии до прихода Михаила Саакашвили, где криминал был серьезно представлен в бизнесе и находился под контролем криминальных авторитетов", - считает он.

1 апреля президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит уголовную ответственность для тех, кто занимает высшее положение в преступной иерархии. Согласно статье 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, занятие высшего положения в преступной иерархии наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от года до двух, пишет ТАСС.

Принятие закона может сыграть положительную роль для повышения инвестиционной привлекательности, добавил экономист.

"Закон может стать неплохим инструментом для привлечения иностранных инвестиций, а рейтинг Армении повысится как страны, в которой безопасно вести бизнес", - пояснил Мартиросян.

Обсуждение законопроекта прокомментировал блогер "Кавказского узла" "Политическая география Южного Кавказа" в посте "Какие цели решает и к чему приведет объявленная борьба с организованной преступностью?". 

Объем криминальной экономики в Армении он оценил в районе 0,7% ВВП, тогда как мировые показатели варьируются от одного до трех процентов. По его мнению, низкий показатель связан с отсутствием серьезных маршрутов наркотрафика, низким уровнем потребления наркотиков, а также воровства или грабежа.

"Весь объем криминальной экономики Армении составляет до 90 миллионов долларов, из которых порядка 40 миллионов приходится на административные нарушения, а остальное – на криминальные, но лишь часть этих 50 миллионов тем или иным образом связана с организованной преступностью", - отметил блогер.

Также он акцентировал внимание на вопросе соблюдения прав человека. "Является ли заключение человека в тюрьму без доказательства совершенного им преступления нарушением его прав? Не получается ли, что закон получает обратную силу? Ведь когда эти люди вступали в криминальное сообщество, это преступлением не являлось. Не получается ли, что сидеть они должны в таком случае пожизненно, поскольку статус у них сохраняется, а значит, даже в случае окончания срока они должны вновь оказаться в тюрьме", - задается он вопросом.

Автор:Тигран Петросян
10.12.2019 в 21:46Ирина Пономарева
Все бесполезно. О преступности Армении знают по всему миру- наверное нужно общественные принципы менять.