ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следователи не нашли оснований для возбуждения дела против силовиков после жалоб на пытки жителя Астраханской области Хасана Китиева, обвиняемого в терроризме. Китиев невиновен, его вынудили оговорить себя, считает мать подсудимого.
Как писал "Кавказский узел", пятеро жителей Астрахани, среди которых есть уроженцы Дагестана и Ингушетии, отказались признать в суде вину в незаконном обороте оружия и создании ячейки запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". На заседании в сентябре 2019 года они заявили, что дали признательные показания под пытками. Граната, пистолет и флаг ИГ* были подброшены силовиками, заявили 22 января в суде подсудимые и их родственники. Проверка жалобы обвиняемых на пытки продолжается, отметил адвокат.
Согласно озвученной в суде версии обвинения, Увейс Ниматулаев склонил Имангазиева, Самадова, Юсупова, Китиева к тому, чтобы присоединиться к ИГ*, и объявил себя амиром ячейки. С 2017 года по июнь 2018-го Ниматулаев проводил собрания, на которых выражал поддержку различным боевикам и пропагандировал идею войны против немусульман, в том числе на территории России. На собраниях Ниматулаев демонстрировал флаг ИГ*, огнестрельное оружие, литературу и видеоролики с пропагандой идей ИГ*, утверждает следствие. Ниматулаев приобрел пистолет Макарова с четырьмя патронами, две гранаты Ф-1 и гранату РГО с запалами к ним, которые хранил дома, полагает обвинение. В конце мая 2018 года он передал гранаты Имангазиеву, Китиеву и Юсупову, а те хранили оружие у себя дома вплоть до задержания 7 июня 2018 года, сказано в обвинительном заключении.
В Южном окружном военном суде 29 января продолжилось рассмотрение дела пяти жителей Астраханской области, обвиняемых в причастности к ячейке ИГ*. Родственники и знакомые подсудимых в зале суда не присутствовали, передал корреспондент «Кавказского узла» из зала суда.
В начале заседания гособвинитель Вячеслав Убушаев огласил постановление Военного следственного отдела Следственного комитета по Каспийской флотилии об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям Хасана Китиева о пытках и принуждении к показаниям со стороны силовиков.
Подсудимый Хасан Китиев заявлял, что его после задержания подвергали пыткам, психологическому и физическому давлению, принуждали дать показания. На уточняющий вопрос судьи все пятеро обвиняемых заявили, что давали показания под физическим давлением. В свою очередь, гособвинитель подтвердил, что подсудимые жаловались на недозволенные методы ведения следствия. Суд постановил истребовать документы об этом на следующее заседание, Китиев согласился подождать их.
В постановлении говорится, что видеозаписи камер из отделов силовых структур представить невозможно, так как «истек срок их хранения». Однако следователь Антон Дудник утверждает, что Китиев «изъявил желание написать явку с повинной и (попросил) назначить ему адвоката», не говоря при этом о давлении и пытках, следует из документа. Начальник отдела режима надзора астраханского СИЗО сказал следователям, что «не помнит, были ли у Китиева телесные повреждения», однако заверил, что они «были бы занесены в журнал учета травматизма», такое же объяснение дал фельдшер изолятора, говорится в постановлении. В результате военные следователи отказались возбуждать уголовное дело по статьям о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК), и о принуждении к даче показаний (ст. 302 УК РФ).
Адвокат Магомед Аушев зачитал ряд документов из дела. Согласно одному из них, 28 февраля 2018 года следственный отдел ФСБ возбудил дело об участии в незаконном вооруженном формировании за границей против сына Увейса Ниматулаева — Ибрагима, а через три месяца следователь попросил суд разрешить обыск в квартире Китиева на улице Дубровинского в Астрахани. В документе говорится, что 5 июля 2018 года один из райсудов города разрешил провести обыск в квартире Китиева, так как он «может являться одним из лиц, осведомленных о деятельности Ибрагима Ниматулаева». Источник этой информации в документе не указан.
На заседании 22 января Увейс Ниматулаев подтвердил, что отвез сына на учебу в медресе в Турции, однако потом тот перестал выходить на связь и уехал в Сирию. Силовики сказали Ниматулаеву, что его сына уже нет в живых, какое-либо обвинение в связи с этим мужчине не предъявляли, отметил подсудимый.
Согласно постановлению суда, 1 сентября 2014 года Ибрагим Ниматулаев улетел рейсом Астрахань-Стамбул в Турцию, а оттуда «проследовал в Сирийскую Арабскую Республику», где вступил в террористическую группировку (незаконное вооруженное формирование, - дополнение "Кавказского узла от 8.00 мск 30.01), и «в целях, противоречащих интересам Российской Федерации» участвовал в боях против действующей армии Сирии, «выполняя роль боевика, имея на вооружении автомат и гранаты РГД».
Аушев также огласил протокол о взятии у Китива в следственном изоляторе образца слюны.
Хасан Китиев заявил, что слюну у него брали не один, а несколько раз, причем, в первый раз при обыске «на полу квартиры, без протокола и понятого». «Тогда я не знал, что говорить, что делать, какие заявления нужны», - добавил подсудимый.
Следующее заседание назначено на 14.00 мск 31 января. Предполагается, что в этот день по видеосвязи будут допрошены адвокат Китиева по назначению и еще двое свидетелей по инициативе защиты. В свою очередь, обвинение планирует допросить одного из оперативников. Если у сторон не будет других доказательств, назначат дату прений.
«Хасан родился 17 сентября 1994 года, учился в школе в Ингушетии, закончил ее и сразу поступил в астраханский базовый медицинский колледж, где учился четыре года и получил образование «врач стоматолог-ортопед». Затем он проходил практику в частных клиниках, лабораториях и к 2018 году был уже специалистом в своем деле, так как очень старался, мечтал работать по специальности. Его работу ценили врачи, они пришли к выводу, что он может уже заниматься протезированием", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" мать Хасана Аза Китиева.
По ее словам, она растила сына "фактически без отца". "Он хотел стать мне опорой, так как я инвалид второй группы", - отметила мать подсудимого.
У Хасана есть жена, они официально зарегистрированы в браке, и ребенок, которому в декабре исполнился год, сказала Китиева. "Ребенок родился после того, как он уже был задержан и находился под следствием. На момент задержания ему было 23 года. Он целеустремленный, всем верил, думал, что все добрые и честные. Однако на своем опыте убедился, что это не так, - его выставили террористом и заставили подписать, что было нужно», - сказала она.
Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".
* - организация "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России судом