02:02 / 05.02.2020Суд продлил арест двум ростовским Свидетелям Иеговы*

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Суд в Ростове-на-Дону оставил под домашним арестом до 5 мая местных Свидетелей Иеговы* Руслана Алыева и Семена Байбака. После ареста верующие лишились возможности работать и обеспечивать свои семьи, рассказали родные.

Как писал "Кавказский узел", двое ростовских Свидетелей Иеговы* - Руслан Алыев и Семен Байбак - были задержаны 10 июня 2019 года, суд назначил им домашний арест. Руслана Алыева следствие считает участником религиозного объединения, в отношении которого судом принято решение о ликвидации или запрете (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ). Байбак был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации), однако затем к его делу добавили статью о финансировании экстремистской организации.

20 апреля 2017 года Верховный суд России по требованию Минюста вынес решение о ликвидации всех организаций "Свидетели Иеговы"* в стране как экстремистских, 16 августа "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, отмечается в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?" на "Кавказском узле".

В Ленинском районном суде 4 февраля состоялось два заседания - по продлению домашнего ареста Байбака и Алыева. Поддержать единоверцев на заседания пришли около 30 родственников и друзей арестованных из Ростова-на-Дону, Батайска и Аксая, передал корреспондент "Кавказского узла" из зала суда.

Байбак и Алыев заходили в зал суда и выходили из него под аплодисменты соверующих. Заседания не были закрытыми, но в залы суда разрешили войти только родственникам подсудимых и корреспонденту "Кавказского узла". На заседание, где решался вопрос о продлении меры пресечения Семену Байбаку, корреспонденту "Кавказского узла" пытались помешать войти.

На заседании, где рассматривалось ходатайство о продлении меры пресечения Алыеву, присутствовали следователь, прокурор, адвокат, сам Алыев и его родственники. Судья, выслушав аргументы сторон обвинения и защиты, продлил срок домашнего ареста Алыеву до 5 мая, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Роман Какасьев.

«Дело в отношении Алыева находится на стадии предварительного расследования. О том, как оно продвигается и когда дело поступит в суд, неизвестно», - сказал адвокат.

На рассмотрении ходатайства о продлении домашнего ареста Байбаку следователь Иван Кальницкий сказал, что основания для содержания его под домашним арестом не изменились, он обвиняется в тяжелом преступлении, и, кроме того, выдвинуто обвинение еще по одной тяжкой статье. Он попросил суд продлить ему меру пресечения.

Семен Байбак пришел в суд в костюме с галстуком, он был в очках.  Он рассказал, что во всех ходатайствах, поданных следователем о продлении домашнего ареста, есть постоянный абзац, в котором упоминается о преступлении. Виновным в нем он себя не считает. По его словам, в ходатайстве также высказываются предположения, что он может сделать, если будет находиться на свободе.

«Я не могу скрыться куда-то, у меня загранпаспорт изъят, последние три года я не покидал Ростов-на-Дону, моя работа связана с постоянным с нахождением в городе. Я не могу способствовать уничтожению и сокрытию документов, о местонахождении которых я не знаю... Нет никаких доказательств, что я это могу сделать. Я категорически не согласен», - заявил Байбак.

Адвокат Артур Арзуманян попросил избрать для Байбака более мягкую форму пресечения - подписку о невыезде.

«Каким образом мой подзащитный может помешать ходу следствия, непонятно… Все, что можно, изъято, все показания даются. Он не отрицает, что он верующий. Вопрос стоит только в том, как оценивать его действия», - сказал адвокат.

В результате суд продлил срок пребывания Байбака под домашним арестом до 5 мая 2020 года.

Комментариями Арзуманяна относительно продления ареста Байбаку "Кавказский узел" пока не располагает.

Родные рассказали о финансовых трудностях после ареста верующих

«У меня болит сердце за тех, кто читает Библию.  Их называют экстремистами, но на самом деле они самые добрые люди», - сказал 80-летний пенсионер Игорь Павлович. Он считает, что процесс нарушает конституционные права верующих.

Верующий Андрей рассказал, что из-за преследований властей, он теперь стал реже видеться с единоверцами. «Раньше мы могли собираться... сейчас с этим сложнее», - подчеркнул он.

По словам матери Руслана Алыева Светланы, ее сын закончил школу и железнодорожный техникум в Ростове-на-Дону, по специальности не работал, перепробовал много профессий,  в последнее время стал заниматься переводами с китайского языка, одним из его хобби является сочинение песен. По ее словам, Алыев женат, но детей пока нет.  К религиозным взглядам сын  пришел самостоятельно в юношеском возрасте, пояснила Светлана.

«Мы с мужем пенсионеры и живем возле станции Лихая, нам тяжело в финансовом плане ездить в Ростов на суды. Мы сейчас помогаем семье сына деньгами, потому что он не может работать», - рассказала она.

Мать Семена Байбака Наталья рассказала, что после окончания школы он прошел альтернативную службу, получил сертификат на право преподавания китайского языка, но не успел приступить к работе из-за ареста. По ее словам, Семен не женат, детей у него нет, он увлекается кулинарией и любит читать книги. Наталья пояснила, что разделяет религиозные убеждения сына, который более 10 лет является сторонником Свидетелей Иеговы*. «Семен помогал нам полностью оплачивать коммунальные платежи, а теперь получается все на нас свалилось», - рассказал о трудностях семьи отчим Семена Илья Корытко.

О том, что 5 ноября 2019 года к делу добавили статью о финансировании экстремистской организации, Семен Байбак узнал на допросе 29 января.

Следователь должен письменно уведомить подозреваемого в кратчайший срок после возбуждения дела, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" ростовский адвокат Денис Надеин. По его словам, если это было сделано через несколько месяцев, то это нарушение закона и можно подавать жалобу, 

Информацию о событиях, связанных с иском Минюста о ликвидации "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России"*, "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

*– 396 российских организаций "Свидетели Иеговы" признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:Валерий Люгаев