22:31 / 05.03.2020Правозащитники обжаловали отказ суда расследовать пытки жителя Чечни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Юристы "Комитета против пыток" подали жалобу на решение суда, признавшего законным отказ следователей в возбуждении уголовного дела о пытках осужденного по делу о причастности к боевикам Абдул-Халима Абдулмежидова. Житель Чечни утверждает, что дал признательные показания под давлением, заявил правозащитник.

Абдул-Халим Абдулмежидов до задержания жил в городе Шали, работал медбратом в психоневрологическом интернате, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток" Дмитрий Пискунов. 13 января 2017 года на работу к Абдулмежидову приехали несколько вооруженных человек на двух УАЗах, некоторые из них были в форме, они задержали его и увезли, сказал он.

Абдулмежидов утверждает, что его отвезли в отдел силовой структуры в Шалинском районе, где порядка 10 силовиков несколько часов избивали и пытали его током, пояснил Пискунов.

"Когда Абдул-Халим терял сознание, пытки останавливались, а когда он приходил в себя - возобновлялись. От него требовали, чтоб он под видеозапись присягнул некому эмиру Сирии, сказал определенные фразы", - рассказал правозащитник.

По словам Пискунова, Абдулмежидова перевезли в Грозный и поместили в подвал, где в нескольких камерах находилось еще несколько десятков человек. На протяжении двух месяцев жителя Чечни, как и остальных содержащихся там, избивали и пытали током, в этот же период с карты Абдулмежидова сняли 17 000 рублей. "Это было сделано через банкомат, находящийся на территории, куда гражданским вход воспрещен, у нас есть подтверждение от банка", - подчеркнул правозащитник.

Пискунов рассказал, что 9 марта 2017 года Абдулмежидова доставили в отдел силовой структуры в Шалинском районе и угрозами заставили подписать доверенность на продажу его автомобиля. Нотариус, заверивший доверенность, уже ждал в кабинете, а Абдулмежидов в наручниках подписал документ с пустой строкой в том месте, где должен быть указан тот, на кого оформлялась доверенность, сказал он. По словам правозащитника, впоследствии выяснилось, что покупателем автомобиля стал силовик, а доверенным лицом, продавшим автомобиль, также был сотрудник силовой структуры.

Затем Абдулмежидова поместили в изолятор временного содержания в Шали, а 25 марта 2017 года, заставив угрозами подписать протокол, его официально оформили, рассказал Пискунов.

По словам правозащитника, 27 марта Абдулмежидова поместили с следственный изолятор и предъявили обвинение по ч.2 ст.208 УК РФ (об участии в незаконном вооруженном формировании). Отметим, санкции статьи предусматривают до 15 лет лишения свободы.

"Его несколько месяцев пытали с применением тока, избивали, топили и добились от него признательных показаний", -  сказал  Пискунов.

Следователи утверждали, что он собирался на Новый год совершить теракт в Шали, сжечь новогоднюю елку, но Абдулмежидов в суде от этих показаний отказался, подчеркнул правозащитник.

По его словам, сейчас Абдулмежидов отбывает наказание: его осудили в конце 2018 года, а Верховный суд Чечни оставил приговор в силе.

"По заявлению Абдул-Халима о пытках следствие отказывало в возбуждении уголовного дела по ст. 286 УК РФ (о превышении должностных полномочий) пять раз. Последний раз - 2 апреля 2019 года", - сказал Пискунов.

По его словам, добиться отмены предыдущих отказных постановлений правозащитникам удавалось без суда, в последнем же случае жалобы пришлось подавать в прокуратуру и Следственный комитет, но отменить его так и не удалось, после чего была подана жалоба в суд. "Но суд тоже решил оставить это постановление в силе. Соответствующее постановление Старопромысловского районного суда мы получили 4 марта и сегодня подали апелляционную жалобу в Верховный суд по Чечне", - пояснил Пискунов.

"Жалобу [...] о признании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 2.04.2019 года и назначения дополнительной проверки по материалу проверки № 97 пр-19 для вынесения законного и обоснованного решения оставить без удовлетворения", следует из постановления Старопромысловского районного суда города Грозного, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". 

"На наш взгляд очевидно, что необходимо было как минимум осмотреть вместе с Абдулмежидовым территорию (где пытали жителя Чечни, - прим. "Кавказского узла"), проверить, действительно ли он там был, опросить его на месте. Нужно было показать ему фотографии тех людей, которые работают в силовой структуре. Не были опрошены сотрудники, родные Абдулмежидова, не была дана оценка его задержанию на рабочем месте, а также тому, что с его карты снимались деньги из банкомата [...] и что его вынудили подписать доверенность на продажу автомобиля. Всё это Следственный комитет (по Чечне) должен был сделать, но не сделал. А суд просто, не приводя никаких доводов, написал, что следователи провели полную проверку, "учитывая доводы заявителя".  Ни один конкретный довод, который я приводил, суд не стал разбирать, не стал обосновывать свою позицию по моим доводам", - заявил правозащитник.

Комментариями от представителей прокуратуры Чечни и следственного управления Следственного комитета  по Чечне относительно заявлений правозащитника "Кавказский узел" пока не располагает.

"Кавказский узел" также писал, что 2 марта суд отказался удовлетворить апелляцию уроженца Чечни Якуба Ибрагимова, который заявил, что под пытками признал себя виновным в причастности к боевикам.

Автор:Алена Садовская