23:59 / 23.03.2020Адвокаты заявили о нарушении прав арестованных ингушских активистов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Защита обжаловала продление срока ареста Багаудина Хаутиева, Мусы Мальсагова и Бараха Чемурзиева, которые считают, что суд принимает решения под давлением прокуратуры и следствия. Ингушские активисты находились в пятигорском СИЗО с теми, у кого подозревают коронавирус, а уведомление об окончании следствия проходило в отсутствии адвокатов, пожаловались защитники.

Как писал "Кавказский узел", 19 марта Ессентукский горсуд до 11 апреля продлил срок содержания под стражей Бараху Чемурзиеву и Мусе Мальсагову, обвиняемым по статье об экстремистском сообществе. Чемурзиеву необходимы лекарства, которых нет в СИЗО, сообщила его супруга. Арест Багаудину Хаутиеву до 25 июня был продлен 18 марта Ставропольским крайсудом. Его адвокат назвал формальным решение следствия об окончания следственных действий.

В январе стало известно, что Бараху Чемурзиеву и Мусе Мальсагову, а также еще четырем ингушским активистам предъявлены обвинения по статье об экстремистском сообществе. Так, 17 января  обвинение в участии в экстремистском сообществе было предъявлено Багаудину Хаутиеву. Адвокаты заявили о нарушениях при предъявлении новых обвинений ингушским активистам. В частности, они утверждают, что Чемурзиеву не были разъяснены обвинения в экстремизме, а адвокаты Мальсагова не уведомлены о дате предъявления обвинений. Психолого-лингвистические экспертизы не выявили призывов к экстремизму в высказываниях активистов Багаудина Хаутиева и Мусы Мальсагова и митинге, они, наоборот, призвали участников акции успокоиться, сообщили адвокаты.

Обвиняемых уведомили об окончании следствия в отсутствии адвокатов

Защита оспорила постановление Ставропольского крайсуда о продлении срока ареста Багаудину Хаутиеву, а также аналогичных решений Ессентукского горсуда в отношении Мусы Мальсагову и Бараха Чемурзиева, сообщил адвокат подсудимых Аральбек Думанишев. По его словам, жалобы поданы в Ставропольский краевой суд.

 "У Хаутиева и Мальсагова в начале апреля заканчивается предельный 12-месячный срок содержания под стражей, и следствие не позднее, чем за 30 суток до окончания этого срока, обязано было уведомить подсудимых о завершении следственных действий", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.

По его словам, "судом первой инстанции не учтено то, что следственные органы уведомили Хаутиева и Мальсагова об окончании следственных действий неправомерно". "Нас, адвокатов по соглашению, не уведомляли о проведении следственных действий, что является грубым нарушением закона. Для следственных действий привлекли адвокатов по назначению, которых ввели в заблуждение, сказав, что нас, адвокатов по соглашению, уведомили должным образом", - пояснил Думанишев.

По его словам, для следственных действий с участием Хаутиева привлекли двух адвокатов по назначению. "Первый отказался участвовать, объяснив, что адвокаты по соглашению не уведомлены, и ушел. Второй адвокат по назначению был введен в заблуждение и принял участие в следственных действиях. Багаудин Хаутиев потребовал уведомить должным образом адвоката по соглашению о том, что должно вручаться уведомление о завершении следственных действий", - пояснил Думанишев.

Он добавил, что в следственных действиях с участием Мальсагова был привлечен один адвокат по назначению. "Он отказался участвовать в следственных действиях, сославшись на то, что у Мальсагова есть три адвоката по соглашению, которые не были уведомлены", - сообщил защитник.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Багаудина Хаутиева политзаключённым. Его преследование связано с публичной критикой власти, а под стражу активист помещен "исключительно в связи с ненасильственным осуществлением свободы мирных собраний", заявили правозащитники.

Мальсагов и Чемурзиев потребовали отвода судей Ессентукского суда

Муса Мальсагов и Барах Чемурзиев ранее, на заседании о продлении меры пресечения 19 марта, заявили отвод всему составу Ессентукского горсуда, следует из аудиозаписи заседания (аудиозапись имеется в распоряжении корреспондента "Кавказского узла"). Суд рассматривал ходатайство следствия о продлении срока ареста ингушским активистам в ходе одного заседания, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

"Судебные решения принимаются с нарушением норм законодательства. На суд оказывают давление следствие и прокуратура. Рассматриваются материалы дела, и у суда есть все основания освободить меня. Суд каждый раз выносит противоправные решения", - заявил Муса Мальсагов в ходе заседания.

По словам Бараха Чемурзиева, горсуд допустил многочисленные нарушения. "Сомневаюсь в беспристрастности и объективности Ессентукского горсуда. Суд допустил многочисленные нарушения, принимает решения под влиянием следствия и прокуратуры. У нас нет доверия всему составу Ессентукского горсуда", - заявил Чемурзиев.

По его словам, никакого принципа состязательности сторон в судебных заседаниях не соблюдаются. "Доводы защиты судом не принимаются во внимание и игнорируются. Формальные доводы следствия и прокуратуры принимаются за истину. Мы считаем, что весь Ессентукский горсуд необъективен, поэтому я заявляю отвод", – добавил он.

Однако суд не принял во внимание доводы подсудимых и отказал в ходатайстве об отводе судей, передал корреспондент "Кавказского узла".

Адвокат Магомед Абубакаров, сотрудничающий с проектом "Правовая инициатива", в суде поддержал позицию подсудимых

 "Как показывает практика, с момента избрания меры пресечения подсудимым суд (теряет) независимость. К такому логическому заключению мы пришли, исходя из того, каким образом избиралась мера пресечения Мусе Плиеву в апреле 2019 года. Суд изначально отказался удовлетворить ходатайство следователя об избрании меры пресечения. В ту же ночь судья рассматривала апелляционное представление прокурора, не уведомив стороны, отменила судебное решение об отказе избрать меру пресечения Плиеву и заключила его под стражу", - заявил на заседании Абубакаров.

Участнику мартовского митинга в Магасе Мусе Плиеву суд назначил 18 месяцев колонии-поселения. Активист признал вину в том, что бросал камни в силовиков на митинге в Магасе 27 марта 2019 года. Плиев должен был выйти на свободу 9 января, но был освобожден позже отведенного судом срока и не получил объяснений от сотрудников изолятора по этому поводу.  У освобожденных есть право на возмещение ущерба, указал адвокат Калой Ахильгов.

Необоснованных судебных решений в рамках этого дела, по словам защитника, было много. "Несмотря на то, что нет обоснований с точки зрения как материального, так и морального права, суд удовлетворяет ходатайства об избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу", - добавил адвокат.

В ходе заседания следователь главного следственного управления по СКФО Файз Гафаров отверг обвинения в давлении следствия и прокуратуры на суд. "Все решения (подтверждаются) вышестоящей инстанцией, а, значит, заявления о давлении на суд не находят подтверждений", - заявил он 19 марта в ходе заседания Ессентукского горсуда.    

В октябре 2019 года при помощи адвокатов "Правовой инициативы" в Европейский суд по правам человека была подана первая жалоба от имени Чемурзиева. В это же время были поданы жалобы Мусы Мальсагова и одного из лидеров протестов в Ингушетии Ахмеда Барахоева.  28 февраля Чемурзиев направил вторую жалобу в ЕСПЧ. В жалобе ингушский активист заявил о нарушении принципа состязательности сторон в судебном разбирательстве, а также о нарушении прав на свободу собраний и объединений. 

У сокамерников ингушских активистов в пятигорском СИЗО подозревают коронавирус

Мальсагов и Чемурзиев были помещены на карантин в камеру в Пятигорском СИЗО вместе с больными людьми, у которых взяли анализы на коронавирус, сообщил Абубакаров. По его словам, обвиняемые находились вместе с,возможно заболевшими людьми перед заседанием о продлении меры пресечения в Ессентукском горсуде.

"Ответы на анализы этих больных не пришли. Возможно, Мальсагов и Чемурзиев были помещены с зараженными коронавирусом. Мы выказываем обеспокоенность условиями содержания Мальсагова и Чемурзиева и тем, что безопасность их здоровья не обеспечивается властями", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Абубакаров.

По его словам, на заседании 19 марта на это заявление активистов не отреагировали ни судья, ни прокурор. "Это обычная практика. Когда в СИЗО новый человек поступает, его отправляют в карантин, но они не могут их содержать в одном помещении с инфекционными больными по федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых". Этим нарушаются права арестованных и подвергаются их жизни и здоровье опасности", - цитирует сегодня слова адвоката издание "МБХ Медиа".

26 марта 2019 года жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста на площади в Магасе, что на следующее утро привело к стычкам с силовиками при попытке разгона протестующих. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты оппозиционеров. Железноводский горсуд на Ставрополье с декабря 2019 года выносит приговоры участникам митинга.

"Кавказский узел" регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Ася Капаева