ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У полицейских возникли сомнения в подлинности идентификационных номеров машины активистки движения «Город наш» Ларисы Бачиевой, в связи с чем автомобиль был доставлен к отделу полиции в Махачкале для проведения экспертизы, сообщили в МВД. Бачиева пожаловалась на затягивание сроков экспертизы и обратилась в прокуратуру.
Как писал "Кавказский узел", Лариса Бачиева 15 апреля закрылась в своей машине в ответ на требование силовиков оставить автомобиль в отделе полиции в Махачкале для экспертизы. Правоохранители не предъявили документов, на основании которых хотят изъять машину, заявила активистка.
МВД Дагестана прокомментировало ситуацию с задержанием автомобиля Ларисы Бачиевой на официальной странице в Instagram 16 апреля. По словам дознавателя отдела полиции по Советскому району УМВД России по Махачкале Магомеда Гасанова, машина Suzuki была остановлена сотрудниками полиции, проводившими рейдовые мероприятия, из-за тонированных стекол.
«При проверке кузова и идентификационных номеров у сотрудника полиции возникли сомнения в их подлинности. После чего машина была доставлена в отдел полиции, и зарегистрировано сообщение о преступлении по части 1 статьи 326 УК России (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средств. - Прим. «Кавказского узла»)», - заявил Гасанов, видеоролик с заявлением которого был опубликован на странице в соцсети.
Дознаватель также сообщил, что назначена автотехническая экспертиза подлинности идентификационного номера кузова. Во время рейдовых мероприятий полиции Махачкалы 15 апреля был задержан и другой автомобиль, водитель которого предоставил водительское удостоверение и документы на машину неустановленного образца, добавил Гасанов. Видео с комментариями МВД за восемь часов набрало 63 385 просмотров.
Максимальная санкция по статье о подделке или уничтожении идентификационного номера транспортного средства (ч.1 ст.326 УК России) предполагает два года заключения.
Лариса Бачиева оставалась возле отдела полиции до поздней ночи 15 апреля, рассказала сама активистка в группе движения «Город наш» в мессенджере WhatsApp. По словам Бачиевой, к полуночи она вместе с теми, кто пришел ее поддержать, опечатали машину и оставили ее возле здания отдела полиции. К утру 16 апреля, по ее словам, машина была заблокирована двумя другими машинами так, чтобы невозможно было выехать. К полудню сотрудники должны были осмотреть ее в присутствии Бачиевой, но этого не было сделано, пояснила активистка.
«Мы написали жалобы в прокуратуру. Сотрудники полиции говорят, что они могут задержать машину на пять-семь суток. Я не понимаю, какую экспертизу они будут проводить так долго», - отметила Бачиева. По ее словам, для осмотра машины с ней должны связаться полицейские.
В отделе полиции по Советскому району Махачкалы Лариса Бачиева, не согласившись с требованиями полиции об экспертизе машины, закрылась внутри автомобиля и отказалась выходить из нее. "Видимо, поступила команда вытащить меня любой ценой. Брызнули машину газом... и стали бить по стеклам. Глаза немного щиплет, но я не собираюсь выходить", - рассказала Бачиева из заблокированной машины примерно в 21.00 мск 15 апреля.
Юрист пояснил риски невыполнения требований полицейских
Закрываться в автомобиле и отказываться подчиняться требованиям сотрудников полиции рискованно для водителя, считает юрист Марат Исмаилов.
«Если брать 664-й приказ МВД России, то по нему сотрудник полиции вправе предложить водителю выйти из транспортного средства для проведения в его присутствии сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах. Несмотря на то, что в приказе говорится именно «предложить», суды нередко, почему-то, трактуют это как требование, которое обязан выполнить водитель, и в случае неисполнения такого требования, сотрудники полиции составляют протоколы за неповиновение их требования по ст.19.3 КоАП России (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. – Прим. «Кавказского узла»)», - пояснил корреспонденту «Кавказского узла» юрист.
По его словам, если гражданин считает, что сотрудник полиции вышел за рамки своих полномочий при проведении проверки автомобиля или задержания транспортного средства, то необходимо подавать жалобу на его действия в МВД, прокурору или суд.
«Прежде всего у полицейского нужно выяснить - то, что он предлагает это просьба либо законное требование. Если требование, то согласно статье 5 закона «О полиции», сотрудник обязан разъяснить ему причину и основания применения ограничивающих его права мер», - заключил юрист.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 5 закона "О полиции", в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы,полицейский обязан "разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина".
Напомним, активистка Лариса Бачиева участвовала в акциях в поддержку арестованного журналиста Абдулмумина Гаджиева. 25 июня вместе с коллегой Гаджиева Идрисом Юсуповым она провела в Махачкале семь одиночных пикетов в поддержку арестованного журналиста Абдулмумина Гаджиева.
Несколько лет Бачиева борется за сохранение озера Ак-Гёль. В середине июля 2019 года она провела ряд одиночных пикетов на площади Махачкалы, чтобы обратить внимание главы Дагестана Владимира Васильева на проблемы озера. В августе активисты движения "Город наш" пригрозили властям Дагестана новыми акциями протеста, предположив, что берег озера Ак-Гёль в Махачкале застраивается, а сам водоем осушается на фоне бездействия властей.
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".