ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Силовики в Краснодарском крае регулярно используют пытки для того, чтобы добиться признаний от задержанных, при этом как инструмент используются административные аресты, сделала вывод "Медиазона".
Как писал "Кавказский узел", электрошокеры, избиения, пакеты на голову и поливание кипятком вошли в перечень способов, которыми силовики на Кубани пытаются получить нужные им показания. Сообщения о пытках в 2019 году поступали от жителей Краснодара, Геленджика, Анапы, Гулькевичей.
В России силовики задерживают людей, пытают, добиваясь того, чтобы они сознались в преступлениях, а потом фабрикуют административные правонарушения, чтобы задержания выглядели законными, говорится в статье "Медиазоны" "Русские пытки важны. Как полицейские на Кубани оправдывают и скрывают избиения задержанных", опубликованной 5 июня.
Практика пыток регулярно применяется на Кубани, пишет со ссылкой на обращение "Комитета против пыток" издание. Удобным инструментом для силовиков является задержание по административной статье, указывает юрист комитета Сергей Романов. За время ареста следы избиений и пыток становятся менее явными и их сложнее зафиксировать, кроме того, на это время люди легально попадают в распоряжение силовиков и с ними могут проводить следственные действия уже по уголовному делу, хотя юридически статуса подозреваемых у них нет, отметил он. В материалах административных дел при этом, как правило, нет подписей, исправлены даты, родственников не уведомляют о задержании, а время доставления или задержания в таких документах отличается от фактического на несколько часов, рассказал Романов. "Неизвестно, когда человек даст признательные показания и напишет явку с повинной... А так (силовики) получают судебное решение в виде административного ареста. В любое время человека можно забрать из изолятора временного содержания", - сказал он.
Подобное происходит и за пределами Кубани, но там "такой повальной практики липового составления протоколов нет, это особенность Краснодарского края", отметил Романов.
"Это очень специфический регион на самом деле", - цитирует издание пресс-секретаря "Комитета против пыток" Ивана Жильцова.
В подтверждение своих слов правозащитники привели восемь случаев, которые подпадают под описанную схему, говорится в статье. В частности, к таким можно отнести дело Артема Данилова из Гулькевичского района. В июле 2019 года он сообщил, что силовики его избивали и поливали кипятком, заставляя написать явку с повинной в нанесении "тяжкого вреда здоровью его сожительнице, повлекшего ее смерть". В результате Данилов, по данным правозащитников, написал явку с повинной. После этого был оформлен протокол о мелком хулиганстве, за что суд оштрафовал его на 500 рублей. После этого Данилова отвезли к следователю и его задержали уже по уголовному делу. Дело о пытках не возбуждено, Данилов в СИЗО ожидает суда, сообщило издание.
Житель города Гулькевичи Краснодарского края Никита Хацкевич после задержания правоохранителями попал в больницу. По его словам, он был избит после того, как отказался признаться в краже электрического кабеля. Хацкевич утверждает, что один из силовиков ударил его кулаком в грудь, он отлетел к двери, тогда его стали избивать четверо сотрудников, при этом били по голове, печени, ребрам. Затем правоохранители записали его пояснения о том, что он не причастен к краже, и отвезли на медицинское освидетельствование. Из больницы Хацкевича вновь привезли в отдел силовой структуры, оформили протокол о мелком хулиганстве и оставили на ночь в камере для задержанных. Впоследствии суд освободил Хацкевича от административной ответственности "в связи с отсутствием события административного правонарушения", следователи семь раз отказывались возбуждать уголовное дело о пытках, но эти постановления отменялись как незаконные. Новое дело возбуждено 10 февраля, отмечает издание.
21 марта 2017 года, как рассказывает житель Краснодара Арам Гамбарян, силовики вывезли его в лес, где избивали, угрожали убить и требовали дать показания по делу о покушении на местного предпринимателя. По словам краснодарца, он подписал протокол, а на следующий день получил десять суток административного ареста по статье о ругани в общественном месте. Врачи диагностировали у Гамбаряна различные травмы, в том числе сотрясение мозга. Уголовное дело о пытках Гамбаряна возбуждено, идет расследование.
Жители Анапы Артем Пономарчук, Арам Арустамян, Карен и Эрик Енгояны, задержанные в декабре 2015 года, признались в разбойном нападении. На период следствия они были помещены под домашний арест, но 24 июня 2019 года отпущены под подписку о невыезде. Родственники молодых людей заявили, что те сознались в преступлении, которого не совершали, под жестокими пытками. Дело о пытках было возбуждено в ноябре 2017 года, но 29 ноября 2019 года оно было в очередной раз приостановлено из-за отсутствия информации о виновных лицах. В марте дело о пытках четырех жителей Анапы было возобновлено в связи с проведением повторных судмедэкспертиз.
Житель станицы Выселки Евгений Скиданов был задержан в ноябре 2019 году по делу об исчезновении в январе 2014 года Натальи Грозиной, работавшей у него на ферме разнорабочей. По словам самого Скиданова, в ноябре 2019 года силовики забрали его с работы и потребовали показать, где находятся останки Грозиной. В подвале силовой структуры его подвешивали на лом, пытали током, душили целлофановым пакетом и били по лицу. На требование следствия представить записи с камер видеонаблюдения силовики заявили, что все 20 камер не работают уже два года из-за "попадания молнии в элементы системы видеонаблюдения", информировало издание. На пытки он пожаловался уже на следующий день после задержания. Спустя еще неделю было проведено судебно-медицинское освидетельствование, которое подтвердило травмы, давность образования которых "составляет не менее семи дней". Чтобы объяснить задержание, на Скиданова завели административное дело о неповиновении сотруднику полиции, а на следующий день суд отпустил его под обязательство о явке, но его тут же задержали уже по уголовному делу и поместили в СИЗО. В марте стало известно, что после трех отказов в возбуждении уголовного дела о пытках делом Скиданова занялись сотрудники отдела по особо важным делам.