ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Конфликты между чабанами из Чечни и Дагестана, которые пасут отары на отгонных землях, не возникали, сельчане из обеих республик всегда поддерживали тесные контакты, заявили жители Ножай-Юртовского района. При этом они настаивают, что спорные земли всегда принадлежали Чечне.
Как писал «Кавказский узел», спикер чеченского парламента Магомед Даудов 3 июня призвал руководство Дагестана завершить демаркацию границы, чтобы не провоцировать конфликт между жителями двух республик. Накануне этого заявления стало известно, что землемеры чеченской стороны установили на приграничных с Гумбетовским районом землях колышки для вырисовывания границы. Этими действиями чеченская сторона пытается сподвигнуть дагестанские власти к завершению работ по демаркации, посчитали опрошенные «Кавказским узлом» журналисты. Глава села Мехельта Магомед Абдунасиров отметил, что приграничные земли, вокруг которых идут споры между Дагестаном и Чечней, используются сельчанами для сезонного выпаса мелкого рогатого скота.
В январе 2019 года власти двух республик договорились о демаркации границы, а в апреле дагестанская общественная комиссия по демаркации насчитала восемь крупных спорных территорий. Жители Дагестана были недовольны тем, что работа по демаркации ведется "за закрытыми дверями". В июне 2019 года это привело к конфликтным ситуациям. В частности, жители Кизляра демонтировали установленные чеченской стороной дорожные знаки "Шелковской район", что вызвало резонанс в обеих республиках. О пограничном конфликте, в котором главы двух республик оказались на одной стороне, а жители Дагестана – на другой, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Дорожные знаки развели дагестанцев с Васильевым и Кадыровым".
"Я не припомню случая, чтобы между чабанами, которые пасут свои отары на отгонных пастбищах, были какие-то конфликты. И никогда никто из них не задавался вопросом, на чьих землях пасутся бараны", - сказал 10 июня корреспонденту "Кавказского узла" Нажмудин Аласханов.
Он не понимает, "кому было нужно поднимать земельный вопрос, кто хочет внести раздор между нашими народами". "Мы всегда жили и живем в мире с соседями, нам нечего делить", - заявил Аласханов.
Он рассказал, что в свое время его, выпускника сельскохозяйственного института, назначили председателем колхоза имени Калинина - самого крупного хозяйства в Ножай-Юртовском районе, которым он руководил двадцать лет.
"Колхоз объединял девять сел района, мы занимались табаководством и животноводством. Горячая пора начиналась с ранней весны, когда начинали высаживать рассаду табака в грунт и выгонять отары на пастбища, и заканчивалась только поздней осенью", - вспоминает Аласханов.
По его словам, приходилось посещать чабанов на выгоне в горах, там же он встречался и с дагестанскими пастухами. «Не было случая, чтобы кто-то пожаловался друг на друга. Чьи были пастбища – животноводов это не интересовало. В восьмидесятых годах работали в горах геодезисты. В 1983 году приграничные с Гумбетовским районом земли, согласно кадастровой карте, были официально признаны частью территории Чечено-Ингушетии. Но от этого ничего не изменилось: как пасли дагестанцы свои отары на этих пастбищах, так и продолжают это делать и по сей день», - подытожил Аласханов.
Сотрудник администрации района Салман Чанкаев подтвердил, что сейчас на этих землях находятся отары ножай-юртовского госхоза и частный скот. И там же пасут свои отары мехельтинцы , хотя их село находится далеко от этих пастбищ. Он также пояснил, что отгонные пастбища не граничат вплотную в селами Ножай-Юрта. «За населенными пунктами сначала идет лес, а уже потом начинаются пастбища. На наших территориях есть строения, где живут чабаны, там же ветеринарные пункты», - сообщил Чанкаев корреспонденту "Кавказского узла".
Он также сказал, что, согласно кадастровой карте, эти земли принадлежат Чеченской Республике и расположены они относительно далеко от населенного пункта.
Старейшина Ножай-Юртовского района Висмирза Бельмурзаев также отметил, что со своими соседями селяне всегда жили в мире и дружбе. «В селе Саясан у нас был открыт ковровый цех, где женщина из Дагестана учила наших девушек ткать ковры. Во время боевых действий многие женщины с детьми, старики находили приют у соседей», - поделился он воспоминаниями с корреспондентом "Кавказского узла".
Бельмурзаев рассказал, что в свое время, когда он был председателем колхоза, ему приходилось общаться с коллегами из Гумбетовского района. «Никогда за время работы я от них не слышал, что территория отгонных пастбищ – это земли дагестанские. Ничего, разберутся во всем по справедливости, и все вернется на круги своя», - считает старейшина.
По его твердому убеждению, отгонные пастбища – земли, которые относятся Ножай-Юртовскому району. «Нам чужого не надо, но и свое не намерены отдавать», - считает он.
Султан Даудов заведует в районе отделом культуры. Он рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что ножай-юртовцы неоднократно проводили совместные праздники с творческими коллективами Гумбетовского района. «Они приезжали к нам, наши артисты ездили к ним, там выступали. Устраивали совместные детские праздники, Вместе отмечали День Победы, поздравляли участников Отечественной войны», - вспоминает он с грустью, потому что в последнее время, по его словам, таких мероприятий становится все меньше.
Возобновление демаркации границы между Чечней и Дагестаном может привести к конфликтам на Северном Кавказе, считают Доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета Виктор Авксентьев и руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко.
Выпускник геологоразведочного факультета Грозненского нефтяного института имени академика Миллионщикова Игорь Дедков рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о том, что на первом курсе обучения он проходил геодезическую практику в горах Ножай-Юртовского района. По его словам, прежде, чем составить кадастровую карту, геодезистам приходится провести комплекс инженерно-геодезических изысканий и составить топографический план.
«Мы, студенты, были подспорьем у большой группы геодезистов. Для составления топографического плана проводилась, кроме наземной съемки, сначала аэросъемка. Потом эти данные уточняются, корректируются наземным методом. Приходилось с теодолитом по горам десятки километров шагать: и просеки рубили, и через горные реки по пояс в воде перебирались. Нужно было учитывать каждый пригорок. Реальный план привязывали к местности», - вспоминает Дедков.
По его словам, далее составленный топографический план, а также материалы камеральных работ передавался «кадастровикам», а те уже устанавливали границы земельных территорий.
Ученые, которые занимаются вопросами определения границ Чеченской Республики с соседними субъектами федерации отказались комментировать ситуацию, сложившуюся в Ножай-Юртовском районе, сославшись на то, что этим вопросам занимается специальная комиссия под руководством спикера парламента Магомеда Даудова.
Напомним также, что ранее дагестанская общественная комиссия по демаркации границы выделяла восемь крупных приграничных спорных территорий: участок в верховье реки Чагири в Цумадинском районе Дагестана, участок в районе села Ансалта Ботлихского района, участок севернее озера Кезеной-Ам, территорию вдоль Андийского хребта, участок в Гумбетовском районе, обозначенный на карте как "колхоз им. Тельмана", участок, примыкающий к Кизляру, часть горы Амир-корт, прилегающая вплотную к застройкам чеченских населенных пунктов, и участок, используемый пастухами села Мехельта Гумбетовского района.
Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".