ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Власти Армении должны были найти способ снять обвинения с членов отряда "Сасна Црер", осудив только виновных в смерти полицейских, считают армянские правозащитники. У "Сасна Црер" нет серьезного потенциала для массовых акций протеста, если дело завершится приговором, заявили политологи.
Как писал "Кавказский узел", после "бархатной революции" 2018 года большинство членов отряда "Сасна Црер" были освобождены из-под стражи. 12 августа на судебном заседании по делу 10 ключевых участников "Сасна Црер" прокурор запросил для членов отряда от 8,5 года лишения свободы до пожизненного заключения. На судебном заседании 19 августа вдовы погибших полицейских сочли слишком мягким запрошенное прокурором наказание для членов отряда "Сасна Црер".
Вооруженный отряд "Сасна Црер", созданный сторонниками движения "Учредительный парламент", удерживал здание полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване с 17 по 31 июля 2016 года. В здании также находились заложники, однако мятежники отпустили всех за день до сдачи. При захвате здания один человек был убит и еще шесть ранены, позже один из раненых полицейских скончался в больнице. Хроника захвата отрядом "Сасна Црер" здания полка полиции опубликована на "Кавказском узле".
Член движения "Вставай, Армения!" Андриас Гукасян был задержан в ночь на 30 июля 2016 года после шествия в поддержку отряда "Сасна Црер", завершившегося массовыми беспорядками. Первоначально его обвинили в организации беспорядков, но в июне 2017 года Гукасяну вменили еще три статьи УК Армении - захват здания, захват заложников и ношение оружия.
Процесс по делу "Сасна Црер" и Андриаса Гукасяна - отступление от революционных ценностей, заявила корреспонденту "Кавказского узла" глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц.
Премьер-министр Никол Пашинян во время захвата полка полиции поддержал "Сасна Црер", напомнила она. "Он называл их революционерами, а события - восстанием. Но сегодня против "Сасна Црер" развязана информационная война с требованием судить их. "Сасна Црер", как и сам Никол Пашинян, восстали против узурпаторов. Судить их - цинично и непорядочно", - подчеркнула правозащитница.
В то же время, Карапетянц считает, что виновные в смерти полицейских должны понести наказание.
"Кто бы ни был [убийцей], он должен понести наказание. Одно можно сказать уверенно, что обвинения "Сасна Црер" в смерти двух полицейских - сфабрикованы. У нас есть показания свидетелей, которые мы пока не публикуем, так как Генпрокуратура и Следком работаю по-старому. Их можно будет опубликовать, когда будет настоящая революция", - отметила Карапетянц.
Ранее член партии "Сасна Црер" Варужан Аветисян рассказал "Кавказскому узлу", что на судебном процессе поднял вопрос фабрикации уголовных дел. "Обвинения по части убийств самые ложные, они самые тяжелые во всем обвинении. Мы настаиваем на том, чтобы особенно по этой части было проведено комплексное расследование", - отметил он, заявив, что необходимо новое расследование, которое выяснит все обстоятельства смерти полицейских Юрия Тепаносяна и Гагика Мкртчяна, погибших в ходе июльских событий 2016 года в Ереване.
Проблему уголовных дел, доставшихся в наследство от прежнего режима, не разрешить без политической оценки узурпации власти, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
Подобная оценка стала бы отправной точкой и имела бы решающее значение для всех событий, которые произошли до революции, считает он. По его словам, это дало бы возможность для реабилитации политических узников прежнего режима.
"Например, в Польше после революции суды пересмотрели приговоры советской эпохи. Власти пытаются внедрить некие инструменты переходного правосудия, но не осознают, что без политической оценки эти инструменты неполноценны", - отметил правозащитник.
После окончания Второй Мировой войны власти ФРГ посмертно оправдали организаторов заговора и покушения на Гитлера, напомнил Сакунц.
"В ходе неудачного покушения погибли четыре офицера, которых позже суд причислил к жертвам режима, а организаторов - к борцам за ценности, присущие демократическому государству. Они стали национальными героями, которые погибли во имя свободы: их именами названы улицы, им поставлены памятники. В немецкой истории этот заговор рассматривается как важнейшее событие немецкого Сопротивления", - пояснил он.
Сложно себе представить, что после свержения Пиночета суды довели бы до приговора уголовные дела его противников, подчеркнул правозащитник.
Глава Института гражданского общества, правозащитник Артак Киракосян считает, что уголовное дело в отношении членов АРФ "Дашнакцутюн" могло стать прецедентным и в отношении "Сасна Црер".
"Тогда дело закрыли по формулировке "в связи с изменением политической ситуации". Этот прецедент мог быть применим для закрытия дел в отношении "Сасна Црер", осудив только тех, кто напрямую причастен к гибели полицейских", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
В 1994 году были возбуждены два громких уголовных дела в отношении членов АРФ "Дашнакцутюн" - дело "Ваан Ованнисян + 31" и дело "Дро". В основу уголовных дел легли обвинения в наркобизнесе и терроризме. По делу "«Ваан Ованнисян + 31" были осуждены активисты АРФД. По делу "Дро" несколько членов АРФД были осуждены на пожизненное заключение. Верховный суд Армении 12–13 января 1995 года вынес решение о приостановлении деятельности АРФД на основании противоречия факта участия иностранцев в руководстве АРФД закону об общественных организациях и закону о гражданстве. В 1998 году решение о приостановлении деятельности АРФД было отменено новоизбранным президентом Робертом Кочаряном, а некоторые из осужденных были освобождены по формулировке "в связи с изменением политической ситуации".
Власти после революции зарегистрировали партию "Сасна Црер", признав тем самым, что они не террористы и имеют право быть представлены на политической арене, добавил правозащитник.
"Однако получается парадоксальная ситуация, когда судят членов этой партии. Поэтому в этом случае уместна аналогия с АРФ "Дашнакцутюн"", - считает Киракосян.
Власти, по его мнению, запоздали с политической оценкой прежнего режима, которое, по его словам, у каждого индивидуальное.
"Власти, например, могут сказать, что политическая оценка была дана, и привести какие-то доводы в виде выступлений и заявлений", - пояснил правозащитник.
В то же время Киракосян считает неверным обвинять Никола Пашиняна в отступлении от революционных ценностей, так как он не давал каких-либо обещаний.
"Мы приписываем Пашиняну ценности, которые предполагались по умолчанию, но о которых он даже не говорил. Он говорил о борьбе с коррупцией и о честных выборах. И с этой точки зрения имеем то, что имеем. Можно констатировать, что в 2018 году в Армении была мирная смена власти, а не революция. Сохранились все системные проблемы, которые были прежде", - подчеркнул он.
В международной практике совершение преступления по политическим мотивам не освобождает от ответственности, продолжил правозащитник.
"Ясно, что "Сасна Црер" или Андриас Гукасян - политзаключенные. Но они имеют право на справедливое правосудие. Но говорить о справедливости правосудия не приходится. Ничего не изменилось, так как те, кто в свое время судил, в частности, Пашиняна, остались в системе - прокуроры, силовики. И вопрос не в чистке системы, а в ее реформировании. От смены глав СНБ или Следкома на своего [человека] суть не меняется. Стиль работы остается тот же, потому что меняют чужих на своих", - отметил Киракосян.
Политологи исключили массовые протесты в защиту "Сасна Црер"
Главный редактор русской версии Lragir.am, политический обозреватель Наира Айрумян считает, что массовых протестов в защиту "Сасна Црер" не будет, поскольку они не пользуются серьезной поддержкой в обществе.
"Это можно было наблюдать на последних парламентских выборах, на которых партия "Сасна Црер" набрала 1,8% голосов - чуть более 22 тысяч голосов. Июльский бунт 2016 года, скорей всего, многие бы поддержали. Но после "бархатной" революции в апреле 2018 года мотивация поддержки "Сасна Црер" отпала", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
"Сасна Црер" имеет неплохую информационную поддержку и может создать вокруг себя мощный информационный фон, который оставляет впечатление массовой поддержки, отметила Айрумян.
"Однако платформы, чтобы стать серьезной оппозицией, даже на фоне разочарования новыми властями, у них нет. Кроме того, участники "Сасна Црер" не скрывают недовольства Николом Пашиняном - как по части недостаточно решительных реформ, так и вассальных отношений с Россией. Однако члены партии не раз выражали поддержку революции", - подчеркнула политобозреватель.
Научный сотрудник "Института Кавказа", политолог Грант Микаелян сомневается, что "Сасна Црер" пользуется высокой поддержкой в обществе. По его словам, "Сасна Црер", в некоторой степени, опасная для власти сила.
"Пока оппозицией власти являются Республиканская партия, "Процветающая Армения" или даже "Просвещенная Армения", избиратель остается сегментированным на прореволюционного и, соответственно, проправительственного, и оппозицию, часть из которых "против" революции, часть "за", но пассивно, а часть индифферентно относятся к революции. Но "Сасна Црер" может выступить на революционном поле и расколоть электорат власти", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Уверенно судить о мотивации власти в отношении "Сасна Црер" сложно, однако можно предположить, что власти ощущают угрозу с их стороны, и, учитывая крайне низкий рейтинг, хотят себя обезопасить, добавил Микаелян.
"В последнее время представители "Сасна Црер" неоднократно выступали с оппозиционной риторикой. На политическом поле это означает риск раскола прореволюционных избирателей, поддерживающих власть, а помимо этого власти могут опасаться, что в случае радикализации "Сасна Црер" могут прибегнуть к крайним методам, как и в прошлом", - полагает политолог.
Он считает маловероятными массовые протесты в поддержку "Сасна Црер". По его словам, на данный момент ни у одной политической силы нет такого потенциала.
"Население устало от политического противостояния, экономического спада и эпидемии коронавируса. Но, в то же время, не проявляет оппозиционных настроений. Тем не менее, какую-то ограниченную по размерам акцию "Сасна Црер", возможно, и проведут", - заключил он.
"Кавказский узел" составил хронику "Как оппозиция захватила полицию в Ереване". Новости о протестных акциях армянской оппозиции публикуются на странице "Протесты в Армении".