ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Единственная свидетельница обвинения в деле Георгия Гуева, обвиняемого в финансировании терроризма, имела проблемы с психикой и употребляла наркотики. Несмотря на это суд, не усомнился в ее адекватности и достоверности показаний, заявила защита уроженца Северной Осетии.
Как сообщал "Кавказский узел", Георгий Гуев был задержан в Москве 16 мая 2019 года и арестован, 3 августа 2020 года Второй Западный окружной военный суд Москвы начал рассмотрение его дела о финансировании терроризма. Свидетельница обвинения заявила о виновности Гуева, но после уточняющих вопросов признала, что не знала о нем до его уголовного преследования.
Следствие считает, что Гуев с 2015 по 2019 год собирал на свою банковскую карту деньги для боевиков ИГ*, а также основателя исламского фонда "Мухаджирун" Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского - известного дагестанского проповедника), объявленного в розыск по делу о терроризме. "Исламскому государству"* Гуев перевел не менее 50 миллионов рублей, заявляло первоначально следствие. Однако до обвинительного заключения дошла лишь сумма в 7201 рубль. Георгий Гуев вину отрицает, заявляя, что сделал лишь несколько переводов в адрес благотворительного фонда "Живое сердце", занимающегося проблемой нехватки питьевой воды в странах Африки.
Адвокаты Гуева требовали огласить информацию о свидетеле
Во Втором Западном окружном военном суде Москвы 31 августа состоялось судебное заседание по делу 28-летнего уроженца Северной Осетии Георгия Гуева, которого обвиняют в финансировании терроризма.
Суд отклонил ходатайство защиты об истребовании материалов уголовного дела в отношении единственной свидетельницы обвинения Анны Папушиной, адвокаты хотели выяснить, заключила ли она сделку со следствием. С бывшим супругом свидетельницы Семеном Папушиным адвокаты Гуева Умалат Сайгитов и Сослан Батыров связаться не смогли: на звонки тот не отвечает, отправленную на его адрес телеграмму доставить не удалось – почтальон не застал его по указанному им адресу.
Адвокаты подали ходатайство об оглашении показаний Семена Папушина или его приводе в суд для дачи показаний. По их словам, из представленных в обвинительном заключении показаний Папушина следует, что на протяжении совместной жизни Анна Папушина употребляла наркотики, а в 2016 году была направлена на лечение в психиатрический стационар. При этом в суде Анна Папушина заявила, что на психиатрическом или наркологическом учете не состоит. Суд отказал в ходатайстве, сославшись на то, что Семен Папушин не является свидетелем по данному делу – допрос, протокол которого представлен в обвинительном заключении, проведен в рамках уголовного дела в отношении Анны Папушиной.
Адвокаты также подали ходатайство о запросе сведений о постановке на учет Анны Папушиной у психиатра и в наркологическом диспансере, и о назначении ей психолого-психиатрической экспертизы. По их мнению, это позволило бы суду определить, насколько заслуживают доверия показания единственного свидетеля обвинения, способна ли она адекватно оценивать происходившие события. Суд отклонил ходатайство, заявив, что для назначения экспертизы и запроса сведений нет законных оснований, а оценку достоверности показаниям Папушиной даст суд при вынесении решения по делу, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал".
Ранее депутат Зураб Макиев, представляющий Северную Осетию в нижней палате Федерального собрания, направил обращение на имя генпрокурора РФ Игоря Краснова, в котором попросил взять дело Гуева под личный контроль и способствовать его объективному рассмотрению. С аналогичным обращением выступили "Матери Беслана". В июле жители Владикавказа, которым было отказано в проведении автопробега в поддержку Гуева, сфотографировались с плакатами "Я/Мы Гуев Георгий".
Суд удовлетворил лишь два ходатайства защиты
Суд отклонил и ряд других ходатайств защиты – в частности, о признании недопустимым доказательством протокола осмотра переписки Гуева с пользователем "Алихан Хоранти", в котором следователь упомянул, что эта беседа может быть зашифрованным сообщением о вербовке. Свой отказ суд мотивировал тем, что Гуева не обвиняют в вербовке. Из всех заявленных защитой ходатайств суд удовлетворил только два – о запросе в Сбербанке сведений о назначении сделанных Гуевым платежей и приобщении к материалам дела фотографии с сайта фонда "Живое сердце" (ранее "Мухаджирун").
Адвокат Умалат Сайгитов также ходатайствовал о приобщении к делу материалов и видеозаписи адвокатского опроса Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского) – основателя и руководителя организаций, финансирование которых вменяют в вину Георгию Гуеву. Ахмеднабиев рассказал, что не имеет отношения к террористической организации "Исламское государство"*, не состоял в ней и не финансировал ее. Он занимался сбором средств на благотворительные цели, на собранные им деньги были построены тысячи колодцев, десятки школ и мечетей. В его фонды переводили средства граждане России, занимавшие высокие посты – например, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. По словам Ахмеднабиева, никто из его доноров не мог знать, что финансирует террористов, так как руководимые им фонды не занимаются финансированием терроризма и не пропагандируют его. Решение по ходатайству будет вынесено на следующем заседании, говорится в сообщении "Мемориала".
Материалы о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.
* - ИГ ("Исламское государство", ранее ИГИЛ) - организация признана террористической и запрещена в России судом.