04:33 / 03.09.2020Правозащитники назвали некорректным призыв Агуева устроить правонарушителей на работу

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Начальник полиции Курчалоевского района Рустам Агуев сделал хорошее дело, когда предложил устроить на работу порицаемых за употребление алкоголя чеченцев, но сделал он это некорректно, считает Светлана Ганнушкина. Нельзя предлагать работу, унижая при этом людей, отметил Руслан Кутаев.

Как писал "Кавказский узел", 30 августа в соцсети Instagram был опубликован видеоролик, на котором начальник отдела полиции Курчалоевского района Рустам Агуев отчитывает семерых мужчин за употребление алкоголя. Пользователи Instagram высказали удивление в связи с поручением Агуева подчиненным направить задержанных на работу. "В день если хоть тысяча рублей будет, это большое дел", - заявил при этом полицейский. Такую зарплату пользователи соцсети назвали мечтой для многих жителей республики.

С октября 2019 года до начала пандемии коронавируса в соцсетях регулярно появлялись публикации о "воспитательных беседах" в райотделах полиции Гудермесского, Курчалоевского и Урус-Мартановского районов с людьми, задержанными за употребление алкоголя и психотропных веществ. В частности, 4 февраля и 1 марта были опубликованы видео, на которых начальник Курчалоевского отдела полиции Рустам Агуев отчитывает задержанных.

В условиях де-факто "сухого закона" в Чечне все же распространена продажа алкоголя, считает глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

«Когда в США ввели сухой закон, это привело к тому, что спилась вся Америка. Когда вводится сухой закон, развивается нелегальный бизнес по продаже алкоголя, обрастая разным криминалом. А во-вторых, люди пьют то, что не стоит выпивать. То есть запретный плод – он сладок. Так было также, когда в СССР запретили продавать алкоголь. Люди стали в домашних условиях гнать самогон и в достаточно большом количестве. Я это говорю к тому, что запреты не дают результата. То, что уроженцы Чечни задержаны за распитие алкоголя, значит, что в республике все еще продается этот продукт», - сказала Ганнушкина 2 сентября корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, вопреки стараниям властей Чечни люди продолжают употреблять алкоголь. «Надо бороться не против продажи и употребления алкоголя, а против алкоголизма. История разных народов и стран доказывает, что полный запрет алкоголя не приводит к тому, что люди перестают пить. Это не то, что можно запрещать и решить проблему. Есть культура использования всего, в том числе алкоголя», - отметила она.

Слова Агуева о необходимости найти работу задержанным Ганнушкина назвала не очень корректными. «Само предложение найти, устроить на работу – это хорошее дело, благодеяние, безусловно. И это можно похвалить, но только в том случае, когда это сформулировано достойно, а не так, как сказал начальник полиции. Это в целом не унизительно, но неприятно. Унизительно то, что их так публично отчитали за распитие алкоголя», - подчеркнула правозащитница.

Предлагать устроиться на работу нужно, не унижая при этом

В Чечне не распространена продажа и потребление алкоголя местными жителями, считает президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.

«В Чечне ведется жесткая борьба против распития алкоголя. Но главное, что в республике подпольно не продают алкогольные напитки. Большинство жителей Чечни, которые используют алкоголь, выезжают за пределы республики, в соседних регионах выпивают, отдыхают, потом возвращаются домой. В этом плане в республике нет особых проблем, связанных с алкоголем. Общество в целом не использует его, выступает против спиртного. Но всеобщего запрета продажи нет», - сказал Кутаев корреспонденту «Кавказского узла».

При этом он уточнил, что в республике все же есть те, кто злоупотребляет алкоголем. «Есть жители, которые занимаются серьезной работой, знают свою норму и используют алкоголь в ограниченном количестве в домашних условиях. Они делают так, что общество даже не догадывается, что они пьют. Но есть также алкоголики, к которым отношение резко негативное. Исторически в Чечне плохо относились к распитию спиртного», - пояснил Кутаев.

Он уверен, что в предложении устроить на работу не должно быть унижения. «Саму идею Агуева устроить задержанных на работу можно приветствовать. Семьи задержанных, да и общество в целом, поддержит, если у них появится работа. Но нельзя предлагать работу с иронией, с попыткой унижения. Общество в целом не любит тех, кто пьет спиртное, но в обществе не принято их унижать. А когда их публично унижают представители власти, то в обществе тоже найдутся люди, которые посчитают это нормальным. Поэтому надо этих людей устроить на работу без высокомерия и пренебрежения. Ни в коем случае не надо переходить красную линию и оскорблять людей», - отметил Кутаев.

Кутаев также добавил, что отделение полиции Курчалоевского района выделяется среди других частыми сюжетами о профилактических работах с населением. "Не так давно там отчитали каких-то правонарушителей и это сняли на видео. Здесь, видимо, принято отчитываться за каждое свое действие с помощью видеоматериалов. Любое их действие с порицанием народа публикуется в интернете с целью показать, как хорошо работают местные силовики", - пояснил он. 

Употребление алкоголя порицается самим обществом в Чечне

Чеченская правозащитница Асет Мальсагова отмечает, что в Чечне продается алкоголь, но он в основном для гостей республики.

«При сухом законе в республике не значит, что алкоголь не продаётся вообще. Есть специализированные магазины и рестораны, где он реализуется, поскольку в республике развит туризм, гостей очень много. Не слышала, что кто-то распространяет помимо этого. Потребление же алкоголя порицается в первую очередь самим обществом, и власть реагирует соответственно», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Мальсагова также отметила, что "власть не бегает за алкоголиками". "Но если попадется в публичном месте, то призывают к ответу, проводят профилактические меры, в том числе и показ по СМИ. А алкоголики есть и будут в любом обществе, главное, чтобы они знали, что это порицаемо", - отметила она.

По ее мнению, предложение Агуева устроить задержанных на работу можно только приветствовать. «То, что ребят трудоустроили, - это, опять-таки, на их благо. Когда человек работает, у него есть доход и стимул быть образцовым гражданином. Следовательно, у него исчезает желание выпивать», - отметила она.  

С 2017 года в Грозном алкоголем торгует лишь один гипермаркет, однако силовики, по словам местных жителей, не дают покупать спиртное и там. Антиалкогольной кампании в Чечне уже более 10 лет, и ограничений на употребление спиртного в республике с годами становится все больше, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Чечня без алкоголя: исламские каноны и диктат Кадырова".

Курчалоевский район - особая точка на карте Чечни

Начальник отдела полиции Курчалоевского района Руслан Агуев регулярно публично отчитывает местных жителей за употребление алкоголя и психотропных веществ. В октябре 2019 года в соцсетях было опубликовано видео, на котором он проводит "профилактическую беседу" с семью мужчинами разного возраста. "Употребляющий спиртное - это существо, которое не имеет чести и достоинства", - заявил при этом Агуев.

Еще одна беседа состоялась в феврале текущего года, когда Агуев отчитал мужчин, задержанных за вождение в нетрезвом состоянии, употребление наркотических и психотропных веществ и "за другие противоправные действия". При этом полицейский заявил, что в поведении мужчин виноваты их родители.

В марте текущего года Агуев отругал шестерых мужчин за такие же нарушения. При этом он акцентировал внимание, что Курчалоевский район является родиной главы Чечни Рамзана Кадырова. "Пустыми вещами в районе заниматься не дадим. Это района Ахмата-хаджи и нашего действующего падишаха", - сказал, в частности, он.

Аналогичные претензии высказал Агуев 13 августа текущего года группе правонарушителей. "Это район Ахмата-хаджи. Мы не может позволить никому шутить на этом пути", - заявил он.

Рамзан Кадыров действительно родился в селе Центарой Курчалоевского района. В 2019 году село было переименовано в Ахмат-Юрт. В школе села Гелдаган, которое расположено в этом же районе, учился председатель парламента республики Магомед Даудов.

По словам руководителя "Ассамблеи народов Кавказа" Руслана Кутаева, Курчалоевский район имеет в Чечне особый статус, так как тут родились глава Чечни и его отец. "Район имеет особый статус с точки зрения развития инфраструктуры, благополучия и так далее. И правоохранительные органы работают там как-то по-другому, лучше", - указал он. Однако при этом он отметил, что район не отличается числом нарушений прав человека, так как везде в Чечне граждане преследуются одинаково.

Аналогичного мнения придерживается и сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" и комитета "Гражданское содействие", в прошлом руководитель офиса "Мемориала" в Грозном Оюб Титиев. "Нарушений в этом районе Чечни столько же, сколько в других. Правонарушения фиксируются примерно в одинаковом количестве везде", - сказал он. Впрочем, Титиев не считает также, что Курчалоевский район имеет какой-то особый статус. При этом в январе 2018 года Титиев был задержан дважды именно по дороге в Курчалой, после чего его осудили на четыре года колонии-поселения по обвинению в хранении марихуаны.

В селе Майртуп Курчалоевского района проживал и корреспондент "Кавказского узла" Жалауди Гериев, который 5 сентября 2016 года был осужден к трем годам колонии общего режима по обвинению в незаконном хранении и перевозке без цели сбыта наркотических средств.

В январе 2017 года в Курчалоевском районе были задержаны 14 молодых людей, которые были приговорены к длительным срокам по обвинению в совершении террористических преступлений. Родные парней сообщили, что не видели осужденных после задержания в течение полутора лет.

Автор:Гор Алексанян
03.09.2020 в 12:02Игорь Сажин
Теперь победить безработицу удастся только через алкоголизм?