ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сумгаитский городской суд приговорил журналиста и правозащитника Эльчина Мамеда к четырем годам лишения свободы. Он отверг обвинения в незаконном хранении оружия и краже и связал уголовное преследование со своей правозащитной и журналистской деятельностью.
Как писал "Кавказский узел", глава НПО "Правовое просвещение молодежи Сумгаита" и главред сайта "Юкселиш намине" (Во имя возрождения) Эльчин Мамед был задержан 30 марта по обвинению в краже. На следующий день суд назначил ему три месяца ареста. Amnesty international потребовала освободить Мамеда, заявив, что уголовное дело основывается на надуманных обвинениях и является местью за его правозащитную работу и критические отчеты о ситуации с правами человека в Азербайджане.
Жительница Сумгаита заявила, что обратилась к Эльчину Мамеду с просьбой оказать ей правовую помощь, а затем из ее сумки были украдены драгоценные изделия на 7500 манатов (4500 долларов). Мамед назвал эти обвинения "бредом" и связал дело против него с критическим отчетом о положении прав человек в Азербайджане, опубликованным возглавляемым им НПО.
Сумгаитский городской суд 16 октября признал Мамеда виновным по статьям 177.2.4 (кража) и 228.1 (незаконное хранение оружия) УК Азербайджана и приговорил его к четырем годам лишения свободы, сообщил зампред организации "Правовое просвещение молодежи Сумгаита" и замредактора сайта "Юкселиш намине" Эльчин Гасанов.
"Эльчин Мамед в своем последнем слове [на суде] отверг обвинение. Он сказал, что его преследуют из-за правозащитной деятельности и, в частности, за распространение критического отчета о положении дел с правами человека в Азербайджане, а также за критические публикации в соцсетях и СМИ. Эльчин Мамед напомнил, что его не раз вызывали в [правоохранительные органы] и предупреждали о последствиях, если он не прекратит критику в адрес властей", - рассказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат Фариз Намазлы сказал, что защита не согласна с приговором и подаст апелляцию.
"Дело было возбуждено по жалобе женщины, чьи права Мамед защищал. Она уже подавала ложную жалобу против журналиста Анара Мамедова. Женщина утверждала, что Мамед украл у нее драгоценности, когда она пришла к нему в офис. В ходе обыска в офисе были обнаружены драгоценности, которые описала заявительница, и еще восемь патронов. Эльчин Мамед заявил, что драгоценности и боеприпасы были подброшены заранее. НПО арендует офис у частного лица. Помещение ночью не охраняется. Обнаружение драгоценностей в офисе организации еще не является прямым доказательством кражи их Мамедом. Хранил бы Мамед прямые улики против себя, с учетом того, что силовики его не раз вызвали и оказывали давление", - заявил Намазлы корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее редактор сайта Criminal.az Анар Мамедов подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что указанная женщина на него также подавала жалобу в полицию. "Ее жалобу использовали как повод для вызова меня в полицию и оказания давления. Правда, ее жалоба не вызвала правовых последствий. Но все равно это использовалось для давления на меня в связи с журналистской работой", - заявил Мамедов.
Союз "За свободу политзаключенных" Азербайджана признал Эльчина Мамеда политзаключенным, сообщил координатор этой организации Эльшан Гасанов.
"Мы изучили дело Мамеда и пришли к выводу, что достоверных доказательств нет. Несерьезно обвинять правозащитника, юриста по специальности в краже. Если бы его личность и деятельность вызывали бы подозрения, с ним не сотрудничали бы международные структуры", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".
В Сумгаитском городском суде подтвердили информацию о приговоре. Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Ранее содокладчик Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи совета Европы (ПАСЕ) Роджер Гейл, а затем международная правозащитная организация Human Rights House заявили, что азербайджанские власти подавляют свободу слова, прикрываясь борьбой с распространением коронавируса, и преследуют оппозиционеров по надуманным обвинениям. HRHF, в частности, указала и на дело Эльчина Мамеда.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа отслеживаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".