05:37 / 27.10.2020Главврач ростовской больницы подтвердил перебои с подачей кислорода больным COVID-19

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

И.о. главврача больницы №20, где умерли 13 пациентов с COVID-19, подтвердил проблемы с подачей кислорода. За подачу кислорода отвечают специальные техники, отметили опрошенные "Кавказским узлом" врачи. Виновным в ситуации могут признать любого врача, но проблемы в здравоохранении связаны с действиями чиновников, считает президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.

Как писал "Кавказский узел", глава Минздрава России Михаил Мурашко поручил Росздравнадзору по Ростовской области проверить причину смерти 13 пациентов с COVID-19 в больнице №20 Ростова-на-Дону. По данным СМИ, они умерли из-за нехватки кислорода.

26 октября в Ростовской области зафиксировано 312 новых случаев заражения коронавирусом, общее число зараженных с начала эпидемии достигло 29 058. За сутки умерли 11 человек из числа инфицированных. 26 октября умер главный врач больницы №20 Ростова-на-Дону Юрий Дронов. Именно в этой больнице умерли 13 пациентов. На главной странице "Кавказского узла" каждые четыре часа обновляется карта с числом зараженных коронавирусом на юге России, а также в странах Южного Кавказа. Информация о динамике распространения коронавируса, в том числе в ЮФО, содержится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".

Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области в ответ на запрос "Кавказского узла" о причинах смерти 13 пациентов с коронавирусной инфекцией в городской больнице №20 Ростова-на-Дону сообщил, что "по поручению министра здравоохранения Михаила Мурашко территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области проверяет причину смерти 13 пациентов с COVID-19 в горбольнице, которым, по сообщениям СМИ, не хватило кислорода".

"Комментарии будут даваться после получения результатов проверки", - сказано в ответе ростовского Росздравнадзора.

Начальник управления здравоохранения Ростова-на-Дону Надежда Левицкая сообщила 26 октября, что исполняющий обязанности руководителя больницы №20 в своей объяснительной сообщил, что в учреждении фиксировались перебои с подачей кислорода больным на искусственной вентиляции легких (ИВЛ), пишет РБК.

При этом Левицкая отметила, что технические службы перебои с подачей кислорода не фиксировали, поэтому утверждать однозначно, что пациенты умерли из-за этого, нельзя. "Была ли утечка где-то в процессе или нет, мы сказать не можем. По объяснительным, которые нам предоставила техническая служба, перебоя не было, но от и.о. руководителя лечебного учреждения поступила объяснительная, что перебои все-таки были. Однозначного ответа на этот вопрос мы дать не можем", - цитирует ее издание.

Ранее она также сообщила, что была проведена проверка, которая не подтвердила, что 13 пациентов умерли в больнице в одно и то же время. "(После проверки) инкриминируется смерть пяти пациентов, которые умерли примерно в одно время, потому что 13 пациентов - это были смерти, к сожалению, в течение дня", - цитирует Левицкую ТАСС.

Медицинские учреждения по-разному снабжаются кислородом

Заведующий отделением одной из подмосковных больниц доктор Магомед Бибалаев заявил корреспонденту "Кавказского узла", что прекращение поступления кислорода - проблема техническая и вряд ли может быть связана с врачебной ошибкой.

"Если будет доказано, что там не было кислорода, и из-за этого пациенты умерли - то есть пациент был на кислороде, а кислород закончился - наверное, это будут какие-то технические дела. Врачи-то вообще к этому отношения не имеют, это задача техников", - сказал он.

По его словам, медицинские учреждения по-разному снабжаются кислородом. "Нам какое-то время его привозили в баллонах, а сейчас у нас стоит подстанция. Приезжает большая цистерна и разгружает кислород. И закупки могут совершаться по-разному - как автономно, так и централизованно. Может быть один поставщик на все больницы в регионе, могут быть отдельные договоры", - рассказал он.

По словам Бибалаева, бывают случаи, когда точное количество необходимого кислорода не рассчитывают, и он может закончиться. "Может быть такое. Машина может не успеть довезти, давление упало из-за утечки, может быть. А в аппарат ИВЛ всегда должен подаваться газ. Его можно перекрыть, но подача кислорода должна быть. При помощи кислорода мы можем контролировать оксигенацию крови. А если кислорода нет, то можно почаще дышать. Можно ускорить аппарат. Пациент будет дышать чаще, и потребность в кислороде будет удовлетворена. Даст ли это результат? Конечно, будет гораздо сложнее добиться результат без кислорода. При этом перезагрузить на пару минут можно без проблем", - рассказал он.

По его мнению, можно установить, что смерть настала из-за того, что не хватило кислорода. "Причина смерти будет в результате сердечно-легочной недостаточности. Недостаточно кислорода или недостаточный объем легких. Но будет ли это считаться самостоятельной проблемой или осложнением от коронавируса - вопрос", - подытожил Бибалаев.

Инфицированные коронавирусом дышат самостоятельно, но им не хватает кислорода

Врач одного из московских COVID-госпиталей при условии анонимности сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что в московских клиниках проблем со снабжением кислородом нет, в отличие от других регионов.

"Там труба. И он (кислород) подается, как газ подается в квартиру. Автономная подстанция поставляет кислород бесперебойно", - сообщил он. "В Москве нет проблем. В других регионах есть проблемы", - добавил он.

По словам врача, временная остановка работы аппарата ИВЛ может стать решающей, только если речь идет о больных, которые не могут самостоятельно дышать. "Перезагрузка аппарата на несколько минут будет решающей, если человек на кислороде. Тогда можно использовать ручной режим, то есть индивидуальную кислородную подушку или баллон, которые воздух загоняют в легкие. Это надо делать. Если не делать, то человек умрет. Если умерли без кислорода, то это были тяжелые больные, которые сами дышать не могли, за них аппарат вкачивал воздух в легкие", - отметил он.

При этом, по словам врача, инфицированные коронавирусом больные обычно могут дышать самостоятельно. "Дышать они могут сами, а вот легкие не воспринимают кислород из воздуха. Кислорода в воздухе недостаточно им, им нужно насыщение кислородом. И от нехватки кислорода они будут задыхаться. Но они не сразу умрут, не одномоментно, а в течение какого-то времени, может быть, целого дня", - пояснил он.

Врач высказал удивление в связи с тем, что отсутствие кислорода можно не заметить. "Это, наверное, не за пять минут произошла, а, видимо, за сутки. Маловероятно, честно говоря, что врачи не заметили. Когда кислород поступает, есть характерный звук. В реанимациях ежечасно по несколько работников входит и проверяет аппаратуру и больных", - отметил он. При этом он отметил, что в принципе проблема отсутствия кислорода силами врачей решиться не может, так как за это отвечают специальные техники.

В проблемах больниц виноваты чиновники

Если подтвердится смерть пациентов из-за нехватки кислорода, то ответственными за создание этой ситуации могут признать кого угодно, считает президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.

"Конечно, они сейчас могут найти там врача, который отвечает, заведующий отделением. И на него могут повесить эту вину", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Гальперина, проблема недоукомплектованности, нехватки лекарств и иных средств в больницах существует, но вина в этом не врачей, а чиновников от здравоохранения. "У нас прошла оптимизация. Это означало, что в большинстве случаев мощности сократили до минимума. Вот раньше, еще 20 лет назад, в каждой клинике была система гражданской обороны. Это означало, что каждая клиника могла в экстренной ситуации развернуть дополнительные места - в случае аварии, в случае несчастного случая, диверсиях и так далее. Потом это все исчезло. Было решено, что вот сколько поступает, столько и нужно, на таком уровне нужно держать медпомощь. Это означает, что все резервы были уничтожены. В том числе и резервы для больных, требующих поддержки жизненных функций. Если в клинике нет дополнительных кислородных аппаратов, то что может врач сделать в этой ситуации? Я думаю, что именно в этом состоит вся причина", считает он.

По мнению Гальперина, в условиях пандемии эти меры привели к тому, что система здравоохранения перестала справляться во многих регионах. "Вскрылось во время эпидемии, что у нас не хватает мощностей. Вот в Москве закрыли инфекционные больницы, сократили врачей, в том числе инфекционистов. Теперь строят вокруг города эти "холерные бараки", от которых пользы-то на самом деле почти никакой. Поэтому я считаю, что это виновны те люди, которые проводили реформу здравоохранения, так называемую оптимизацию", отметил президент Лиги защиты врачей.

Правозащитник Бахром Хамроев переболел COVID-19 в апреле, болезнь застала его в Казани.

"В Татарстане более-менее устойчиво работают больницы при таких экстренных поступлениях больных, очень хороший уход. Я благодарен больнице №7 в Казани. Даже мои друзья, которые попали после меня в эту же больницу, сказали, что все отлично", рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Хамроева, с поступлением кислорода проблем не было. "Во всех палатах, по крайней мере, есть специальные кислородные шланги. Многие из них не включены были, потому что были не нужны. Мне, например, не нужно было долго, но один день я провел с кислородной маской в палате. А те люди, у которых было всего 60% кислорода в крови, к примеру, лежали в отдельных боксах под аппаратом ИВЛ", рассказал он.

Он также сообщил, что не было и проблем с лекарствами. "Но не во всех регионах так. Я знаю людей, которые болели и лежали в больницах Московской области. Там как-то по-другому мотивируют врачей, дешевые препараты используют. Насколько они эффективны или неэффективны я не знаю", указал Хамроев.

Советы специалистов о том, как избежать инфицирования, приведены "Кавказским узлом" в материале "Врачи про коронавирус: что делать?", а номера телефонов для консультаций по коронавирусу – в подборке "Коронавирус. Горячие линии". Данные о штрафах за нарушение карантина содержатся в публикации "Кавказского узла" "Сколько стоит побег из карантина".

Материалы о распространении COVID-19 на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".

Автор:Рустам Джалилов