ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Инициативу Эрдогана о создании платформы для обеспечения безопасности на Южном Кавказе при участии Турции, Азербайджана, России, Ирана, Грузии и Армении скептически восприняли опрошенные "Кавказским узлом" политологи в Тбилиси. По их мнению, такая платформа невозможна без Евросоюза и США, а участию Грузии в ней препятствуют разногласия с Россией.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции в Баку 11 декабря предложил создать на Южном Кавказе так называемую "платформу шести" для развития сотрудничества между государствами региона. "Мы с моим братом обсуждали возможность создания платформы из шести стран - Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и, при желании, Армении. Это было бы хорошим сотрудничеством для развития региона", - цитирует его слова РИА "Новости".
Позднее Эрдоган заявил, что идею о создании международной платформы для обеспечения безопасности в регионе Южного Кавказа поддержал президент России Владимир Путин. "Господин Путин к этой идее относится положительно. В телефонном разговоре он спросил, какое у меня мнение на этот счет. Я ему ответил, что после того, как Алиев отнесся к этому положительно, то важно, чтобы и я к этому относился положительно", - цитирует Эрдогана "Вести".
Официальный Тбилиси пока на инициативу Эрдогана не откликнулся.
Платформу по обеспечению безопасности в регионе нельзя ограничивать, и в ней должны быть представлены Евросоюз и США хотя бы в статусе наблюдателей, считает эксперт "Грузинского фонда стратегических и международных исследований" Каха Гоголашвили. Он обратил также внимание, что в предложенном формате три страны – Иран, Россия и Турция - обладают большим потенциалом, ресурсами и возможностями.
«Такой формат в закрытом виде никогда не будет служить интересам маленьких стран – Армении, Азербайджана и Грузии. Им несдобровать. Ни в коем случае нельзя изолировать от процессов демократические страны и международные организации. Евросоюз – игрок в этом регионе, хотя его хотят исключить из этого формата, а США способны защитить интересы многих стран», - сказал он 15 декабря корреспонденту "Кавказского узла".
Гоголашвили уверен, что предложенный формат сотрудничества не сможет оказать особого влияния на отношения Грузии и НАТО и перспективу вступления страны в североатлантический альянс. Однако, отметил при этом он, две страны из возможных участников этого объединения – Россия и Иран - настроены против НАТО. Турция всегда была сторонником вступления Грузии в НАТО, но неизвестно, как она поведет себя при принятии решения о ее вступлении в альянс, добавил Гоголашвили.
Грузия неоднократно заявляла о намерении вступить в НАТО. Решение о предоставлении Грузии Плана действий по членству в НАТО ожидалось еще в 2008 году, однако оно так и не было принято. Страна участвует в миротворческих операциях, в рамках сотрудничества с альянсом проводятся учения с участием грузинских военнослужащих. Так, в сентябре грузинские военные отработали навыки взаимодействия с США и странами-партнерами НАТО на учениях "Достойный партнер-2020". "Кавказским узлом" подготовлен материал "Убитые солдаты и потраченные миллионы: сколько стоит интеграция Грузии в НАТО?".
Кроме того, добавил Гоголашвили, Грузия не должна соглашаться на участие в формате рассмотрения региональных вопросов безопасности, в которых участвует Россия, так как РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии и разместила на их территории свои войска. «Когда будет стоять вопрос участия в объединении шести стран, то Грузия должна будет поставить вопрос вывода российских войск из Абхазии и Южной Осетии, и на этом формат прекратит свое существование, потому что там будет участник – Россия, блокирующий этот вопрос. Без Грузии такую платформу не создадут», - считает эксперт.
Гоголашвили также опасается, что инициатива создать платформу связана с ситуацией в Нагорном Карабахе, и в таком случае это может быть попыткой упразднить Минскую группу ОБСЕ.
Минская группа ОБСЕ (OSCE Minsk Group) – группа стран-членов ОБСЕ, созданная в 1992 году для решения вопроса по мирному урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Странами-сопредседателями МГ ОБСЕ являются Франция, Россия и США, говорится в опубликованной на "Кавказском узле" справке.
«Есть желание, чтобы вопрос Нагорного Карабаха решался внутри этих стран, так как Турция и Россия приняли решение завершить войну, но конфликт не разрешился еще. Видимо, Грузию решили подключить позже, чтобы создать видимость, что это платформа мира на всем Южном Кавказе», - сказал он.
Эксперт «Грузинского фонда стратегических и международных исследований» Георгий Бадридзе уверен, что для участия в предложенном объединении у Грузии будет препятствие в виде России. Сотрудничество с Россией возможно только при условии отсутствия противоречий суверенитету Грузии и ее национальным интересам. С Азербайджаном и Турцией у Грузии стратегическое партнерство, добрососедские отношения с Арменией и «нормальные отношения» с Ираном, добавил Бадридзе.
Эксперт обратил внимание, что инициатива была выдвинута после прекращения войны в Нагорном Карабахе. «Азербайджан и Турция теперь должны работать над долгосрочным урегулированием этого вопроса с Арменией. Решение карабахской проблемы – еще не решение двухсторонних отношений между Азербайджаном и Арменией. Для всего региона будет полезно, если Армения и Азербайджан достигнут взаимопонимания и всеобъемлющего договора. После этого можем говорить о подвижках в делах региона», - сказал Бадридзе корреспонденту "Кавказского узла".
Доктор военно-политических наук Вахтанг Маисая уверен, что участие Грузии в предложенном формате противоречит интересам страны, поскольку в нем не подразумевается участие представителей международного сообщества и стратегических партнеров страны – Евросоюза и США.
«Предложенная инициатива подразумевает под собой расклад интересов России – такая модель идет на пользу Кремлю», - заявил Маисая корреспонденту "Кавказского узла".
Соучредитель "Института европейских ценностей Грузии" Мамука Жгенти уверен, что у предложенного объединения нет перспектив на данном этапе из-за участия Ирана и России. «Есть большие разногласия между Ираном и Турцией, Ираном и Азербайджаном, Грузией и Россией, поэтому исключен такой формат – таковы геополитические реалии», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".