23:20 / 16.12.2020Правозащитники связали радикализацию Байдулаева с действиями силовиков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Незаконное насилие силовиков и репрессии толкают молодых людей на путь радикализации, в результате они действительно примыкают к подполью, прокомментировал историю уроженца чеченского чела Казбека Байдулаева член совета "Мемориала" Олег Орлов. Присоединиться к боевикам часто вынуждают репрессии против родственников и страх пыток, отметила правозащитница Светлана Ганнушкина.

Как сообщал "Кавказский узел", 16 декабря силовики провели в Ачхой-Мартановском районе Чечни спецоперацию, во время которой был убит предполагаемый боевик Казбек Байдулаев. При этом он ранее уже был назван в числе убитых 11 октября. Байдулаев бросил в силовиков гранату после того, как они потребовали сдаться, и был убит ответным огнем, сообщили следователи.

32-летний уроженец чеченского села Янди Казбек Байдулаев, по информации силовиков, с 2016 года участвовал в боевых действиях в Сирии, но вернулся в Россию в 2020 году. В 2008 году он был осужден вместе с братом Анзором на шесть месяцев лишения свободы по статье об участии в незаконном вооруженном формировании. Родственники заявляли, что Казбека и Анзора пытали, принудив их подписать признательные показания. Байдулаев подвергался похищениям и пыткам, прежде чем примкнул к вооруженному подполью. Дома его родных сожгли после нападения боевиков на Грозный, хотя данных об участии Байдулаевых в этой атаке нет, указал 15 ноября Правозащитный центр "Мемориал".

Чеченские власти своими репрессивными действиями, к которым можно отнести случай с Байдулаевым, содействовали пополнению рядов вооруженного подполья, поскольку незаконное насилие лишь играет на руку пропагандистам терроризма, считает член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

"Любое серьезное нарушение прав человека, например, фальсификация уголовного дела, пытки или похищение, в долгосрочном плане ведет к осложнению борьбы с терроризмом. Понимаю, что силовики могут получить краткосрочные победы, но они сомнительные, ведь запытанный до полусмерти человек называет имена «сообщников», среди которых первые попавшиеся под руку люди. Верить человеку в таких условиях, конечно же, нельзя. И где тут удача по борьбе с терроризмом?" - заявил Орлов.

Это типовой случай для кадыровской Чечни, считает правозащитник. По его мнению, необходимо менять методы по отношению к сочувствующим подполью, чтобы они не становились реальными боевиками.

"Помню одного из молодых людей, которого похитили в конце 2016 года, затем пытали, о чем стало известно со слов свидетелей, вышедших живыми. Затем молодого человека отдали родственникам, отец работал крупным чиновником в Шали, но потом парень оказался среди тех, кто напал на Шали. Человек попал в ряды террористов, по сути, случайно, но очевидно, он не был террористом, ведь в таком случае его бы не отдали родителям. В результате прошедший через пытки человек был настолько озлоблен, что совершил самоубийственный теракт", - рассказал Орлов.

Аналитики и раньше указывали на репрессивную политику и формальный подход властей Чечни к профилактике экстремизма, что привело к росту числа вооруженных инцидентов в республике. Эффективность демократических подходов доказывает опыт Ингушетии, где ситуация с вооруженным подпольем за последние десять лет качественно изменилась, заявили в январе 2019 года участники круглого стола, посвященного факторам радикализации жителей Северного Кавказа. 

Солидарную позицию высказала и председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "[Случай с Байдулаевым] - типовой случай для кадыровской Чечни, но не только для нее. Знаем много случаев, когда брата незаконно осуждают или убивают, а второй, третий или четвертый [уходит] в подполье. Иногда уходят в подполье, потому что боятся, что с ними поступят также", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Ганнушкина.

Правозащитница также согласна с мнением о том, что необходимо менять методы по отношению к сочувствующим подполью, чтобы они не становились реальными боевиками. "А вообще, политика государства должна быть направлена на то, чтобы люди перестали сочувствовать. Но для этого необходимо, чтобы люди жили нормально, чтобы их чувства не ущемлялись", - заявила она.

Ранее силовики уже объявляли Казбека Байдулаева убитым. Так, 11 октября в Серноводском районе Чечни недалеко от границы с Сунженским районом Ингушетии силовики провели спецоперацию. Во время перестрелки были убиты два предполагаемых боевика. Один из убитых при спецоперации был опознан как 32-летний уроженец чеченского села Янди Казбек Байдулаев.

Этот случай далеко не первый, когда "одного боевика убивают не один раз", заявил президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров.

"Говорить о том, что спецслужбы что-то скрывают, нельзя. Многие выходцы из Северного Кавказа обладают особенной внешностью, идентичной. Кроме того, ФИО легко меняется несколько раз. Например, мигрантов выгоняют из Москвы, а они через две недели возвращаются обратно. Не считаю, что стоит придавать значение инциденту в том ключе, что боевика убили второй раз. Например, [Усама] бен Ладена убивали раз 15. До тех пор, пока нет медосвидетельствования, что это тот самый человек, заявлять об убийстве нельзя", - заявил Гончаров корреспонденту "Кавказского узла".

По мнению эксперта, российские спецслужбы "ни на секунду не прекращают свою работу на Северном Кавказе", однако "противник не дремлет и действует в обратную сторону".

Отметим, что ранее аналитики заявляли, что предпосылкой того, что радикалы на Северном Кавказе могли активизироваться, стало сворачивание социальных программ по адаптации боевиков. "Одним из первых программой по адаптации боевиков занимался Юнус-Бек Евкуров – он сам ее вел, ходил к боевикам, разговаривал с ними лично. Эта политика принесла плоды – снизилось количество терактов, и Ингушетия показала, что демократичная политика в отношении оступившихся лиц оправдывает себя. К сожалению, сегодня такие программы не работают", - отметил в июле 2019 года член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев.

"Кавказский узел" публикует информацию о происходящих в Чечне спецоперациях и вооруженных инцидентах в специальной хроникеНовости о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

Автор: