ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В стационарных отделениях больниц Дагестана, особенно в удаленных муниципалитетах, не хватает лекарств, необходимых для лечения коронавируса, заявил глава проекта "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов. О дефиците препаратов заявляли и главврачи, и представители аптек, отметил координатор народного штаба Маир Пашаев. На фоне жалоб на нехватку медикаментов глава Минздрава республики отчитывался об обратном, утверждает член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев.
Как писал "Кавказский узел", главврачи на заседании дагестанского оперативного штаба в середине декабря указали на нехватку реаниматологов и проблемы с поставками лекарств сразу по шести направлениям. Власти региона должны сейчас сосредоточиться на противодействии пандемии, подчеркнул Сергей Меликов, отметив, что говорить о стабильности ситуации рано, потому что количество больных прибавляется. После критики Сергея Меликова министр здравоохранения Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов 22 декабря написал заявление об отставке. Глава Дагестана одобрил это решение, отметив, что, если человек на справляется с работой, лучше уйти.
За сутки с 22 по 23 декабря в СКФО зафиксированы девять смертей от коронавируса, из этого числа пять пришлись на Дагестан, республика лидирует и по общему числу смертей от COVID-19 за все время пандемии – 1078, по общему числу случаев заражения коронавирусом за все время пандемии регион занимает второе место – 22 202.
На главной странице "Кавказского узла" каждые четыре часа обновляется карта, на которой указано число зараженных коронавирусом на Южном Кавказе и юге России. Динамика распространения вируса, в том числе в Дагестане, отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Количество коек, развернутых для приема пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию, увеличено до 4407, из них занято больными - 3541, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Минздраве Дагестана. По данным ведомства, на 22 декабря 1662 человека лечатся амбулаторно под наблюдением участковых врачей.
"В случае ухудшения эпидемиологической ситуации также будет создаваться дополнительный коечный фонд. Их количество увеличивается постоянно с расчетом на то, чтобы в запасе имелось порядка 700 мест для больных с COVID-19", - пояснили в пресс-службе ведомства. В пресс-службе уточнили, что в муниципалитетах республики нехватки в койках нет - во всех муниципалитетах есть свободные места в стационарах.
Минздрав Дагестана не выстроил работу подведомственных учреждений во время эпидемии
В Дагестане полностью не решены проблемы с лекарственным обеспечением не только для амбулаторных больных, но и пациентов, лечащихся в стационарах, заявил руководитель проекта "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов. По его словам, один из препаратов-антикоагулянтов, который является более эффективным, из-за его отсутствия даже в медучреждениях был заменен на другое наименование этой категории лекарств. "В стационарах качественных лекарственных препаратов не хватает. Особенно такая ситуация в удаленных клиниках", - сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".
Закупкой лекарств должны заниматься сами больницы, но Минздрав должен контролировать работу своих подведомственных учреждений, добавил Увайсов.
"В этом плане можно сказать, что Минздрав сработал очень плохо. Основную помощь больным оказывают в поликлиниках и больницах. Эти учреждения сами должны были обеспечить нужное количество лекарств, но надо понимать, что все они находятся в подчинении Минздрава, и министерство в ответе за их деятельность. Нужно было вовремя выявлять проблемы и наказывать виновных, но эта система контроля за подведомственными учреждениями не была выстроена и в результате оказалось, что люди не получают помощь. А Минздрав пытался уйти от ответственности, переложив ее на главврачей - это непозволительно", - говорит Увайсов.
Ранее опрошенные "Кавказским узлом" жители Махачкалы пожаловались, что врачи назначают зараженным коронавирусом пациентам препараты, часть из которых отсутствует в аптеках, поэтому приходится искать лекарства через знакомых. Махачкалинцы также рассказали, что приходится отказываться от приема прописанных врачами лекарств или же приобретать их намного дороже.
О нехватке лекарств начали говорить и сами главврачи, отмечает экономист Маир Пашаев, который в первую волну являлся одним из координаторов народного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией.
"О дефиците лекарств говорили сами врачи на видеоконференции под председательством врио главы Дагестана Сергея Меликова 15 декабря. Аптечные представители также поднимали этот вопрос. В основном отмечалась нехватка антикоагулянтов, по каким-то препаратам вместо двухмесячного запаса, был запас только на один. И, видимо, после этого окончательно было принято решение об отставке министра здравоохранения", - предположил он.
По его мнению, министерство здравоохранения упустило важное время в начале распространения коронавируса. "В каждом медучреждении должен быть разработанный мобилизационный план по переустройству работы на случай чрезвычайных ситуаций. Их необходимо было вводить еще в марте-апреле, но тогда время было упущено. Этот план подразумевает изменение всей работы учреждения в кризисный период", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Пашаев.
По его информации, общий долг на начало мая у 69 медучреждений, аккредитованных для приема ковид-больных, составлял более 1 миллиарда рублей. "Они накапливались с 2016-2017 годов. Суммы долгов были разные, в основном от 3 до 40 миллионов рублей. Но были такие учреждения, кто задолжал 70, а то и 100 миллионов рублей. В таком положении клиники не могли быть готовы к кризисным условиям. Не расплатившись с поставщиками за закупки 2017 года, рассчитывать, что у них можно приобрести лекарства, расходные материалы, дезинфекционные растворы не приходится. А так как эти долги образовывались по разным позициям, то, соответственно, и закрыть их сразу было невозможно", - уточнил Пашаев.
Серьезные проблемы в начале пандемии были и по кадровым вопросам, и по обеспечению врачей средствами защиты, в связи с чем за первую неделю мая народным штабом было направлено 14 обращений в 13 федеральных органа власти, добавил он. "И потом уже министерству приходилось все догонять. Но самое трагичное, что это все стоило человеческих жизней. Люди умирали, так и не получив медицинскую помощь", - отметил он.
28 апреля представители медучреждений Дагестана заявили, что нуждаются в большом количестве средств индивидуальной защиты для врачей. Как отмечал руководитель Первой городской больницы Хаджимурат Малаев, самое главное в сложившейся ситуации - защитить персонал. К маю активисты и организаторы благотворительной акции #ямыврачи собрали свыше 1,7 миллиона рублей на покупку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинского персонала.
По его мнению, сейчас ситуация по заболеваемости в некоторой степени такая же, как была весной этого года. "Если взять количество вызовов скорой помощи, то сейчас также по 600-700 обращений. Вторая волна была ожидаема. Так как вирус широко распространяется при низких температурах 3-8 градусов. И в октябре-декабре вновь пошел всплеск больных. Но сейчас, конечно, не так все критично. Люди уже и психологически готовы. Лекарства, за редкими исключениями, имеются, врачи научились лучше лечить. Но по-прежнему смертность, даже по официальным данным, высокая", - заявил Пашаев.
Активист назвал серьезной ситуацию с нехваткой лекарств в больницах республики
Публикуемая официальная статистика по числу госпитализаций и подтвержденным случаям коронавирусной инфекции более-менее отражает нынешнюю ситуацию в республике, считает председатель Координационного совета НКО, член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев.
"Министерство здравоохранения в начале пандемии не информировало о реальной картине заболеваемости и смертности. Скрывали всю правду от населения, опасаясь, что к ним могут возникнуть вопросы, почему положение в республике на порядок хуже, чем в других регионах. И если бы инициировали проверку, то выявили массу нарушений. Поэтому и старались прикрыть реальное положение дел, так как оказались абсолютно не готовы и не серьезно отнеслись к надвигающейся на Дагестан угрозе", - предположил Хадулаев.
В Дагестане многим пациентам ставился диагноз "внебольничная пневмония". Только к 24 июля с этим диагнозом в республике умерли 1194 человека, заявил Минздрав региона. Руководитель правозащитной организации "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов предположил, что пациенты с пневмонией в действительности скончались от коронавируса, говорится в справочном материале "Кавказского узла" "Особый дагестанский коронавирус".
По его мнению, с первых дней необходимо было вести профилактическую и разъяснительную работу, из-за отсутствия которой больницы были переполнены, и людей некуда было госпитализировать. При этом, по его данным, смертность от коронавируса в настоящий момент может быть больше, чем сообщается.
"В конце апреля каждый день погибали по [несколько десятков] человек, но об этом не говорили. Мы стали публиковать данные, полученные из своих источников. И когда уже под натиском общественности было обнародовано общее число смертей, оказалось, что наши цифры были близкими к реальности", - говорит Хадулаев.
Причиной отставки министра здравоохранения республики, о которой сегодня рассказал Меликов, Хадулаев связал с тем, что глава Минздрава на совещании 15 декабря пытался заверить руководство республики в том, что проблем с лекарственным обеспечением нет, в то время как у самого Меликова была другая информация.
Закупкой лекарств для медучреждений занимается непосредственно их руководство, сообщило 17 декабря Министерство здравоохранения Дагестана на своей странице в Instagram. Денежные средства на закупку медикаментов поступают в медорганизации напрямую из Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Дагестану через страховые компании, уточнили в ведомстве. В связи со сложной эпидобстановкой в республике не все руководители госпиталей и медучреждений, перепрофилированных под лечение зараженных коронавирусом пациентов, создали запас необходимых медикаментов, поэтому было принято решение о создании резерва препаратов, сообщил Минздрав.
"Когда на этом совещании слово предоставили главврачам, то они стали говорить, о том, что запасы лекарств заканчиваются, а закупить из-за дефицита невозможно и не знают, что делать дальше. Эти заявления шли вразрез с утверждением министра здравоохранения и, видимо, врио главы Дагестана понял, что министр не владеет ситуацией. Сергей Меликов не стал рисковать и, скорее всего, предложил министру добровольно уйти в отставку", - предположил Хадулаев.
По его данным, к нему поступают сигналы о нехватке медикаментов в некоторых больницах. "Опасность, что мы можем остаться без лекарств действительно есть. К тому же многие медработники заболели. Ситуация серьезная, и поэтому нужно предпринимать срочные меры", - заключил он.
Напомним, 4 ноября Джамалудин Гаджиибрагимов заявил о нехватке в республике 73 бригад скорой помощи. По его словам, нормативы предусматривают одну бригаду скорой помощи на 10 тысяч жителей. "Сейчас в регионе работает 189 бригад, из них 127 – врачебные и 62 – фельдшерские, это 0,6 на 10 тысяч населения. В Махачкале задействовано 45 бригад скорой помощи. Республике дополнительно требуется еще 73 бригады, это более 1000 штатных единиц", - привела слова министра пресс-служба Минздрава.
Материалы о ситуации с коронавирусом на юге России и в странах Южного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".