11:30 / 26.01.2021Вердикт ЕСПЧ по иску Грузии вызвал скепсис у южноосетинских политологов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Решение ЕСПЧ по иску Грузии о действиях российских военных в Южной Осетии и Абхазии никак не повлияет на статус этих регионов и признание их независимости, указали политологи. ЕСПЧ рассмотрел жалобу Грузии, но пока оставил без внимания более полутора тысяч заявлений от жителей Южной Осетии против властей этой страны, отметили они.

Как сообщал "Кавказский узел", 21 января Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что Россия причастна к нарушению прав человека в Южной Осетии и Абхазии, однако не несет ответственности за боевые действия в августе 2008 года. Это решение поможет ускорить расследование вооруженного конфликта в Международном уголовном суде в Гааге и позволит добиться в Международном суде ООН решения о возвращении утраченных территорий, считают грузинские аналитики. При этом российские политологи сошлись во мнении, что значимость вердикта ЕСПЧ для властей России невелика.

Грузия подала в ЕСЧП против России три жалобы. ЕСПЧ 21 января вынес решения по второй из них, она касается вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году, в котором принимали участие российские миротворцы. Россия назвала это операцией по принуждению Грузии к миру. 26 августа 2008 года президент Владимир Путин подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Грузия после этого разорвала дипломатические отношения с Россией. Грузинские власти считают Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями. Подробнее о "Пятидневной войне" 2008 года говорится в материале, опубликованном на "Кавказском узле" в разделе "Справочник".

Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не имеет особого значения для статуса Южной Осетии, отметила политолог Дина Алборова. "Решение ЕСПЧ по 2008 году для нас ничего особо не означает. Нас как мир не признавал, так и не признает. Признание независимости Южной Осетии со стороны международного сообщества долгий многолетний процесс. Вот это для нас важно", – сказала Алборова корреспонденту "Кавказского узла".

ЕСПЧ отреагировал на иск Грузии против России, в то время как многие жалобы от жителей региона до сих пор остаются без ответа. "Это очень интересные подходы самого Страсбургского суда, которые вызывают много вопросов и разочарования со стороны таких государств как Южная Осетия", – считает Алборова.

По ее мнению причина в том, что отношение к искам граждан непризнанных международным сообществом государств предвзято. "Нам еще раз показывают, что права человека не универсальны, как об этом говорится в Международной конвенции, а носят индивидуальный характер. Поэтому речь уже идет не о правах человека, а о правах целых народов, о праве признанных государств, но никак не новообразованных государств. Это весьма печально", – отметила политолог.

Южная Осетия не оправдала в полной мере статус демократического региона, добавила она. "Мы отнюдь не являемся эталоном демократического развития. Мы не являемся тем самым показателем наших прекрасных процессов, на которые мы рассчитывали по окончанию войны в 2008 году и с начала признания независимости. С большим сожалением могу констатировать этот факт. <…> Мы должны были стать новообразованным государством, где идет развитие, и где реализовываются права человека", – заявила Дина Алборова.

Жители Южной Осетии в частном порядке подали в ЕСПЧ иски к Грузии в связи с военным конфликтом 2008 года. В декабре 2018 года ЕСПЧ отказался рассматривать семь из 1500 исков. Российские адвокаты, представляющие в ЕСПЧ интересы пострадавших в ходе вооруженного конфликта с Грузией, обновили информацию по жалобам и расширили доказательную базу, но положительных решений суда пока добиться не удалось, рассказал в августе 2019 года южноосетинский омбудсмен Инал Тасоев.

Решение ЕСПЧ не может быть основанием для возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии, считает аналитик Тимур Цховребов. "На российских миротворцев здесь напали в 2008 году. Грузия нарушила все международные договоренности, международные законы, поэтому никакое это не вторжение. Я думаю, что для Южной Осетии [решение ЕСПЧ] – это положительный результат", – сказал Цховребов корреспонденту "Кавказского узла".

Власти Грузии должны выстраивать отношения с Южной Осетии на паритетных началах, отметил он. "Самый лучший выход для Грузии, это признать независимость Южной Осетии и Абхазии и начать отношения с чистого листа. Я думаю, она приобрела бы верных друзей. Но пока, к сожалению, политическая мысль Грузии до этого понимания не дошла", – заявил политолог.

Европейские суды еще ранее пришли к выводу, что Россия в 2008 году не вторгалась в Грузию, отметил полпред президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев. "Удивляет позиция грузинских властей, которые делают вид, будто они выходят победителями на данном суде", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Автор:Анна Джиоева
26.01.2021 в 21:52Игорь Сажин
А что они ждали от ЕСПЧ? Возвращения Абхазии и Южной Осетии? И как бы это выглядело? ЕСПЧ пишет: Россия должна отдать Грузии Абхазию и Ю Осетию. И как это будет исполняться? Россия тут же побежит возвращать? Этак и Россия подаст в ЕСПЧ заявление о возвращении Аляски, или Монголия подаст иск о возвращении Китая в ее юрисдикцию. Вообще как можно подать заявление ЕСПЧ по возвращению земли? Это глупо. ЕСПЧ может лишь принуждать власти менять законодательство или законодательную практику, а так же выплачивать суммы компенсации. Все, больше ничего ЕСПЧ не может.