ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Чеченский телеканал опубликовал новые записи с родственниками и знакомыми Сулеймана Гезмахмаева, которые высказывают претензии к бывшему силовику. Публичные отречения от неугодных властям Чечни людей временно защищают их родственников от претензий, однако для родных Гезмахмаева проблемы вряд ли закончатся после таких публичных выступлений, полагают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники и кавказовед.
Как писал "Кавказский узел", сегодня родной дядя Сулеймана Гезмахмаева Салман Гезмахмаев заявил в эфире государственной телекомпании "Грозный", что его племянник употреблял психотропные вещества и сбежал из России, задолжав крупные суммы денег. Сулейман Гезмахмаев выдумал эту историю для получения убежища в Европе, указал сегодня же глава Чечни Рамзан Кадыров.
15 марта "Новая газета" опубликовала часть расследования о внесудебных казнях в Чечне. О том, как жителей республики, задержанных в январе 2017 года, перед внесудебной расправой под пытками вынуждали к самооговору, рассказал изданию чеченский силовик Сулейман Гезмахмаев, ставший очевидцем тех событий. После публикации родственники Гезмахмаева в Чечне получили угрозы. Силовики интересовались, где сейчас находятся мать, брат и сестра бывшего полицейского, а также потребовали, чтобы Сулейман объявил свой рассказ выдумкой, иначе у его семьи будут проблемы, сообщил 17 марта Правозащитный центр "Мемориал"*.
С учетом уникальности свидетельства Гезмахмаева и явной заинтересованности властей Чечни в его публичном покаянии на этом проблемы родственников не закончатся, предположил чеченский правозащитник Оюб Титиев. "Двоюродные, троюродные братья, дядя Гезмахамева [...] не должны нести никакую ответственность за то, что он сделал. Я не понимаю, какие претензии к этим людям у властей. Но они вряд ли исчезнут после этого видеообращения родственников. Это уникальный случай, поэтому очень сложно прогнозировать действия властей. Если этот человек был таким плохим, как говорят родственники, то почему его так долго служил в полку имени Кадырова? Очевидно, что их (родственников) заставили говорить такие вещи", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В большинстве случаев подобные видеообращения помогали родственникам критиков властей Чечни избежать претензий от властей, как, например, в случаях с блогером Сайд-Хусейном Магомадовым и Тепсуркаевым, отметил Титиев.
Родственники проживающего в Австрии блогера Сайд-Хусейна Магомадова в октябре 2020 года провели сход, на котором прокляли его за критику чеченских властей и лично Рамзана Кадырова. Некоторые пользователи Instagram предположили, что она сделали это вынужденно. Магомадов не стал публично реагировать на сход, но упрекнул Кадырова за действующий в республике принцип коллективной ответственности. Неприятие властей Чечни растет, число критиков увеличивается, но многие не готовы к публичным заявлениям из опасения мести, указали "Кавказскому узлу" беженец Муса Ломаев и глава объединения "Ичкерия" Хусейн Исханов.
В сентябре 2020 года ЧГТРК "Грозный" опубликовала видеообращение отца Салмана Тепсуркаева, который сообщил, что еще несколько лет назад отрекся от уехавшего из республики сына из-за его непослушания и плохого поведения. Видеообращение отца похищенного модератора Telegram-канала 1adat было записано под давлением, заявила часть пользователей Instagram.
"В каждом случае индивидуально. Но больше случаев, когда это помогало, чем не помогало. Все зависит от позиции властей, как они захотят и каким будет результат видеообращения", - отметил он.
Публичное отречение на камеру вряд ли поможет снять им претензии властей, уверен руководитель Северо-Кавказского отделения "Комитета против пыток" (КПП) Магомед Аламов. "Все высказывания и утверждения о Гезмахмаеве сделаны по указанию властей Чечни. Никто из родственников по своей воле не начнет чернить, обливать грязью своего родственника. Они были вынуждены так поступить. Но это не снимет с них претензии властей", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Аламов считает, что вскоре последуют обращения от других родственников, а также репортаж о Гезмахмаеве на гостелевидении. "В репортаже будут свидетели, которые расскажут, что он был невменяемым, употреблял наркотики", - предположил он.
Правозащитник также добавил, что такие отречения помогли родным блогера Сайд-Хусейна Магомадова и Тепсуркаева, но это не гарантирует, что родственники всегда будут в безопасности. "Подобные видео помогают. Претензий к родственникам может не быть временно, а потом они снова появятся", - считает он.
Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев также не считает, что видеообращение поможет родственникам снять претензии властей. "Гезмахмаев (вряд ли) советовался с родными, когда принимал решение рассказать о внесудебных казнях в Чечне. Поэтому родственники не могут нести ответственность за его действия. Понятно, что... они и сделали то, что им сказали. Но это не меняет ситуацию в глазах общественности. Все понимают, что это постановка. Возможно, что даже после этого у властей будут претензии к его (Гезмахмаеву) родне", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Кутаев считает, что отречения не всегда помогают родственникам избежать претензий от властей. "Все ожидали этого видео. Оно никого не удивило. Наоборот, нас бы удивило, если бы не было такого видео с такими выражениями в адрес него (Гезмахмаева). На какое-то время это видео может снять претензии властей, как в случае с Магомадовым и Тепсуркаевым", - предположил он.
В соцсети появились новые видео о Гезмахмаеве
"Мы всегда удивлялись тому, что у него никогда не было денег - ему же платили много денег. У меня зарплата десять тысяч, я отдаю их за газ, за свет, дома надо что-то кушать, легко ведь никому не живётся. У человека зарплата сорок-пятьдесят тысяч, и никогда нет денег", - рассказал родной дядя Сулеймана Гезмахмаева Салман Гезмахмаев в сюжете ЧГТРК "Грозный", опубликованном сегодня на странице телекомпании в Instagram. По словам Салмана Гезмахмаева, племянник говорил, что у него "это случилось, то случилось, и, видимо, принимал эти таблетки". "Он вообще исхудал и поплохел. Видимо, готовил себе почву, чтоб уехать, но мы этого не знали», - рассказал в телеэфире на чеченском языке дядя, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Другой дядя бывшего полицейского Имран Гезмахмаев, рассказал в сюжете, что племянник приходил к нему с просьбой помочь купить машину. "Попросил паспорт и меня выступить поручителем, но я ему сказал, что это слишком странно, и попросил оставить это дело. В итоге он пошёл к отцу, взял у него паспорт и с ним купил машину. Потом продал её и пропал. Как рассказал Салман, ... начали приходить люди: один, второй и так далее. Он, оказывается, врезался в какие-то дорогие машины и произошла авария. Мы с братьями и сёстрами скидывались и отдавали его долги", - сказал он.
Двоюродный брат бывшего полицейского Ильван Гезмахмаев рассказал в телеэфире, что в начале работы Сулейман Гезмахмаев «был нормальным, потом, видимо, связался с наркоманами и сам начал употреблять". "Продал всё, что было в доме, и, никому ничего не сказав, уехал. Он ни с кем на связь не выходил, когда его отец умер, он позвонил нашей бабушке и всё. Я пытался с ним выйти на связь, с его женой, они никак на связь не выходили [...] Всё, что он рассказал, - неправда и все это знают. Это всё для того, чтобы устроить беспорядки, потому что у нас всё хорошо, мы хорошо живём», - сказал он.
В сообществе chp.chechenya в Instagram, насчитывающем 220 тысяч подписчиков, сегодня появилось видеообращение жителя Урус-Мартана Салмана Берзишева. Он рассказал, что Гезмахмаев взял у него машину марки «Приора» и до сих пор не отдал 130 тысяч рублей, говорится в сообщении к видео.
«Сказали, что он на государственной работе и при деньгах, поэтому я дал ему машину. Он купил машину за двести тысяч, сказал, что будет выплачивать по двадцать тысяч в месяц, но [...] пропал. Я ходил к ним домой, там был брат его отца и мать отца. Они сказали, что сами не знают, где он. Сказали, что как только он выйдет на связь, будет высылать деньги и отдаст долг, так я жду этого уже около четырех-пяти лет. Я просто хотел заработать, у меня было всего 200 тысяч, теперь ничего нет. Сам я езжу на старой машине», - посетовал Берзишев.
На странице ЧГТРК "Грозный" в Instagram сегодня был опубликован также видеоролик с Мовлди Ахматовым из Ачхой-Мартана, он говорит по-чеченски. По словам Ахматова, Гезмахмаев не раз брал в его магазине форменного обмундирования разные вещи, но, не расплатившись, затем исчез, говорится в сообщении к видео.
"Кавказский узел" также писал, что 19 марта чеченский блогер Тумсо Абдурахманов прокомментировал свидетельства бывшего полицейского Сулеймана Гезмахмаева о внесудебных казнях в Чечне и реакции руководства республики на публикацию расследования "Новой газеты". По словам блогера, чеченские власти пытаются подорвать доверие к рассказу Гезмахмаева неубедительными обвинениями в его адрес, а иллюзию массового возмущения чеченской общественности создают с помощью одинаковых комментариев в соцсетях. Пользователи видеохостинга YouTube, комментируя ролик Абдурахманова, предложили максимально распространить эту информацию и перевести на иностранные языки.
Бывший сотрудник полка полиции им. Ахмата Кадырова Сулейман Гезмахмаев стал первым, кто не испугался публично и под своим именем рассказать о внесудебных казнях, совершаемых чеченскими силовиками в 2016-2017 годах. Предавать такую информацию огласке в Чечне крайне опасно, уверены правозащитники, указано в биографической справке о Гезмахмаеве, составленной "Кавказским узлом".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* организация по решению министерства юстиции РФ включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.