01:13 / 26.03.2021Оппозиционеры в Степанакерте приостановили протесты после переговоров с властями

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Активисты, блокировавшие дорогу в центре Степанакерта, согласились дать властям две недели на подготовку закона о конфискации незаконно нажитого имущества. Только протестами можно заставить чиновников решать проблемы вынужденных переселенцев, заявили участники акции. 

Как писал "Кавказский узел", активисты оппозиционного движения "Мое право" 25 марта перекрыли в Степанакерте дорогу, требуя решить вопрос размещения беженцев с территорий, перешедших под контроль Азербайджана. Для этого протестующие предложили использовать особняки олигархов, построенные на "коррупционные доходы". Они потребовали принять закон о конфискации незаконно нажитого имущества и отказались разблокировать движение, пока Минюст не озвучит сроки подготовки законопроекта.

Вынужденным переселенцам сложно найти съемное жилье или место в гостинице в Степанакерте, кроме того, не все могут доказать право на получение социальной помощи, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" беженцы. В числе своих проблем они назвали отсутствие работы и денег.

Активисты движения "Мое право" согласились разблокировать центральный проспект в Степанакерте после переговоров с властями. Протестующие сообщили, что идут навстречу властям и дают запрашиваемый ими  срок - две недели для выполнения выдвинутых требований, однако не исключают продолжения протестов в последующие дни, если действия чиновников их не устроят, передал корреспондент "Кавказского узла".

К активистам, которые днем 25 марта перекрыли движение по проспекту Азатамартикнери (Освободителей) в Степанакерте, вышли представили парламента и правительства Нагорного Карабаха. По словам организаторов, в протестной акции участвовали до 200 человек.

Вечером активисты открыли дорогу и продолжили переговоры с властями в палатке оппозиционеров, установленной на улице Вазгена Саркисяна, 25. Эта палатка была установлена оппозиционерами для общения со сторонниками еще в период предвыборных акций протеста в марте 2020 года. Само движение "Мое право" возникло тогда же, весной 2020 года. Его активисты в последующие месяцы провели ряд акций протеста - они призывали признать новые власти Нагорного Карабаха нелегитимными и выступали против коррупции, требуя обнародовать информацию о расходах бюджета. После войны 2020 года лидеры ряда оппозиционных политических сил Нагорного Карабаха получили должности в органах власти, однако члены движения "Мое право" в органах власти по-прежнему не представлены.

По словам лидера движения "Мое право" Артура Осипяна, с участниками акции протеста на площади Свободы и в палатке активистов встретились спикер и депутаты парламента, генпрокурор, министр юстиции и руководитель аппарата президента Нагорного Карабаха. Переговоры продолжались до ночи.

"В ходе переговоров они попросили нас дать им время, а именно две недели, для выполнения наших требований. Мы решили, что даем им это время, то есть дороги (в ближайшие две недели) не будем перекрывать. По истечении этого срока наши дальнейшие действия будут зависеть от ответа властей", - сказал Осипян "Кавказскому узлу".

Новый омбудсмен Нагорного Карабаха Гегам Степанян сообщил "Кавказскому узлу", что представители офиса защитника прав человека наблюдали за акцией протеста в течение всего времени ее проведения, с начала и до конца. Акция, по его словам, прошла мирно: протестующие и силовики не применяли друг к другу силу, столкновений и задержаний не было, провокаций не зафиксировано.

Мэр города Гадрут Ваган Саадян сам был участником акции протеста. По словам Саадяна, многие из активистов являются беженцами с территорий, которые, как и Гадрут вместе с прилегающим районом, по итогам войны перешли под контроль Азербайджана. Все требования движения "Мое право" справедливы и уместны, считает он.

"Нет веры в то, что власти сами решат социальные проблемы беженцев. Только выдвигая требования, можно добиться чего-то. Власти полностью не решили жилищные  проблемы беженцев из Азербайджана с 1988 года, полностью не решили те же проблемы семей погибших в первой карабахской войне, и я не верю, что будут решены наши проблемы. Эта власть и до войны выстраивала исключительно коррупционную систему и будет продолжать (это делать) сейчас. Нам надо бороться с этим", - сказал Саадян корреспонденту "Кавказского узла".

Карабахские власти перед войной обещали жилье беженцам из Азербайджана, которые ждут своей очереди больше 30 лет, но теперь чиновники забыли о них и заняты лишь жилищной проблемой новых вынужденных переселенцев, заявили беженцы, требуя отдельной очереди на жилье в Степанакерте. Первоочередное право на жилье необходимо семьям, которые сегодня оказались в наиболее стесненных условиях, возразили вынужденные переселенцы. 

Ваган Саадян отметил, что его семья сейчас живет в съемной квартире с  относительно нормальными бытовыми условиями, однако многие семьи, в том числе многодетные, вынуждены ютиться в гостиницах, подсобках магазинов, подвалах и лачугах, тогда как "во всех особняках олигархов  можно разместить много семей".

Переселенец из Шуши Норик Арутюнян - глава многодетной семьи, у него шестеро детей. Не сумев найти в Степанакерте подходящее временное жилье, семья вынужденно разделилась, расселившись у разных родственников. По словам Арутюняна, в Шуши он занимался предпринимательством, но по итогам войны все потерял.

"Я участвую в акции, потому что считаю, что требования выдвинуты правильно. Уверен, что необходимо изменить общество и власти - чтобы все начали понимать, что не стоит жить по принципу "каждый за себя". Необходимо, чтобы все относились к Родине идейно и поступали по совести", - сказал мужчина корреспонденту "Кавказского узла".

Водитель частного такси, который назвался Артемом, поддержал требования протестующих. По словам мужчины, до войны он жил в Шуши, но теперь перебрался вместе с семьей в Степанакерт и живет на съемной квартире, подрабатывая таксистом. Пока "семья выживает на соцвыплаты от правительства Армении" и его небольшой заработок, но если программы помощи завершатся, а он не найдет иную работу, "будет очень трудно",

Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжались с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. В результате Нагорный Карабах утратил контроль над двумя третями территории. Какие территории Азербайджан получил по условиям мирного соглашения, можно увидеть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе. 

Подробнее с информацией об обострении карабахского конфликта в 2020 году можно ознакомиться в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".

Автор:Алвард Григорян