ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Минюст отчитался о подготовке законопроекта о предоставлении временного жилья семьям вынужденных переселенцев, принятия которого требовали оппозиционеры на акции в Степанакерте в марте, его планируется рассмотреть на внеочередной сессии Национального собрания, сообщил лидер движения "Мое право" Артур Осипян.
Как писал "Кавказский узел", активисты оппозиционного движения "Мое право" 25 марта перекрыли в Степанакерте дорогу, требуя решить вопрос размещения беженцев с территорий, перешедших под контроль Азербайджана. Для этого протестующие предложили использовать особняки олигархов, построенные на "коррупционные доходы". Они потребовали принять закон о конфискации незаконно нажитого имущества и озвучить сроки подготовки законопроекта. После переговоров с властями активисты согласились дать им две недели на подготовку закона о конфискации незаконно нажитого имущества.
Вынужденным переселенцам сложно найти съемное жилье или место в гостинице в Степанакерте, кроме того, не все могут доказать право на получение социальной помощи, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" беженцы. В числе своих проблем они назвали отсутствие работы и денег.
Лидер движения "Мое право" Артур Осипян рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что за прошедшие две недели после акции в Степанакерте власти подготовили законопроект, предусматривающий временное размещение вынужденных переселенцев в пустующие жилища и особняки чиновников-олигархов.
"Наше главное требование к властям было, чтобы они незамедлительно предоставили временное жилье семьям вынужденных переселенцев. Чтобы этот вопрос был решен на законодательной основе. Нас оповестили, что Минюст уже подготовил законопроект, позволяющий урегулировать эти вопросы, и на следующей неделе он будет передан в Национальное собрание. Власти пообещали, что в течение трех дней будет созвано внеочередное заседание по этому проекту", - отметил Осипян.
"Еще одним требованием протестующих было, чтобы приняли такой же, как и в Армении, закон о незаконно приобретенном имуществе. Он позволит нам в будущем бороться с коррупцией, опираясь на законодательную базу", сказал активист. Он добавил, что оппозиция против того, "чтоб с принятием этого закона возникли какие-либо новые госструктуры. Тех, которые есть, "достаточно, чтоб занимались вопросом незаконно приобретенного имущества", пояснил Осипян.
"Нам обещали, что как только будет решен вопрос размещения вынужденных переселенцев, то начнутся работы по законопроекту о незаконно приобретенном имуществе. Мы продолжаем требовать, чтоб этот закон был хорошо доработан и не оставил лазеек. Но это не означает, что мы готовы предоставить им бесконечно много времени. Движение "Мое право" будет следить за процессом работы над законопроектом", - заметил он.
Далее Осипян отметил, что "движение не будет бездействовать, пока будут идти процедуры принятия этих законов". "У нас есть программы, которые мы намерены вести параллельно, и которые мы ранее заявляли на наших акциях. Внутри движения обсуждаются наши дальнейшие шаги, пока мы обсуждаем механизмы, которые заставят власти отчитываться перед обществом о том, как тратятся бюджетные средства, в особенности крупные финансовые средства, предоставляемые неким организациям, предприятиям или производствам. Речь идет о миллиардных (в армянских драмах) кредитах", - заявил Осипян.
Активисты движения "Мое право" 18 сентября 2020 года пригрозили властям Нагорного Карабаха акциями протеста, если до следующего вечера им не будет представлена информация о бюджетно-кредитной политике и расходах бюджета. Не дождавшись ответа властей, 19 сентября 2020 года активисты движения "Мое право" вновь провели акцию протеста, на которой рассказали прохожим о коррупции.
"Идут разговоры, что коррупция во властных структурах продолжается по сей день, и если кто-то из граждан располагает конкретными фактами, то движение готово выслушать любого, кто предоставит их", - отметил он.
"Я присутствовал на протестной акции в Степанакерте две недели назад как гражданин, потому что считаю требования активистов движения "Мое право" справедливыми и уместными", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" лидер оппозиционной партии "Завтрашний Арцах (Нагорный Карабах)" Тигран Петросян.
По его мнению, "власти могли бы быть более расторопными, так как поднятая проблема жилья вынужденных перемещенных лиц требует скорейшего решения". "Впечатление, что власти не хотят заострять проблему", - заметил Петросян.
Житель Степанакерта Валерий Хачатрян рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что не участвовал в акции протеста, однако следил за акцией в прямом эфире. Он считает, что "перекрытие дороги и выдвинутые требования были оправданы, так как только так можно добиться чего-то от властей". "Те требования, которые выдвигают члены движения "Мое право", должны стать стимулом для руководителей страны и подсказкой, на какие проблемы необходимо обращать больше внимания. Власти должны перейти к конкретным практическим действиям. Надеюсь, они это понимают и не будут тянуть время", - сказал он.
Хачатрян отметил, что пока протестные движения малоактивны, но если власти будут бездействовать, то протесты могут участиться и приобрести более широкий масштаб.
"Кавказский узел" также писал, что 30 марта Генпрокуратура Нагорного Карабаха сообщила, что изучает заявления о незаконном приобретении квартир и домов. "Управление защиты государственных интересов Генеральной прокуратуры Нагорно-Карабахской Республики начало изучение утверждения о незаконном приобретении квартир на государственные средства и пожертвования бывшими высокопоставленными чиновниками и их продаже на основе заявления, представленного в прокуратуру", - говорилось на сайте ведомства.
Вначале апреля правительство Нагорного Карабаха сообщило о готовности поддержать беженцев, которые хотят заняться бизнесом, и компенсировать потерю имущества в результате осеннего обострения конфликта и передачи части районов Азербайджану. В Нагорном Карабахе продолжается строительство жилья для беженцев, выплачиваются единовременные пособия, в том числе инвалидам и семьям погибших, увеличены пособия на детей. По словам президента Араика Арутюняна, в течение двух с половиной лет планируется построить более пяти тысяч частных домов и квартир для вынужденных переселенцев.
Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжались с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. В результате Нагорный Карабах утратил контроль над двумя третями территории. Какие территории Азербайджан получил по условиям мирного соглашения, можно увидеть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе.
Подробнее с информацией об обострении карабахского конфликта в 2020 году можно ознакомиться в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".