ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Работы по борьбе с опустыниванием в Калмыкии, на которые получена субсидия в 10 миллионов рублей, выполнены в полном объеме, а уголовное дело сфабриковано, заявили обвиняемые в мошенничестве главы фермерских хозяйств Баира Цыгаменко и Светлана Хенкеева. Видеообращения в поддержку фермеров записали финалисты телешоу "Новая звезда".
Как писал "Кавказский узел", руководитель информационно-консультативного центра "Помощник" Баира Цыгаменко и ее заместитель Светлана Боджаева (Хенкеева) подозреваются в том, что попытались получить субсидии в Минсельхозе Калмыкии, представив фиктивные документы о работах в рамках борьбы с опустыниванием. Дело расследуется по статьям о мошенничестве и покушении на мошенничество. Подозреваемые заявили, что выполнили работы в полном объеме. 12 июля следователи допросили Цыгаменко и Боджаеву (Хенкееву), а затем отпустили домой. По мнению Цыгаменко, на решение не заключать их под стражу повлиял резонанс в соцсетях. 15 июля 2020 года в Элисте прошли пикеты в защиту предпринимателей. Обе подозреваемые в мошенничестве испытывают трудности с поиском адвоката, призналась Цыгаменко.
В июле 2020 года предприниматели рассказали о своей ситуации в эфире на странице bez_prava_na_vyzhivanie в соцсети Instagram. "В 2019 году нами были выполнены мелиоративные мероприятия по борьбе с опустыниванием на территории Бергинского СМО Юстинского района […] Мы отработали порядка двух тысяч гектаров. Вся территория закреплена – пески не движутся", – заявила Светлана Хенкеева на видео. Она рассказала, что в мае 2020 был подан пакет документов на получение субсидий за проведенные работы. "В течение всего времени были постоянные препоны со стороны работников министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия. В конце концов наш пакет документов изъяли сотрудники ОБЭП", – сказала Хенкеева. Баира Цыгаменко рассказала, что на созданной в Instagram странице будут выкладываться фото- и видеосвидетельства о проделанной работе. Страница была активна до декабря 2020 года.
По версии следствия, предприниматели в 2019 году "представили в региональное министерство сельского хозяйства документы, содержащие фиктивные (завышенные) сведения о фактической стоимости выполненных ими фитомелиоративных работ по посадке растения джузгун и посеву семян житняка". В результате они получили субсидии из республиканского бюджета на общую сумму 10 миллионов рублей, утверждает следствие.
"Фитомелиоративные работы были выполнены с нарушением запатентованной технологии посадки растений на открытых песчаных массивах, удешевлением стоимости посадочного материала, что привело к низким результатам посадочных работ с точки зрения приживаемости растений, их нулевой потребительской стоимости и недостижению основной цели фитомелиоративных работ по закреплению песков", – говорится в сообщении на сайте прокуратуры Калмыкии от 29 июня.
Следователи полагают, что полученные субсидии обвиняемые "путем проведения фиктивных сделок и финансовых операций в целях придания правомерного вида владению перевели на подконтрольные им банковские счета", что позволило им беспрепятственного использовать деньги по своему усмотрению.
Цыгаменко и Хенкеева обвиняются в мошенничестве, "совершенном группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере", а также "легализации преступных доходов" (часть 4 статьи 159, часть 3 статьи 30 и части 3 статьи 174.1 УК России), уголовное дело передано в суд, информировало надзорное ведомство.
На имущество обвиняемых на сумму более 21 миллиона рублей наложен арест, сообщила прокуратура. Кроме того, прокуратура предъявила фермерам иск "о возмещении ущерба на сумму 10 миллионов рублей, причиненного бюджету республики", отмечается в сообщении.
Максимальное наказание по этой статье – десять лет лишения свободы.
Материалы уголовного дела переданы в Элистинский горсуд 30 июня, сообщается в карточке дела на сайте суда.
Цыгаменко отчиталась о выполнении работ по посадке джузгуна
Участки пустыни, где весной 2019 года был посажен джузгун для закрепления песка, "на сто процентов озеленены", заявила Баира Цыгаменко после того, как побывала 6 июля в поселке Бергин Юстинского района. "Если бы не наши со Светланой уголовные дела, в междурядье джузгуна можно было бы уже сеять кормовую траву – житняк, прутняк. Мы потеряли два сезона, которые обеспечили бы фермеров кормовой базой примерно на десять лет. Первые два года скот пасти на этих участках нельзя – пока трава укоренится. Зато потом она становится только гуще, когда скот начинает пастись", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
На участках, где посадка джузгуна проводилась осенью 2019 года, кустарник в прошлом году не укоренился из-за засухи, но после "относительно снежной зимы" нынешнего года и дождей, которые прошли этим летом в Юстинском районе, "саженцы принялись, и зеленая масса пошла в рост", заверила Цыгаменко. "Джузгун при отсутствии осадков может находиться два-три года в состоянии анабиоза. То есть он спит, но не погибает. А когда получает необходимое количество влаги для вегетации, начинает развивать корневую систему. Именно корневая система сдерживает песок", – отметила предприниматель.
22 июля 2020 года режим чрезвычайной ситуации был введен в связи с засухой и суховеем в Лаганском, Черноземельском, Юстинском, Яшкульском, Ики-Бурульском, Целинном и Приютненском районах Калмыкии. 20 октября режим ЧС был объявлен также в Кетченеровском районе. 1 августа замглавы Минсельхоза Калмыкии Сергей Антонов сообщил в ноябре 2020 года, что в республике из-за засухи погибло 2,8 миллиона гектаров пастбищ, а общий ущерб превышает 1 миллиард рублей.
По ее словам, усилиями фермеров и жителей поселка удалось остановить "самый большой в районе движущийся бархан" площадью 360 гектаров, высотой – 12-20 метров. "Нам ученые советовали запатентовать нашу технологию посадки джузгуна. Обычно применяют либо механизированный, либо ручной способ. Мы комбинируем: по одной борозде у нас идет и механизированная, и ручная работа", – пояснила Цыгаменко.
Она заверила, что обвинения в хищении бюджетных средств не соответствуют действительности. "Мы со Светланой получали столько же, сколько наши работники: тысячу рублей в день. Я со своим сыном до сих пор живу на съемной квартире. Светлана живет с мамой, сестрой и дочкой. Единственные машины, которые мы купили за счет помощи Центра предпринимательской деятельности и доходов нашего центра "Помощник" – это трактор, лесопосадочные машины, пассажирская "Газель" и "Нива" с прицепом. Вся техника нужна была для работы. Личных авто у нас нет. После того как прокуратура сообщила, что у нас арестовано имущество, анонимы в соцсетях стали писать, что мы наворовали миллионы. Но 21 миллион – это кадастровая стоимость двух земельных участков в Яшалтинском районе. Они были приобретены задолго до того, как мы стали заниматься фитомелиорацией", – заявила Цыгаменко.
То, что посадка выполнена "в полном объеме", подтверждают результаты геоботанической экспертизы, заказанной следствием и проведенной "Ростовским центром судебных экспертиз", добавила фермер. "Эксперты указывают, что посадка джузгуна выполнена в объеме 90-100 процентов. При этом экспертизу они провели не сразу, когда возбудили уголовное дело, а в декабре 2020 года, когда зелени уже нет. И в рамках геоботанической экспертизы появилась еще и бухгалтерская экспертиза, которую МВД изначально не запрашивало. Все эти доводы мы отразили в жалобе на имя генпрокурора России Игоря Краснова, уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова и президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александра Калинина", – рассказала предприниматель.
Обвиняемые назвали уголовное дело "заказным"
В жалобе, копия которой есть в распоряжении "Кавказского узла", Цыгаменко и Хенекеева сообщили, что посадили джузгун безлистный на земельных участках площадью 1060 гектаров и житняк – на 239 гектарах. Как утверждают фермеры, работы были произведены «за счет собственных средств Цыгаменко, полученных от деятельности крестьянско-фермерских хозяйства и информационно-консультационного центра «Помощник» с частичных привлечением заемных средств». «По результатам судебной геоботанической экспертизы было получено заключение от 21 декабря 2020 года, согласно выводам которого посадка джузгуна произведена в объеме от 90 до 100 процентов. То есть полностью выполнены работы, что также подтверждает вывод ФГБУ "Управление по восстановлению Черных земель и Кизлярских пастбищ", – указывают предприниматели.
Принятая в 1986 году "Генеральная схема по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ" охватывает 5,4 млн гектаров: 3,6 млн – на Черных землях [Калмыкии] и 1,8 млн – на Кизлярских пастбищах [Дагестана], рассказал 2 июля в интервью Федеральному научному центру агроэкологии директор калмыцкого филиала центра, бывший министр сельского хозяйства Калмыкии Баатр Болаев. "Генеральная схема по борьбе с опустыниванием, к сожалению, из-за недофинансирования выполнена на 32 процента. Несмотря на это, благодаря проделанной работе были остановлены движущиеся пески на площади 350 тысяч гектаров, сделан заметный сдвиг в остановке экологической катастрофы", – отметил Болаев. По его словам, процесс опустынивания "приобрел спонтанное развитие, и ситуация стала оцениваться как экологическое бедствие" в конце 1980-х годов, когда ежегодный прирост площади барханных песков стал составлять 60 тысяч гектаров, указано на сайте Федерального научного центра агроэкологии.
Управление по восстановлению Черных земель и Кизлярских пастбищ является "единственным специализированным федеральным учреждением на территории ЮФО и СКФО в области фитомелиорации, подчеркнули Цыгаменко и Хенкеева.
Комиссией управления был проведен мониторинг выполненных работ, составлены акты о соответствии выполненных работ проектно-сметной документации "в полном объеме", указали фермеры. "На основании этого были поданы документы в министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия с заявлением на получение субсидий <…> на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части фактически осуществленных ими расходов на гидромелиоративные, культуртехнические, агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия. <…> Однако поданные документы были изъяты сотрудниками полиции", – говорится в жалобе предпринимателей.
Основанием для возбуждения уголовного дела послужил отчет бюджетного научного учреждения Калмыкии "Институт комплексных исследований аридных территорий", отметили Цыгаменко и Хенкеева. При этом, указывается в жалобе, "учреждение ведет научные исследования в гуманитарной сфере и неправомочно проводить экспертизу в области фитомелиоративных мероприятий". "В соответствии с нормативными документами, по завершенным фитомелиоративным мероприятиям осуществляются выездные обследования участков специализированными государственными организациями", – подчеркивают фермеры.
Цыгаменко и Хенкеева считают, что уголовное дело носит "заказной характер", поскольку "основание для возбуждения дела является сфальсифицированным": подготовивший отчет "Институт комплексных исследований аридных территорий" не является структурным подразделением министерства сельского хозяйства Калмыкии. "Заключение геоботанической экспертизы и допрошенные свидетели – жители поселка Бергин Юстинского района Республики Калмыкия подтвердили, что посадка джузгуна на всех территориях проведена полностью в требуемые агротехнологические сроки", – констатировали предприниматели.
В октябре 2019 года Баира Цыгаменко записала видеообращение в поддержку участников одного из митингов против назначения Трапезникова. На кадрах видео, опубликованного 30 октября 2019 года на видеохостинге Youtube, видно, что она находится в пустыне. Предприниматель говорит, что не может участвовать в протестной акции из-за работы. Обращаясь к главе Калмыкии Бату Хасикову, Цыгаменко заявила, что ее выступления на предыдущих митингах "сказываются" на ней и ее родственниках.
Следователи пригрозили заключить Хенкееву под стражу за активность в соцсетях
Жалоба была направлена 19 июня, ответа из ведомств пока не было, сообщила 8 июня корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Хенкеева. "В конце мая мы хотели попасть на встречу с комиссией Генпрокуратуры в Элисте, но нас туда не пустили. Сотрудник республиканской прокуратуры сказала, что мест нет, и что даже наше заявление с просьбой встретиться она принять не может, потому что точно знает, что у комиссии не будет возможности нас выслушать. С прокурором Калмыкии нам тоже не дали встретиться", – рассказала предприниматель.
По ее словам, потерпевшим по делу признан Минсельхоз Калмыкии, но заявления о хищении средств от министерства в материалах уголовного дела нет. "Иск нам выставила прокуратура от лица Минсельхоза", – уточнила Хенкеева.
Основным нарушением технологии посадки джузгуна, по мнению следствия, является посадка черенков, а не саженцев, рассказала фермер. При этом она заверила, что в песках Калмыкии лучше принимаются именно черенки. "Посадка саженцев предполагает постоянный полив и орошение. У нас это нерентабельно. К тому же саженцы надо перевозить на участки вместе с корневой системой, грунтом. Они не всегда принимаются, потому что их сажают в другой грунт, другую почву. Поэтому эффективнее посадка черенками, без полива", – пояснила Хенкеева.
Остановка песка – это лишь первый этап борьбы с опустыниванием, добавила она. "Наша цель была не просто остановить песок, а восстановить пастбищные угодья. Когда песок перестал двигаться, мы засеяли бы кормовые травы. Кроме того, мы планировали создать питомники – продавать черенки и саженцы... Нам сейчас говорят, что у нас нет документов на посадочные материалы. Нам взять их негде. Только после создания питомников мы стали бы зарабатывать. Все, что мы проделали, можно назвать подготовительным этапом", – указала предприниматель.
Она уточнила, что ее дочке четыре года, а сыну Баиры Цыгаменко 11 лет. "Мы обе в разводе, сами воспитываем детей. Фитомелиорацией занялись где-то в 2016 году. Сначала только консультировали, готовили фермерам пакеты документов на субсидии, участие в грантах. Потом решили изучить работу изнутри. Баира поехала на участки, сажала с фермерами кустарники, а я оставалась в центре, работала с документами. Затем стали выезжать вдвоем. Вывозили студентов на производственную практику. Баира проводила фитомелиоративные работы не только в Калмыкии, но и в Наурском районе Чечни. Нас до сих пор туда зовут, чтобы мы провели посев трав", – рассказала Хенкеева.
В конце прошлого года фермеры прекратили вести страницу в соцсети bez_prava_na_vyzhivanie по требованию следователей, сказала предприниматель. "Нам через адвокатов передали, чтобы мы прекратили активность в соцсетях, иначе нам поменяют меру пресечения на заключение под стражу. Они ссылались на то, что мы можем оказывать влияние на следствие. К примеру, если мы расскажем, что платили тысячу рублей в день, то тем самым предупредим свидетелей, что надо говорить именно так. Мы перестали публиковать посты. А когда получили результаты экспертизы, где сказано, что объем выполненных работ – 90-100 процентов, мы обрадовались и подумали, что дело закроют. Но когда нас ознакомили с обвинительным заключением, мы вновь стали рассказывать о своем деле в соцсетях – терять нам уже нечего", – заявила Хенкеева.
Она сообщила, что "на днях" сменили адвокатов. Защитники Цыгаменко и Хенкеевой сказали корреспонденту "Кавказского узла" сказали, что приступили к изучению материалов дела.
Финалисты телешоу "Новая звезда" поддержали калмыцких фермеров
Предприниматели рассказывают о своем уголовном деле на личных страницах в Instagram. 6 июля Баира Цыгаменко выложила на своей странице baira_schastlivaya видеоотчет о поездке в поселок Бергин, в котором показала подписчикам, как растет джузгун. На видеофрагментах видно, что кустарники принялись, и участки пустыни позеленели.
Светлана Хенкеева 8 июля на своей странице svetlana_khenkeeva выложила два видеоролика с записями в их с Цыгаменко поддержку. В одном из них финалист телешоу "Новая звезда-2021" Энвер Каримов говорит: "Искренне сочувствую, что государство никак не обращает внимания на такое абсурдное обвинение. <…> Я надеюсь, что вас оправдают, и оправдают, публично извинившись". На втором победитель этого конкурса – певец под псевдонимом Юджи – просит "всех неравнодушных как-то скооперироваться и помочь девушкам". "Девушки делали добрые дела, а за это их хотят посадить. Давайте не допустим этого. Пламенный привет из Ставрополя. И пусть справедливость восторжествует", – заявил Юджи.
Отметим, что 30 июня, сразу после того как стало известно о передаче в суд уголовного дела Цыгаменко и Хинкеевой, на площадке Change.org была размещена петиция в поддержку фермеров "Спасите людей, которые борются с опустыниванием, их судят несправедливо". По состоянию на 03.00 мск 9 июля, петицию подписали 326 человек. "Мне небезразлична судьба этих людей", – прокомментировала петицию Алина Пылаева. "Спасите девушек от тюрьмы, они спасают наши степи от пустыни", – призвал Улан Дорджиев.