13:13 / 10.07.2021Защита назвала обвинения в адрес Ниямеддина Ахмедова несостоятельными

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Обвинения, предъявленные активисту партии Народного фронта Азербайджана  Ниямеддину Ахмедову, лишены правовых оснований, заявила его адвокат, аргументировав суду свою точку зрения. Зибейда Садыгова также заявила о нарушении прав ее подзащитного на телефонные разговоры с родственниками.

Как писал "Кавказский узел", весной 2020 года активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Ниямеддин Ахмедов был приговорен к 30 суткам ареста за нарушение карантина и неподчинение требованиям полиции. Однопартийцы активиста заявили, что силовики пытали его, чтобы он оговорил лидера ПНФА Али Керимли. Когда истек срок ареста, Ахмедов был обвинен в финансировании терроризма. Оппозиционер заявил, что дело сфабриковано. В январе ему были предъявлены новые обвинения - в публичных призывах против государства и незаконном обороте запрещенных предметов. На подготовительном заседании суд отказал Ахмедову в переводе под домашний арест, другие ходатайства защиты также были отклонены. 11 марта в суде Ахмедов подробно описал пытки, которым его подвергали во время следствия, чтобы добиться показаний против Керимли. Жалобы на пытки прокуратура проигнорировала, заявила адвокат. 

По версии Генпрокуратуры, Ахмедов получал деньги, предназначенные для террористической деятельности, от находящегося в эмиграции в Германии Габиля Мамедова, который "создал тайную группу с целью совершения террористических действий и подрыва в Азербайджане общественной безопасности". Однако зампред ПНФА Гезяль Байрамлы рассказала, что Ахмедов и Мамедов ранее были соседями, Мамедов взял в долг деньги у Ахмедова, а "спустя несколько лет после отъезда в Германию стал возвращать эти средства частями".

Адвокат Зибейда Садыгова рассказала, что на заседании 9 июля она также выдвинула ряд ходатайств.

"Наше первое ходатайство было связано с необходимостью допроса судом посредством Skype проживающего в Германии Габиля Мамедова и его супруги. Его допрос обязателен, поскольку следствие утверждало, что Мамедов пересылал деньги якобы для финансирования террористической деятельности", - сказала Садыгова корреспонденту "Кавказского узла".

Еще одно ходатайство было связано с необходимостью запроса документов и видеозаписей из учреждения, где Ахмедов содержался в период административного ареста. По словам адвоката, тогда его права были серьезно нарушены: активиста "незаконно вывозили в другое ведомство, подвергали допросу". "Поэтому я просила суд направить запрос, чтобы документы и видео были направлены, и мы могли бы доказать незаконность действий в отношении Ахмедова", - отметила Садыгова.

По ее словам, третье ходатайство было о том, что Ахмедову необходимо разъяснить суть обвинения. "Ниямеддин Ахмедов не раз и в ходе следствия, и на суде заявлял, что ему не ясна суть обвинения. Он не понимает, в чем его обвиняют. Ниямеддин Ахмедов считает себя невиновным", - отметила адвокат. Однако суд отложил рассмотрение ходатайств на следующее заседание, добавила она.

Садыгова также обратила внимание на то, что Ахмедову после задержания не дают возможности поговорить с членами семьи по телефону. "За почти год содержания под арестом Ахмедову лишь трижды давали встречи с родными, и первое свидание состоялось лишь спустя полгода. Телефонных разговоров до сих пор не предоставили. Я трижды обращалась в суд. Однако суд отказывался рассматривать жалобу по существу, а апелляционная инстанция оставляла в силе это решение", - сказала она.

Адвокат также отметила, что жалобы Ахмедова на пытки не были расследованы. Что же касается обвинений по существу, то, по словам Садыговой, ни по одному из них нет достоверных доказательств.

"Следствие не представило доказательств того, что деньги, пересылаемые Мамедовым Ахмедову, предназначались для террористической деятельности. Напротив, свидетели подтвердили, что у Мамедова был долг Ахмедову, и он возвращал его", - сказала Зибейда Садыгова.

Несостоятельно, по ее мнению, и обвинение по статье 233-1.1.2 УК Азербайджана (незаконный оборот предметов, исключенных из гражданского оборота). Следствие квалифицировало как "незаконный оборот предметов, исключенных из гражданского оборота", очки со встроенной видеокамерой. "Такие очки включены в список предметов, оборот которых ограничен, а не в перечень предметов, оборот которых запрещен. С другой стороны, такие очки есть в открытой продаже на интернет-сайтах за 150-200 манатов (90-120 долларов), и я представила суду документы, подтверждающие это", - пояснила Садыгова.

Она назвала "лишенным правовых оснований" и обвинение по статье 28,281.2 УК Азербайджана (подготовка к публичным призывам, направленным против государства, совершенные неоднократно группой лиц).

По словам адвоката, суд завершил этап слушаний свидетельских показаний, и далее начнется исследование документов. Следующее заседание состоится 16 июля.

Наблюдавший за процессом член неправительственной организации "Линия защиты" Тезехан Мираламли считает, что в ходе суда версия обвинения разваливается. "Свидетели в суде подтвердили, что доставляли от Мамедова деньги Ахмедову для погашения долга. Более того, некоторые из них дали показания, что Мамедов пересылал деньги из Германии и другим лицам, которым он был должен", - сказал Мираламли корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, ни одного доказательства о какой-либо причастности Ахмедова к терроризму или его финансированию не было представлено. "К примеру, в качестве свидетеля была привлечена активистка ПНФА Саадат Джахангир, которая координирует помощь семьям политзаключенных. Она подтвердила, что Ахмедов передавал ей деньги на помощь семьям политзаключенных. Но эти средства не имели никакого отношения к делу и тем более к терроризму. Это были личные деньги Ахмедова", - заявил Мираламли.

Он сообщил, что всего были допрошены шесть свидетелей, двое из которых были представлены защитой. "Ни в одном показании нет ничего и близко похожего на какую-либо причастность Ахмедова к терроризму", - подытожил Мираламли.

Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.

"Кавказский узел" писал, что в 2020 году правозащитный союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" включил Ниямеддина Ахмедова в список политзаключенных.

Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид